Методы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:29, реферат

Описание

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.
1. Диалектика
2. Метафизика
3. Догматизм
4. Эклектика
5. Софистика
6. Герменевтика

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 52.84 Кб (Скачать документ)

феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной  бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние единое с бытием и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и вне бытии. Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, а сейчас их нет, они находятся в небытии.

      Поскольку человек выступает как пересечение  объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская  проблема бытия раскрывается для  человека как ответы на три вопроса, сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»

Вариантов ответов  на эти вопросы столько, сколько  существует философских систем.

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И  ЕГО ФУНКЦИИ

Сознание  – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет  важнейшие функции, которые реализуются  специфическими структурными компонентами сознания:

«Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

«Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

Самосознание (осознание  своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями  являются следующие:

Функция познания, обобщенного  отражения внешнего мира (реализуется  мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

Функция переживаний  и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь  эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

Функция регулирования  поведения (формирование целей, мысленное  построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей –  воля человека выступает как компонент  сознания);

Творчески – креативная, порождающая функция;

Функция рефлексии (в  качестве объекта рефлексии могут  выступать и отражение мира,  и мышление о нем, и способы  регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Большинство современных  исследователей выделяют сле¬дующие основные компоненты или сферы сознания.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным  способностям  относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом  сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура  слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с  областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это  отражение собственного «Я». Это  часть сознания человека, притом  часть неординарная. Формирование  самосознания начинается в раннем  детстве с простейших актов  самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

• познавательную - человек приобретает знания;

• целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

• ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

• управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

• коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

• рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.

 

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889—1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация (от лат civilis – гражданский, государственный) – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом  жизни, географическими, историческими  рамками.

История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с  другом цивилизаций в различных  уголках Земли.

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными  и локальными. Основные цивилизации  оставляют яркий след в истории  человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные  цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся:

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

• вызов, брошенный  цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации  в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит  из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство  ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации.

Творческое меньшинство  не всегда может определять жизнь  большинства. Большинство склонно  «тушить» энергию меньшинства, поглощать  его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны  в своем существовании. Подобно  людям, они рождаются, растут, живут  и умирают.

Каждая  цивилизация в  своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся  смертью и полным исчезновением  цивилизации.

Информация о работе Методы философии