Методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:29, реферат

Описание

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

Кант-автор категорического  императива в этике: “поступай по такому правилу, которое бы ты хотел  иметь  в качестве всеобщего закона,  и так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и всякому человеку как к цели  и никогда не относился к нему только как к  средству”. Категорический императив, по его  мнению, должен применятся и в отношениях между народами.

Философия И.Канта находилась под влиянием французского посвящения Ж.Ж.Руссо. Под влиянием он находился до “критического “ периода. До 1780 г. Кант воспитывался на механике Ньютона. В 1755 г. под влиянием была написана работа  “Всеобщая естественная история и теория неба”. Суть: поиск великих звеньев, которые связывают систему в мировую действительность. Кантом была выдвинута теория трансцендентального идеализма. Суть теории лежит в поиске познавательной силы человека. Кант ставит перед собой задачу познать способность разума к познанию окружающего мира. Ученые считают, что Кант совершил теоретическое путешествие в сознание человека. Способности человеческому разуму были посвящены три работы: «критика чистого разума”, «критика практического разума”, «критика способности суждения”. В этих работах он дает анализ интеллекта, рассматривает сферу человеческих эмоций и человеческой воли. Рассматривает на примере способностей человеческого разума, оценивать произведение искусства. Все три работы имеют антропологическую направленность. Основной вопрос, который проходит через его теоретические суждения – это, что есть человек? Какова его сущность? Ответ: человек существо свободное и реализует себя в нравственной деятельности. Следующий вопрос относится к гносеологии. Что я могу знать? каковы способности человеческого разума познать окружающий мир? Но может ли до конца узнать человеческий разум, окружающий мир? Способности разума огромны, но существуют границы познания. Человек не может познать: бог есть или его нет, только вера. Окружающая действительность познается методом отражения сознания, поэтому окружающий мир до конца человеческое сознание не может познать. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Так была предложена новая теория ”вещь в себе”.

Кант ставит следующий  вопрос: если вещь в себе нельзя познать, то может ли быть познан внутренний мир человека? Если да, то, как протекает  познавательный процесс?  Ответ: рассудок способность мыслить на основе чувствительных впечатлений, разум способность  рассуждать о том, что может быть дано в опыте. Например, собственная  душа. Кант приходит к выводу, что  не во всем можно полагаться на разум. То, что нельзя познать разумом, можно  положится на веру. Опыт не что иное, как поток чувственных данных, которые укладываются в априорные формы; находятся в пространстве и во времени. Априорные формы рассудка это понятия, которые мы укладываем  в наш опыт. У Канта сознание выступает в виде иерархической лестницы.

 
    Теоретический разум (рассматривается физика и  философия)
    Рассудок  (обслуживает чувственное сознание)
    Опыт (который  создает чувственное сознание)
    Чувственное сознание
 

Практический разум  рассматривает нравственные проблемы, человек понимается как двойственное существо: человек как телесное существо и как феномен.

 

3. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Виднейшим представителем немецкой идеалистической философии  был Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831).  Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки  зрения абсолютной идеи он рассматривает  все остальные науки, считая свое  учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит  из трех основных частей : логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) – тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы – переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

в логике: учение о  бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение  о понятии (синтез);

в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;

в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология  и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история  философии).

Абсолютная идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

В своей логике Гегель наиболее полно разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание  отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними противоречиями, в ней  “всеобъемлющая, раз навсегда законченная  система познания природы и истории  противоречит основным законам  диалектического  мышления” (Ленин). Считает, что разум  есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом , то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира – это способ  и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

1)все развивается  логически и абстрактно;

2)развитие инобытия  идеи (природа);

3)конкретного духа

Человек Гегеля является автором учения о диалектики. Мир  он видит в целостности, в развитии и в движении собственной необходимости  выдвигает три закона диалектики:

1) переход количественных  изменений в качественные изменения;

2) отрицание отрицания;

3) закон единства  и борьбы противоположностей.

Критиком идеалистической  философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист  Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в  защиту материализм, который под  влиянием гегелевской и французской  философии длительное время находился  в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и  высшим предметом философии, он объявляется  человека, а саму философию –  антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха – в них неразрывном  единстве. В этом единстве душа зависит  от тела, а тело первично по отношению  к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое  и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого  философа к идеализму в понимании  общества и общественных явлений. Он стремится построить представления  об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается  им как природное явление. Общение  людей формируется на основе взаимного  использования одним человеком  другого, которое рассматривается  Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости  мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась  роль практики.

Фейербах критикует  идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве.  В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ

Один из центральных  разделов в философии, изучающих  проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление  философии началось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь  заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом  философия расширила свой предмет  и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские  проблемы.

      Для раскрытия содержания философской  категории «бытие» можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

окружающий мир  развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, т.е. они существуют;

материя и дух  – единые, но в тоже время противоположные  сущности, реально существуют; и  материя, и дух есть. Данные положения  обобщаются понятием «субстанции» - самостоятельной  сущности, которая для своего существования  не нуждается ни в чем, кроме самой  себя. Т.о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.

Субстрат  – это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.

      В истории философии преобладает  монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический  монизм в виде религиозной или  светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).

Чтобы разобраться  в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию  – «действительность» («реальность»). Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний  объектов мира в прошлом, настоящем  и будущем.

Объективная реальность – объективное существование  каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опросить и др. эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.

Хотя с помощью  «чистой» мысли или воображаемого  образа нельзя забить гвоздь или приготовить  обед, но мысли, образы, чувства и  желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее  значительными, чем и материальные влияния, например землетрясение.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная  реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко  связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между  ними является человек, как существо, принадлежащее и объективному и  субъективному миру. Это можно  представить в виде схемы:

Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  БЫТИЯ

      Человек творит собственный мир – мир  человека, создает свой мир искусственных  вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В  процессе творения «исторической реальности»  задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного и материального) происхождения, подвергаемы е обработке человека.

      Основными формами бытия являются:

материальное  бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия;

человеческое  бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное  бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:

ноуменальное  бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

Информация о работе Методы философии