Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание

Материализм (от лат. materialis вещественный) – это философское направление, в соответствии с которым материя (объективная реальность - природа, материальная субстанция) является первичным началом. А идеальное (дух, сознание) — вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Содержание

Стр.

Материализм и идеализм
3
Исторические формы материализма
5
Различие между метафизическим и диалектическим материализмом

10
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

КР Философия.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     Поэтому диалектический метод требует, чтобы  явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи  и обусловленности, но и с точки  зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания.

     Для диалектического метода важно, прежде всего, не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается.

     в) В противовес метафизике диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, –  а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

     Поэтому диалектический метод считает, что  процесс развития следует понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

     г) В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, свое прошлое и будущее, свое отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные. 

 

3. Различие между  метафизическим  и диалектическим материализмом

     Все материалисты исходят из признания  первичности материи и вторичности  сознания. Но материалисты-метафизики не признают возникновения, развития сознания как свойства, присущего лишь высокоорганизованной материи. Для многих материалистов-метафизиков характерно представление о вечности сознания, о всеобщей одушевлённости материи.

     Так, например, материалист Спиноза, признавая  первичность материи (субстанции), утверждал, что сознание является атрибутом (неотъемлемым свойством) материи, вследствие чего, по мнению Спинозы, различие между неорганической и органической природой является лишь количественным, а не качественным. Материалист Дидро полагал, чувствительность в различной степени присуща всем вещам.

     В отличие от метафизического материализма марксистский философский материализм рассматривает отношение сознания к бытию с точки зрения развития: сознание есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства. Только эта точка зрения подтверждается данными эволюционной теории, физиологии, психологии и других наук.

     Все материалисты исходят из признания  познаваемости мира, рассматривая знания, науку как отражение объективной  реальности. Но материалист-метафизик, не умея применить диалектики к теории познания, не может объяснить перехода от непосредственного чувственного восприятия отдельных предметов (данные зрения, осязания и т. д.) к теоретическому мышлению, познанию, оперирующему понятиями, абстракциями. Материалист-метафизик не может поэтому объяснить, как осуществляется познание бесконечного, неограниченного во времени и пространстве мира, так как он не видит диалектического перехода от познания единичного, конечного, преходящего к познанию всеобщего, бесконечного, вечного, от познания чувственно воспринимаемого к познанию того, что хотя и существует объективно, в самом материальном мире, но не является непосредственно предметом наших ощущений (закон, необходимость, сущность и т. п.). Марксистский философский материализм, диалектически рассматривая процесс познания действительности, вскрывает противоречивое единство теории и практики, ощущения и мышления, абсолютной и относительной истины, абстрактного и конкретного, единичного и общего и т. д.

     Все материалисты признают закономерность явления окружающей действительности. Но метафизический материализм рассматривает законы природы как неизменные отношения неизменных сущностей, как отношения, увековечивающие данное состояние, препятствующие его изменению. Так, например, французский материалист XVIII в. Гольбах утверждал, что в природе всегда и везде существует один и тот же неизменный порядок вещей, неизменное сцепление причин и следствий, вследствие чего стремление человека изменить этот порядок по своему желанию представляет лишь “заблуждение мухи, думавшей, что она направляет ход кареты, сидя на её дышле”. Эта концепция фатализма исторически и теоретически связана с метафизическим пониманием объективной закономерности.

     Марксистский  философский материализм в отличив  от материализма метафизического считает  законы природы и общества законами их движения, изменения, развития, а только не увековечивающими данное состояние, а напротив, обусловливающими его преходящий характер.

 

 

Список  литературы 
 

1. Философия: Учебник  для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007
2. Философия: Учебник  для вузов., А.С. Кармин,  Г.Г. Бернацкий, 2-е  изд. – СПб: Питер, 2007. - 560с.
3. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: 1971 С.57,
4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004
5. Философский энциклопедический  словарь . – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм)
6. http://www.atsuk.dart.ru
7. http://nounivers.narod.ru
 
 

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 23275

Информация о работе Материализм и идеализм