Методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:29, реферат

Описание

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

Теория познания: Теория познания Платона опирается на его учения о душе. Душа и тело по Платону, противоположны. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает и его душа освобождается от телесного покрова и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Платон выстраивает целую иерархию Божественного миропорядка. Область идей - система, подобная пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Благо. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от неё сущность. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. В наследии Платона интересны следующие моменты:

Идея вещи есть смысл  вещи

Идея вещи есть цельность  всех составляющих её частей

Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и 
единичностей, которая является законом для возникновения и 
получения этих единичных появлений вещи. Например, любой 
механизм может быть работающим, если все его части объединены 
одной идеей. Идея - есть закон.

Идея не вещественна

Этика: Нравственность в философии Платона зависит от качества души человека, его поведения. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа.

Душа состоит из трех частей:

1 разумной, 2 пылкой (волевой), З вожделеющей (чувственной).

Чтобы человеческий род мог выжить, и люди не поубивали  друг друга, они должны жить добродетельно  и воспитывать в этом духе своих  детей. В понятие добродетели  входят мудрость, рассудительность, мужество, справедливость, благочестие. Знание и  выполнение законов своего государства  также является добродетелью.

 

. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Философия завершает  объективиско – онтологическую традицию. Философия Аристотеля является не только определенным  обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы существующей в античности. Аристотель - мыслитель - энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Ему принадлежит заслуга, впервые провести разграничения наук, выделив для каждой из них специальные области исследований и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические науки: 

- метафизика, изучает  первопричины всех вещей, первоначало  всего сущего;

- физика,  изучает  состояние тел и определенные  материи;

- математика,  изучает  абстрактные свойства реальных  вещей.

Практические  науки:

- этика-наука о  норме поведения людей;

- экономика;

- политика; 

Творческие  науки, связанные  с деятельностью  творцов:

- поэтика, теория  стихосложения;

- риторика- теория ораторского искусства;

- искусство ремесел. 

Аристотель дает иное толкование понятию бытиё, чем Платон. Он не отожествляет бытиё с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира.  

Основой всякого  бытия Аристотель считает так  называемую первую материю. Эта первичная  материя не определена ни одной из категории, которыми мы определим реальные состояниям сущего. Она образует  потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, её нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи является, по Аристотелю, четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Эти четыре элемента – основа реальных вещей. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, земля – холодного и сухого.

Позднее Аристотель вводит пятый элемент – эфир. В это время Аристотель допускает  возможность замены одного элемента другим, это становится возможным, потому что все элементы являются конкретной модификацией одной и той же материи.

Мир есть совокупность субстанций, каждая из них некоторое  единичное бытие. Но что такое  единичное бытие? Каждая единичная  вещь есть сочетание единства материи  и формы. Материя это возможность  бытия и вместе с тем некоторый  субстрат. Форма образует из потенциального бытия  действительное материальное бытие. Форма это актуальное начало, начало жизни и деятельности. Форма  не материальна. Материя по Аристотелю, так же как и у Платона, это  первичный материал. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма. Согласно Аристотелю в пределах чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к форме. И наоборот.

При изучении конкретных вещей как реального бытия  Аристотель говорит о первых и  вторых сущностях. Сущность это единое, обладающее самостоятельностью бытия. Первые сущности состоят из материи  и формы. Они выступают чувственно познавательным бытием. Вторые сущности производные от первых. Они не постигают  конкретное индивидуальное бытие, а  является видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Категории и сущности являются основным средством познания мира.

В соответствии с этим Аристотель выделяет четыре вида причин бытия:

- материальные, то  из чего состоят вещи, их субстрат;

- формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность субстанцию бытия.

- действующие или  производящие – рассматривающие  источник движения, энергетическая  база формирования вещей. 

- целевая или конечная причины, отвечающая на вопрос «почему?» и «для чего?».

Движение по Аристотелю, тесно связано с конкретными  формами бытия. Движения помимо вещей  не существует. Оно вечно. Источник движения, с одной стороны, движение присуще самим вещам. И с другой стороны при помощи неподвижного первого двигателя – чистой лишенной формы материи – Бог, источник жизни и движения всего космоса. Он различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

В период позднего Средневековья  возникает период, который получает название Возрождения. Главное внимание эпохи – человек (антропоцентризм). В эту эпоху возрождаются признаки гуманизма.

Средневековая философия  глубоко и последовательно продумала  принцип абсолютной личности, когда  везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение  наиболее органично соответствует  всему социальному и хозяйственно-политическому  укладу средних веков, основывающемуся  на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго  ждать. Разумеется, новые воззрения  развивались не на пустом месте, они  сохранили самую тесную преемственность  и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что  возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление  дало название целой эпохе, эпохе  Возрождения или, что тоже, эпохе  Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилино Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно…

Николай Кузанский (1401-1464) – представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.

Марсилино Фичино (1433-1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии высоко ценились дискуссия и литературный вкус. Центральными философскими темами являлись: достоинство человека, его стремление к нравственному совершенству, платоническая любовь, литературное мастерство.

Леонардо  да Винчи (1452-1519) –  чрезвычайно разносторонний мыслитель, превосходивший своих современников во многих отношениях, но особенно в понимании философии естествознания. Леонардо указывал на необходимость выявления динамических причин явлений в опыте, их математическое описание в соответствии с определенной теорией. Практика ”должна быть воздвигнута на хорошей теории”, при этом ученый руководствуется нормами этики.

Мишель  Монтень (1533-1592) –  автор знаменитых ”Опытов” – этик, стремился обнаружить наипростейшие истоки человечности. Не доверяя различного рода теориям, в том числе эпикуреизму и стоицизму, он занимает по отношению к ним скептическую позицию. Титула человечности у него достойны такие добродетели, как нравственная простота и чистота, порядочность, благородство, отвага, милосердие. В качестве возрожденца он придает этике, прежде всего земное, посюстороннее измерение.

Каковы же основные принципиальные установки философии  Возрождения?

В эпоху Возрождения  формально остается в силе центральное  положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек. А это означает, что происходит существенная трансформация главенствующих в культуре ориентаций. О направленности этой трансформации дает наглядное  представление приводимая ниже таблица.

Сравнение основных принципов  философии средневековья  и Возрождения

 
Средневековье Возрождение
Теоцентризм Антропоцентризм
Потусторонность Посюсторонность, реабилитация земной жизни
Любовь  к Богу Любовь к человеку, т.е. гуманизм
Морализирование и монашество Эстетическая деятельность и артистицизм
 
 
 
 

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил  Кант (1724-1804). В философии Канта различают два периода. Первый – “докритический”. В это время он стоял на позициях естественнонаучного материализма и выдвинул гипотезу происхождения и развития солнечной системы из первоначальной туманности на основе внутренних механических законов движения материи. Позже эта гипотеза была обработана математиком Лапласом и получила наименование гипотезы Канта-Лапласа.

Во второй, “критический”  период, т.е. начиная c 80-х годов XVIII в., Кант создает три “Критики”: ”критику чистого разума”, «критику практического разума”, «критику способности суждения”. Свою философию Кант называет “трансцендентальной”, т.е. выходящей за сферу эмпирического, за сферу опыта. Он допускает существование объективной реакции, находящейся по ту сторону явлений (феноменом). Эта реальность трансцендентна, она – “вещь в себе”, неуловима (ноумен).

Теория познания Канта основана на признании  активности человеческого сознания. В недрах нашего сознания, до опыта и независимо от него, существуют базисные категории, формы понимания (например, времени  и пространства). Их он назвал априорными. Истина не в действительности, а  в самом сознании. Именно оно само из себя создает свои формы, способ познания и свой предмет познания, т.е. творит мир явлений, природу, выступает  творцом всего сущего. Сущность заключена  в “вещи  в себе”, она недоступна и объективна, а явления создаются  априорным сознанием, они доступны, субъективны.

Бессилие человеческого  разума Кант доказывает учением об антиномиях, т.е. противоположных утверждениях, одинаково истинных и ложных. К  таковым он относил выражения: ”мир конечен и бесконечен”, “в мире царит свобода и необходимость”.

В работе “критика практического  разума” Кант показывает, как мы должны действовать в жизни. Здесь  же он приводит аргументы в пользу веры в Бога, но при этом не пытается доказать, что Бог существует реально.

Информация о работе Методы философии