Основные проблемы и особенности философии марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Описание

Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.

Содержание

Основные проблемы и особенности философии марксизма
Современные проблемы, рассматриваемые философией
Жизненный смысл и предназначение философии

Работа состоит из  1 файл

Контр.работа по философии.docx

— 59.65 Кб (Скачать документ)

Дискуссии в неомарксизме

Неомарксизм, окончательно сформировавшийся после Второй мировой войны, стал философским ответом на проблемы, вставшие перед марксизмом в период десталинизации, — проблемы человека и гуманистического обновления марксизма  и проблему эффективности его  политической теории. Эта ветвь марксизма  представлена во второй половине XX в. целым  веером разнообразных концепций. Внутри самого западного марксизма сложились  два течения, существенно разошедшихся между собой. Первое ориентировалось  на человека как субъекта и объекта, второе — на общество и конкретно-научное  исследование его структуры и  развития. Первое стремилось разрабатывать  исторический материализм как философию, второе — как конкретную науку. Такое  расхождение возникло не случайно. У самого К. Маркса сначала доминировал  философский, а потом — конкретно-научный  подход к анализу человека и общества, в связи с чем первое направление  часто апеллирует к «раннему»  Марксу, а второе — к «позднему».

В марксистско-ленинской философии  в 60-е гг. также существовали два  аналогичных направления, споривших  между собой. Кстати, и в немарксистской философии XX в. также сложились две  разные ориентации: на человека (философская  антропология, персонализм, экзистенциализм  и др.) и на науку (неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм  и др.), отношения, между которыми далеки от дружественных. Но помимо общефилософских  расхождений по вопросу о предмете и методе философии и у западных, и у советских марксистов были и другие основания разрабатывать  свою философию в двух различных  направлениях.

В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая — это проблема человеческого  существования и необходимости  гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая — проблема снижения эффективности  марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения  его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные  официальными догмами, более остро  на них прореагировали.

Первое, гуманистическое течение, сделав центром обсуждения человеческую проблематику и используя такие  философские категории, как сущность и существование человека, субъект  и объект, практика, отчуждение и  снятие отчуждения и др., развернуло критику современного общества как  враждебного человеку, негуманного, бесперспективного. При этом одни философы, отталкиваясь от марксизма, выдвинули  собственные своеобразные концепции  — таковы представители франкфуртской  школы, а также Э. Блох, развивавший  «философию надежды»; другие попытались синтезировать определенные положения  марксизма с идеями немарксистских течений — таковы сторонники фрейдо-марксизма (В. Райх, отчасти Г. Маркузе и Э. Фромм), экзистенциалистского марксизма (поздний Ж. П. Сартр, А. Лефевр, К. Косик, Дж. Льюис и др.), феноменологического  марксизма (Э. Пачи и его последователи); третьи выступили продолжателями идей таких крупных марксистов, как  Д. Лукач и А. Грамши, — таковы представители будапештской школы (А. Хеллер, Ф. Фехер, Д. Маркуш, М. Вайда) и итальянского марксистского историцизма (Н. Бадалони, Л. Группи, Э. Серени и др.); наконец, группа «Праксис», объединившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович и др.), использовала идеи раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, создав на основе понятия практики довольно оригинальные теории.

Второе, научно-сциентистское течение, поставившее перед собой задачу поднять степень научности марксизма, представлено тремя направлениями: «методологизмом» Г. делла Вольпе и  его учеников в Италии; «структуралистским марксизмом» Л. Альтюсера и его  последователей во Франции и других странах; аналитическим марксизмом (Л. Дж. Коэн, Дж. Рёмер, Дж. Элстер, Э. О. Райт и др.), недавно распространившимся в Великобритании и США и стремящимся  переработать марксистскую теорию с  помощью строгих методов современной  науки (моделирование, теория рационального  выбора, теория игр, модальная логика и др.).

Многих исследователей привлекает концепция Луи Альтюсера (1918—1990). Она считается одной из самых  глубоких трактовок марксистской философии  с позиций сциентизма. Альтюсер выступил в начале 60-х гг. против повального увлечения марксистов гуманистической  проблематикой, связанной с возвратом  к идеям «раннего» Маркса. Он предложил  освободить марксизм от остатков гегельянства и фейербахианства, а также от идеологии (идеологией, с точки его  зрения, является и гуманизм) и развивать  исторический материализм не как  философию, а как конкретную науку. С точки зрения Альтюсера, «Экономическо-философские  рукописи 1844 года» Маркса — это  вовсе не марксизм. Наоборот, Марксу понадобился «разрыв» с заключенной  в них гуманистической концепцией для того, чтобы создать исторический материализм, а точнее, науку об истории  с ее совершенно новыми понятиями (производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка и т. д.). В настоящее  время гуманизм — это разновидность  идеологии, имеющая свою ценность, но не способная претендовать на статус строгой теории, как и мораль, искусство и т. п. Подобно всякой идеологии, гуманизм — это выражение  интересов, желаний, надежд, но не более  того. Кстати, именно идеология, согласно Альтюсеру, формирует человека как  субъекта, который считает себя свободным, не будучи на деле таковым.

История, согласно Альтюсеру, — это  «процесс без субъекта и цели». В  ней действуют диалектические закономерности, но совсем не такие, как у Гегеля, диалектика которого телеологична. Марксистская диалектика, считает Альтюсер, отличается от гегелевской самой своей структурой, и прежде всего иным пониманием целостности  и ее внутренних связей. Общество —  это изначально сложное «структурированное»  целое, которое может развиваться  лишь в результате взаимодействия всех его сфер. Экономика, детерминирующая (определяющая) в конечном счете  другие сферы общества, сама ими  «сверхдетерминируется». Только при  условии такой «сверхдетерминации», прежде всего со стороны политики и идеологии, может разрешиться  основное экономическое противоречие. Одно противоречие, как бы оно ни было важно, не может быть движущей силой развития. Оно лишь самовоспроизводится. Движущая сила — это комплекс противоречий с меняющимися внутренними связями (наложение, сгущение, смещение и т. д.).

По мнению Альтюсера, увлечение  эмпирией наносит современной науке  непоправимый вред. Он выдвинул концепцию  научного познания как синтетической  переработки прежнего знания, как  перехода от «плохих» абстракций к  «хорошим» (в этом он опирался на французских  историков науки и эпистемологов  — А. Койре, Г. Башляра). Следуя этой установке в своей двухтомной работе «Читать «Капитал» (1965), Альтюсер истолковал научную революцию Маркса как переход от одноплоскостной  эмпирической проблематики преднаучного знания к многоуровневой, структурированной  проблематике подлинной науки. Он предложил  «антигегельянскую» интерпретацию  «Капитала» Маркса, по-своему решая  вопрос о роли философии в марксизме  и научном познании в целом.

Помимо двух основных течений в  западном марксизме выделяются крупные  исследователи проблем «третьего  мира» (развивающихся стран) и капитализма  как мировой системы (С. Амин, А. Г. Франк, И. Валлерстейн); представители критической социологии; защитники марксистского феминизма; сторонники марксистски ориентированного экологизма и др.

Марксистская философия эволюционировала в своем развитии. Но в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического  и коммунистического будущего. Сегодня  она не отождествляется более  с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является результатом свободного теоретического и интеллектуального  поиска философов, разделяющих главные  философские аргументы марксизма, к числу которых относятся  такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность  их рационального познания и использования  в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление  о социальной роли и функциях философии.

  1. Современные проблемы, рассматриваемые философией.

С позиций современной  философии объектом философского знания является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нелинейностью, динамичностью. Содержание современного философского знания отражает расширяющиеся возможности управления многими природными и социальными  процессами, а также состояние  общества, положение человека в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные  проблемы естествознания, медицины и  другие проблемы. Предметом философии  является всеобщее в системе «мир — человек». В центре внимания философии  находится человек, и в этом заключается  ее человеческое измерение. Понимание  мира в философии связывается  с включенностью в него человека, как сознательно-деятельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности. Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» включают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы: — всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, всеобщее в отношениях материи с основными формами ее существования — движением, пространством, временем; — всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных отношений^ к которым относятся сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании, проблемы истины и ее критериев и другие; — аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений, к которым относится система ценностей человека. Ценности, как компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его деятельности; — духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В результате такого подхода  к предмету философского знания философию  можно определить как науку о  всеобщих характеристиках мира, месте  человека в мире, его способностях познавать мир и воздействовать на него. Философия - это система  взглядов на мир в целом и место  в нем человека. Человеческий мир  весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его  системообразующим фактором являются предельные основания исторически  определенной культуры, отражающие и  задающие целостный, обобщенный образ  мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии  сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих  универсалий человек определяет, оценивает и переживает мир. В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов (пространство, время, движение, количество, качество, случайность, необходимость и т. д.) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (человек, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т. д.). Принципиальной основой проблем философского знания является основной вопрос философии.

Многие философы не рассматривают  эту проблему или формулируют  свое видение основного вопроса  философии. Однако за решение какой  бы проблемы ни брался философ, он обязательно  натолкнется на вопрос об отношении  мышления к бытию и должен будет  выбрать для себя позицию, которая  определит его философию как  материалистическую или идеалистическую. Смысл основного вопроса философии  в его классической формулировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или материя)? и познаваем ли мир? В зависимости  от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они составили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной  материальную субстанцию, примыкали  к различным видам материализма.

Другой стороной основного  вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто  считает, что мир непознаваем, называются агностиками (от греч. gnosis — знание, а — отрицание). От пути решения  основного вопроса зависит трактовка  и решение многих философских  и медико-философских проблем, например, происхождения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем  общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других. Однако в различных философских  учениях в качестве основного  вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла человеческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляющими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных философских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присутствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724—1804) в его трактате «Логика». Эеликий философ считал, что сферу философии во всемирно-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я дрлжен делать?

На что я смею надеяться? Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические  отношения системы «мир — человек». Основными чертами философских  проблем является их всеобщность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем  философии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь  человека, его отношения к миру. Предельными являются философские  системы принципор и категорий  в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности. Проблемы философии вечны, ибо они  всегда сохраняют свое значение.

Они решаются в процессе развития общества, науки, философии  в той степени, в какой это  возможно в данных конкретно-исторических условиях. Поэтому у философии  всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в  прошлые века. Что касается научности  философии, то вся история философии  свидетельствует о неразрывной  связи философии и науки. Многие из философов являлись крупными учеными  своего времени: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К. Э. Циолковский и другие. Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в разных областях знания, в том числе и в науках о природе.

На этой основе формируется  и совершенствуется философская  картина мира, разрабатываются представления  о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах  научного познания. Философия способствует правильной постановке проблем в  науке, осуществляет функции прогнозирования  тенденций развития конкретных явлений. Философия может создавать первичные  абстрактные модели, общие предположения  о природе различных явлений  и путях их исследования. Она интегрирует  частно-научные знания, ищет точки  соприкосновения исходных принципов  различных наук и придает наукам характер фундаментальности. Вместе с  тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских  проблем.

Философские проблемы естествознания и медицины - это такие проблемы, объяснение которых осуществляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских  проблем медицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных закономерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и  болезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие. Таким  образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не отражать черт философского мышления. Однако философия не может  строиться по естественнонаучному  образцу. Она имеет свою специфику  и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологической картиной мира, он включает в нее  человека. Органическое соединение в  философии двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания. Существуют критерии научности философии, к которым относятся: Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности. Рациональность и доказательность.

Информация о работе Основные проблемы и особенности философии марксизма