Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:48, контрольная работа

Описание

Философы хотят знать, в чем смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопросы: что такое человек? В чем его сущность? Определить же сущность человека, значит показать его принципиальное отличие от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, иначе говоря, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Материализм и идеализм 3
2. Исторические формы материализма 6
3. Метафизический и идеалистический идеализм 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Метафизический и идеалистический идеализм

 

Характеризуя марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего диалектического процесса развития.

«Движущее начало всякого развития, - писал Энгельс, - разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Признание внутренних противоречий в предметах и явлениях природы В. И. Ленин считал ядром всей марксистской диалектики как науки. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов» - писал он.

В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

В противоположность идеализму и метафизике диалектический материализм видит источник развития во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому предмету, явлению.

Процесс развития от низшего к высшему в природе и обществе протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, в порядке борьбы противоположностей.

Раскрытие процесса развития как борьбы противоположностей позволяет более конкретно и глубоко познать сущность всех основных черт марксистского диалектического метода. Борьба противоположностей есть особый вид взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе.

С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

Немецкий философ И. Кант утверждал, что все противоположные силы в природе нейтрализуют друг друга и в результате этого в природе нет будто бы внутреннего источника движения. Из этого метафизического положения Кант сделал идеалистический вывод: мир в его целом сам по себе есть ничто, и лишь по воле другого он есть нечто, Кант рассматривал противоречия конечного и бесконечного в природе не как объективно существующие, а как свидетельство бессилия человеческого разума познать мир и стремился подчинить науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере.

Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок.

Буржуазные учёные-биологи XIX - XX вв., не умея найти действительно двигательные силы изменения организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так называемые виталисты).

Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым.

Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

Диалектический материализм ведёт борьбу против метафизического подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу о противоречиях процесса развития означало удар и по идеализму.

Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира.

Ф. Энгельс в своём труде Анти-Дюринг разоблачил метафизическое утверждение Дюринга о том, что мир некогда находился в равном самому себе состоянии абсолютного покоя и что в природе нет якобы никаких внутренних противоречий. Энгельс показал, что, хотя Дюринг на словах предлагал запретить религию в своём утопическом социалитарном государстве будущего, однако на деле он, отрицая внутренние противоречия в природе, давал основания для идеалистического вывода о боге как источнике движения в мире.

Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях природы и общества являются будто бы только свидетельством ошибок в мышлении, только логическими, а не жизненными противоречиями. Эти аргументы врагов диалектики полностью разоблачаются данными науки и практики.

Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

Эти стороны предметов и явлений называются противоположностями. Отношения (борьба) противоположностей, являющиеся двигательной силой развития, называются диалектическими противоречиями.

Наука раскрыла внутренние противоречия в таком явлении природы, как механическое движение тел в пространстве.

Наукой давно были обнаружены противоречащие друг другу и в то же время присущие самой природе силы: притяжение и отталкивание.

Только материалистическая диалектика смогла в борьбе против метафизики и идеализма сделать правильные выводы из открытий современного естествознания, рассматривая развитие природы как результат взаимодействия противоположных сил. Познание противоречий в природе даёт возможность активно использовать силы природы и общественно-производственной деятельности людей.

Борьба противоположностей, внутренне присущих предметам и явлениям природы, является объективной закономерностью всего материального мира - двигательной силой процесса развития. Это доказано всей историей науки и опытом развития общества.

Марксистская диалектика исходит из того, что в природе и в обществе имеются внутренние противоречия, свойственные предметам и явлениям, и внешние противоречия между предметами и явлениями, сосуществующими одновременно.

Марксистский диалектический метод учит всесторонне анализировать процесс развития, опираясь на данные науки и практики, вскрывать в любом явлении как положительные, так и отрицательные стороны исследуемых предметов и явлений. Но при этом марксистский диалектический метод требует не созерцательного отношения к противоречивым сторонам предметов и явлений, а самой активной поддержки нового, имеющего будущее, и самой активной борьбы против старого, отживающего.

Марксистский диалектический метод показывает значение марксистской теории классовой борьбы, непримиримой классовой, пролетарской политики, значение коммунистической партийности, принципиальности.

Марксистская диалектика показывает значение критики и самокритики как специфической формы воспитания кадров, как формы раскрытия и преодоления неантагонистических противоречий в развитии советского общества.

Закон борьбы противоположностей есть важнейшая черта марксистского диалектического метода, суть и ядро материалистической диалектики именно потому, что он раскрывает наиболее глубокое внутреннее содержание процесса развития.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведения данной контрольной работы были выявлены следующие факторы:

Материализм (от лат. materialis-вещественный) философское  мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологическипервичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Философский материализм насчитывает три основные формы: античный (наивный), метафизический, современный или диалектический.

Метафизический материализм характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы.

Диалектический материализм в противоположность идеализму рассматривает ощущения, представления и мысли как субъективные отражения объективной действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

2.      Ойзерман Т.П. Главные философские направления. - М.: 1971.

3.      Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

4.      Философия. Университетский курс. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

5.      Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.

 

 

              1



Информация о работе Материализм и идеализм