Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа
Целью представленной работы является анализ марксистской философии, в частности, изучение процесса развития марксистской философии В.И. Лениным, как крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса.
Данная цель работы реализуется через решение следующих задач:
- рассмотреть тему философии в творчестве В.И. Ленина, его философские взгляды о государстве, культуре, нравственности;
- рассмотреть состояние философской мысли в сталинский период, в частности, подавление философии в СССР;
- охарактеризовать основные тенденции развития философии в послесталинский период.
Введение. . . . . . . . . . . 3
1. Тема философии в творчестве В.И. Ленина. Философские
взгляды о государстве, культуре, нравственности. . . . 7
2. Состояние философской мысли в сталинский период.
Подавление философии в СССР. . . . . . . 17
3. Основные тенденции развития философии в
послесталинский период . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы. . . . . . 32
Категории, описывающие субъективную сторону человеческого бытия, не могут быть сведены ни к категориям, с помощью которых описывается мир объектов, ни к таким категориям, как классы и нации, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, с помощью которых описываются структура и развитие общества. И если процессы социальной жизни рассматриваются безотносительно к этим понятиям и категориям, выражающим мир личности, человеческую субъективность, то теряется основа для выявления гуманистического (или антигуманного) содержания этих процессов, для их оценки с точки зрения человека и человечества. Именно здесь кроются истоки отчуждения философии от нужд и потребностей человека.
Итак, перед философией эпохи перестройки встает сложная и ответственная задача – раскрыть в полном объеме саму материалистическую диалектику, в рамках которой достойное место должна занять человеческая субъективность – эта важнейшая сфера бытия. Перестройка с ее пафосом гуманизации всех сторон жизни общества, гуманистического обновления социализма не только создает предпосылки для того, чтобы увидеть, поставить, зафиксировать эту проблему, но и требует ее разработки. И здесь открывается новый, пока еще почти не разработанный пласт философских исследований, направленных на конструктивную критику существующей социальной реальности и на выработку идеалов и путей ее гуманистического обновления.
Поэтому проблемы человека
и гуманизма вновь выходят
на первый план философских исследований.
Стоит задача комплексного изучения
человека во взаимосвязи социальных
и природно-биологических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия, созданная К. Марксом (1818–1883) при участии Ф.Энгельса (1820–1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца ХVIII – начала ХIХ века.
Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей.
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это – мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм” (1911). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.
После революции 1917 года философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали, либо были репрессированы и погибли. В 1922 году из России был отправлен “философский пароход”, на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры.
В Советском Союзе в 20 – 30-е годы формировались официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Так, борьба механистов и диалектиков (А.М. Деборин) закончилась победой последних, но в 1931 году они были объявлены “меньшевиствующим уклоном ”.
В 1932 году складывания «культовая идеология». Восторженный тон, безмерные эпитеты, приписывание Сталину заслуг, ему не принадлежащих, - все это набирает силу в первой половине 30-х годов и становится стандартом мышления во второй половине 30-х годов. Работы Сталина были канонизированы как высший образец творческого марксизма и марксистско-ленинского решения теоретических проблем. Своего апогея безудержное восхваление работ Сталина достигло после выхода в 1938 году очерка «О диалектическом и историческом материализме», вошедшего в «Краткий курс истории ВКП (б)». Очерк «О диалектическом и историческом материализме» был объявлен непревзойденным образцом творческого марксизма и положен в основу преподавания философии. По его схеме отныне строились учебники по марксистской философии.
Именно в предвоенный период сложился догматический образ марксизма. Вся философская «работа» рассматривалась как переизложение и комментирование трудов и идей Сталина, а то, что выходило за рамки философских указаний «гениального мыслителя», отсекалось и пресекалось. Постепенно, однако, начинается падение уровня историко-философской работы, сужение ее тематики. Количество издаваемых на русском языке трудов классиков философии сокращается.
Новый этап духовной жизни нашего общества, и в частности в сфере философии, начинается после смерти И.В. Сталина и осуждения культа его личности XX съездом КПСС в 1956 году. Осуждение в документах съезда культа личности Сталина, произвола и беззаконий предшествующих десятилетий, решения съезда в целом вдохнули новую жизнь в марксистскую философию и открыли перед ней новые перспективы. Философы напрямую обращаются к работам Маркса, Энгельса, Ленина, заново открывая в них те идейные богатства, которые оставались под спудом во времена господства примитивной сталинско-ждановской версии марксизма.
В конце 60 – начале 70-х годов философия обращается к проблематике человека и гуманизма, к таким темам, как вопросы войны и мира в ядерную эпоху, рациональное природопользование и сохранение среды обитания, народонаселение и продовольственная проблема, и другим вопросам общечеловеческой значимости. Творческий импульс XX съезда КПСС не ослаб и в 70-е – начале 80-х годов, и он позволил создать философские предпосылки перестройки.
Смысл перестройки в философии состоит в анализе острейших мировоззренческих проблем, порождаемых современным развитием социализма и цивилизации в целом, разработка такой концепции социализма, которая выступает как программа гуманизации всех сфер общественной жизни, и в том числе научно-технического развития, которая ставит во главу угла интересы человека, его саморазвития и самореализации. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 736 с.
2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995. – 190 с.
3. Замалаев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. – СПб.: Издательство Санкт-Петербурского университета, 1999. – 312 с.
4. Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. – 2-е изд., доп. – М.: Мысль, 1982. – 277 с.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1954. Ч. 3.
6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18.
7. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29.
8. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.
9. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41.
10. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991. – 559 с.
11. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Лань, 1998. – 320 с.
12. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с.
13. История философии в кратком изложении.– М.: Мысль, 1995. – 590 с.
14. Марксистско-ленинская философия. Исторический материализм. Изд. 6-е, доп. и дораб. Под общ. ред. А.Д. Макарова. – М., «Мысль», 1976. – 432 с.
15. Философия ХХ века: Учебное пособие. – М.: ЦИНО общества Знание России, 1997. – 288 с.
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 162.
2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 295.
3 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 275-276.
4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 87-88.
5 См. там же. С. 40-41.
6 Там же. С. 40.
7 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 95.
8 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1954. Ч. 3. С. 316
Информация о работе Марксисткая философия в России в ХХ веке