Методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:29, реферат

Описание

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

МЕТОДЫ  ФИЛОСОФИИ 

Метод философии  – средства, с помощью которых  осуществляются философские исследования.

1. Диалектика

2. Метафизика

3. Догматизм

4. Эклектика

5. Софистика

6. Герменевтика

Диалектика –  метод философского исследования, при  котором вещи, явления, рассматриваются  критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика –  метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются  обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и  носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической  философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого  творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются  поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто  эклектика использовалась для обоснования  каких-либо взглядов, идей, привлекательных  для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью неполучение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика –  метод правильного прочтения  и истолкования смысла текстов.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии  – основные направления применения философии, через которые реализуются  ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая

3. Мыслительно-теоретическая

4. Гносеологическая

5. Критическая

6. Аксеологическая

7. Социальная

8. Воспитательно- гуманитарная

9. Прогностическая

10. Общекультурная

11. Практическая

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая  – заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  – заключается в том, что философия  учит концептуально мыслить и  теоретизировать.

Гносеологическая  – познавательная.

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная –  эту функцию философия выполняла  с момента своего зарождения, философия  согласовывает и синтезирует  достижения всех видов человеческого  опыта. В настоящее время философия  является важнейшим духовным элементом  культуры человечества.

Практическая –  теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая  правильность теоретических суждений.

----------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в  формировании мировоззрения.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяется три основных формы мировоззрения:

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Философское

Мифологическое  мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере  в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

Философское мировоззрение – отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении  выделяется 4 компонента:

1. Познавательный

2. Ценностно-нормативный

3. Эмоционально-волевой

4. Практический

Философское мировоззрение имеет  определенную структуру:

1 уровень: Элементарный – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания

2 уровень: Концептуальный – включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3 уровень: Методологический – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение  прошло 3 стадии эволюции:

1. Космоцентризм

2. Теоцентризм

3. Антропоцентризм

Философское мышление – это мышление теоретическое и оно близко к научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница – философское сознание противопоставлено обыденному сознанию. 

Обыденное сознание Философское сознание
1. Определяется  жизненными потрясениями, частичными  мелкими проблемами(требует ситуация), отсутствует внутренний стержень, план, логика. 1. Мышление принципиально  отгорожено от прозы жизни,  от лишних забот жизни. Для  теоретического занятия человек  должен создать себе досуг.  Не может существовать без  фундаментальной науки. Философия  должна отрицать политическую  ангажированность (зависимость).
2. Предмет  обыденного сознания всегда соразмерен  человеку. Круг вещей человеком  постигается через чувства, интуицию. В обыденном сознании нет четкого  определения вещам и явлениям, оно скользит по поверхности. 2. Ученый думает  об обыденных вещах, но они  приобретают необыденное значение.
3. Оперирует  образами знакомых предметов,  слова не имеют четко очерченного  смысла, речь полна сокращений, наполнена  субъективностью, эмоциональностью, часто не аргументируется. 3.В теоретическом  мышлении возникают мысленные  конструкции. Возникает ряд последующих  шагов, заданных определенной  целью. Вырабатывается особый  язык, термины имеют однозначный  смысл. Исключена эмоциональность  и субъективность.
4. Опирается  на устную речь, никто не запоминает, не записывает свои мысли, часто  используются устные традиции. 4.Любое положение  доказывается, опираясь на запись  и логику.
   
 
 

. ДВИЖЕНИЕ СОФИСТОВ  И ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Накопление философией объёма знаний, изменили общественную жизнь; произошел переход к другой философской проблематике: переход  от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех её многообразиях. Возникает субъективистско - антропологическая тенденция в философии. Родоначальником её являются софисты и Сократ. Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Например: рассуждения о прекрасном.  Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

Сократ верил, что, если человек знает, что  хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного  совершенства.

Сократ выделил  три основных человеческих добродетели:

1) умеренность (знание  как обуздать страсть);

2) храбрость (знание  как преодолевать опасности);

3) справедливость (знание  как соблюдать законы божественные  и человеческие).

Можно ли научиться  добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного с общему и наоборот).  Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.

Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.

 
 

4. "ИДЕЯ" ПЛАТОНА

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали  Платон (427 - 347 г. до. н.э.)  и Аристотель (384 - 322 г. до. н.э). Они подводят итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон, так же как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно (как у Демокрита), множество бытия, Платон называет идеями (Эйдес) или сущностями. Материальный мир, который нас окружает. И мы познаём своими чувствами, является, лишь "тенью" и произведён от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Идеи являются низменными, неподвижными и вечными. Идея существует без человека - космология. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Бог, "приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли". Между огнём и землёй он поместил воду и воздух. Так возник Космос. В центр Космоса Бог вложил Душу. Затем смесь идей и материи Бог разливает по пространству, в результате чего Космос становится живым существом, одарённым умом. Затем Бог творит всё живое на Земле. Из смеси, которая разлита в пространстве, Бог готовит для каждого его душу. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений. Каждой душе соответствует неподвижная душа.

Информация о работе Методы философии