Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа
Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.
Основные проблемы и особенности философии марксизма
Современные проблемы, рассматриваемые философией
Жизненный смысл и предназначение философии
Дискуссии в неомарксизме
Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, — проблемы человека и гуманистического обновления марксизма и проблему эффективности его политической теории. Эта ветвь марксизма представлена во второй половине XX в. целым веером разнообразных концепций. Внутри самого западного марксизма сложились два течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось на человека как субъекта и объекта, второе — на общество и конкретно-научное исследование его структуры и развития. Первое стремилось разрабатывать исторический материализм как философию, второе — как конкретную науку. Такое расхождение возникло не случайно. У самого К. Маркса сначала доминировал философский, а потом — конкретно-научный подход к анализу человека и общества, в связи с чем первое направление часто апеллирует к «раннему» Марксу, а второе — к «позднему».
В марксистско-ленинской
В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая — это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая — проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные официальными догмами, более остро на них прореагировали.
Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие философские категории, как сущность и существование человека, субъект и объект, практика, отчуждение и снятие отчуждения и др., развернуло критику современного общества как враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули собственные своеобразные концепции — таковы представители франкфуртской школы, а также Э. Блох, развивавший «философию надежды»; другие попытались синтезировать определенные положения марксизма с идеями немарксистских течений — таковы сторонники фрейдо-марксизма (В. Райх, отчасти Г. Маркузе и Э. Фромм), экзистенциалистского марксизма (поздний Ж. П. Сартр, А. Лефевр, К. Косик, Дж. Льюис и др.), феноменологического марксизма (Э. Пачи и его последователи); третьи выступили продолжателями идей таких крупных марксистов, как Д. Лукач и А. Грамши, — таковы представители будапештской школы (А. Хеллер, Ф. Фехер, Д. Маркуш, М. Вайда) и итальянского марксистского историцизма (Н. Бадалони, Л. Группи, Э. Серени и др.); наконец, группа «Праксис», объединившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович и др.), использовала идеи раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, создав на основе понятия практики довольно оригинальные теории.
Второе, научно-сциентистское течение,
поставившее перед собой задачу
поднять степень научности
Многих исследователей привлекает
концепция Луи Альтюсера (1918—1990).
Она считается одной из самых
глубоких трактовок марксистской философии
с позиций сциентизма. Альтюсер выступил
в начале 60-х гг. против повального
увлечения марксистов гуманистической
проблематикой, связанной с возвратом
к идеям «раннего» Маркса. Он предложил
освободить марксизм от остатков гегельянства
и фейербахианства, а также от
идеологии (идеологией, с точки его
зрения, является и гуманизм) и развивать
исторический материализм не как
философию, а как конкретную науку.
С точки зрения Альтюсера, «Экономическо-философские
рукописи 1844 года» Маркса — это
вовсе не марксизм. Наоборот, Марксу
понадобился «разрыв» с заключенной
в них гуманистической
История, согласно Альтюсеру, — это
«процесс без субъекта и цели». В
ней действуют диалектические закономерности,
но совсем не такие, как у Гегеля,
диалектика которого телеологична. Марксистская
диалектика, считает Альтюсер, отличается
от гегелевской самой своей
По мнению Альтюсера, увлечение
эмпирией наносит современной науке
непоправимый вред. Он выдвинул концепцию
научного познания как синтетической
переработки прежнего знания, как
перехода от «плохих» абстракций к
«хорошим» (в этом он опирался на французских
историков науки и
Помимо двух основных течений в
западном марксизме выделяются крупные
исследователи проблем «
Марксистская философия
С позиций современной
философии объектом философского знания
является все многообразие бытия, весь
мир как многоуровневая система,
характеризующаяся сложностью, неопределенностью,
нелинейностью, динамичностью. Содержание
современного философского знания отражает
расширяющиеся возможности
В результате такого подхода
к предмету философского знания философию
можно определить как науку о
всеобщих характеристиках мира, месте
человека в мире, его способностях
познавать мир и воздействовать
на него. Философия - это система
взглядов на мир в целом и место
в нем человека. Человеческий мир
весьма многообразен, он представляет
собой целостную систему, и его
системообразующим фактором являются
предельные основания исторически
определенной культуры, отражающие и
задающие целостный, обобщенный образ
мира. Философию можно определить
как предельное основание культуры.
В принципах, законах, категориях философии
сконцентрирован исторический опыт,
в системе мировоззренческих
универсалий человек
Многие философы не рассматривают
эту проблему или формулируют
свое видение основного вопроса
философии. Однако за решение какой
бы проблемы ни брался философ, он обязательно
натолкнется на вопрос об отношении
мышления к бытию и должен будет
выбрать для себя позицию, которая
определит его философию как
материалистическую или идеалистическую.
Смысл основного вопроса
Другой стороной основного
вопроса философии является вопрос
о познаваемости мира. Те, кто
считает, что мир непознаваем, называются
агностиками (от греч. gnosis — знание,
а — отрицание). От пути решения
основного вопроса зависит
На что я смею надеяться? Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «мир — человек». Основными чертами философских проблем является их всеобщность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем философии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципор и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности. Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое значение.
Они решаются в процессе развития общества, науки, философии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исторических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века. Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Многие из философов являлись крупными учеными своего времени: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К. Э. Циолковский и другие. Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в разных областях знания, в том числе и в науках о природе.
На этой основе формируется
и совершенствуется философская
картина мира, разрабатываются представления
о бытии, формах существования материи,
о всеобщих принципах и методах
научного познания. Философия способствует
правильной постановке проблем в
науке, осуществляет функции прогнозирования
тенденций развития конкретных явлений.
Философия может создавать
Философские проблемы естествознания
и медицины - это такие проблемы,
объяснение которых осуществляется
с позиций философской
Информация о работе Основные проблемы и особенности философии марксизма