Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:29, реферат
Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика
МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ
Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика –
метод противоположный
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.
Софистика – метод,
основанный на выведении из ложных,
но искусно и некорректно
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая
2. Методологическая
3. Мыслительно-теоретическая
4. Гносеологическая
5. Критическая
6. Аксеологическая
7. Социальная
8. Воспитательно- гуманитарная
9. Прогностическая
10. Общекультурная
11. Практическая
Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
Гносеологическая – познавательная.
Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.
Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.
Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
Общекультурная –
эту функцию философия
Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.
------------------------------
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяется три основных формы мировоззрения:
1. Мифологическое
2. Религиозное
3. Философское
Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.
Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.
Философское мировоззрение – отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.
В философском мировоззрении выделяется 4 компонента:
1. Познавательный
2. Ценностно-нормативный
3. Эмоционально-волевой
4. Практический
Философское мировоззрение имеет определенную структуру:
1 уровень: Элементарный – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания
2 уровень: Концептуальный – включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.
3 уровень: Методологический – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.
Философское мировоззрение прошло 3 стадии эволюции:
1. Космоцентризм
2. Теоцентризм
3. Антропоцентризм
Философское
мышление – это
мышление теоретическое и оно близко к
научному мышлению. Ученые считают, что
между философией и богословием существует
небольшая разница – философское сознание
противопоставлено обыденному сознанию.
Обыденное сознание | Философское сознание |
1. Определяется жизненными потрясениями, частичными мелкими проблемами(требует ситуация), отсутствует внутренний стержень, план, логика. | 1. Мышление принципиально
отгорожено от прозы жизни,
от лишних забот жизни. Для
теоретического занятия |
2. Предмет
обыденного сознания всегда |
2. Ученый думает
об обыденных вещах, но они
приобретают необыденное |
3. Оперирует
образами знакомых предметов,
слова не имеют четко |
3.В теоретическом
мышлении возникают мысленные
конструкции. Возникает ряд |
4. Опирается
на устную речь, никто не запоминает,
не записывает свои мысли, |
4.Любое положение доказывается, опираясь на запись и логику. |
. ДВИЖЕНИЕ СОФИСТОВ И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
Накопление философией объёма знаний, изменили общественную жизнь; произошел переход к другой философской проблематике: переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех её многообразиях. Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальником её являются софисты и Сократ. Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Например: рассуждения о прекрасном. Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.
Сократ верил, что, если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.
Сократ выделил три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание как обуздать страсть);
2) храбрость (знание как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание
как соблюдать законы
Можно ли научиться добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного с общему и наоборот). Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.
Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.
4. "ИДЕЯ" ПЛАТОНА
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427 - 347 г. до. н.э.) и Аристотель (384 - 322 г. до. н.э). Они подводят итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно (как у Демокрита), множество бытия, Платон называет идеями (Эйдес) или сущностями. Материальный мир, который нас окружает. И мы познаём своими чувствами, является, лишь "тенью" и произведён от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи являются низменными, неподвижными и вечными. Идея существует без человека - космология. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Бог, "приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Между огнём и землёй он поместил воду и воздух. Так возник Космос. В центр Космоса Бог вложил Душу. Затем смесь идей и материи Бог разливает по пространству, в результате чего Космос становится живым существом, одарённым умом. Затем Бог творит всё живое на Земле. Из смеси, которая разлита в пространстве, Бог готовит для каждого его душу. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений. Каждой душе соответствует неподвижная душа.