Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа
Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором — различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.
Основные проблемы и особенности философии марксизма
Современные проблемы, рассматриваемые философией
Жизненный смысл и предназначение философии
Философия имеет свои способы доказательности: формально-логические, методологические, естественнонаучные. Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования. Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий. Таким образом, философия представляет собой вид научного знания, входит в состав научной сферы знания.
3. Жизненный смысл и предназначение философии
Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Как сообщает Диоген Лаэртский, философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек: «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»Радугин А.А. Хрестоматия по философии. - М., 2001. С. 75. .
Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит.
Истолкование и закрепление
в европейской культуре термина
«философия» связано с именем
Платона. Из Древней Греции термин «философия»
распространился в странах
В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях.
Философия (в переводе с древнегреческого «любовь к мудрости», «любомудрие») - «дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира» Доброхотов А. Л. Введение в философию.- М., 2007. С. 27. . Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Под философией понимают вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который рационально, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Философия, таким образом, является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение - «система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире» Доброхотов А. Л. Введение в философию.- М., 2007. С. 28. . В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Религиозное мировоззрение отличается
от философского. Подобно философии,
религия также исследует
Тем самым философия даёт дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии -- мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии в отличие от философии есть культ.
В связи с этим Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя». Радугин А.А. Хрестоматия по философии. - М., 2001. С. 84.
Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Таким образом, универсализм -- характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой важной особенностью философского
способа освоения действительности
является субстанционализм (от латинского
слова «субстанция», то есть сущность,
лежащая в основе). Субстанция -- это
«предельное основание, позволяющее
сводить чувственное
Универсализм и субстанционализм - это не два разных, а единый характерный признак философии, так как предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей.
Универсализм и
Начать же размышлять над тем, что
в повседневной жизни кажется
само собой разумеющимся, - значит усомниться
в правомерности и
Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепринято (мнение), и того, что именно на самом деле (знание).
Философ все ставит под сомнение.
Но это не означает, что он стремится
разрушить коллективные верования,
нравственные устои и т. д. Философы
ставят все под сомнение для того,
чтобы проверить, насколько прочны
эти человеческие установления, и
отбросить те из них, которые отжили
свой век, а те, которые выдержали
проверку, поставить на более прочный
фундамент знания. Таким образом,
философия с самого начала своего
существования имеет духовно-
Вечное стремление к мудрости не позволяет философии уйти в область чистых абстракций, превратиться в игру ума, ненужную человеку. Философская мудрость - бесконечный процесс поиска истины - никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии.
Мудрость не тождественна многознанию,
которое, как говорили древние, "уму
не научает". И. Кант писал: "Одно многознание
есть циклопическая ученость, которой
недостает глаза философии". Му
Философии нельзя выучиться, усвоив одну
или несколько философских
Сократ считал, что он исцеляет души, просвещая их. Однако современное ему общество квалифицировало его действия как "растление душ" юношей и осудило его на смерть (причем вполне демократично и легитимно). Государство часто осуждало людей, которые учили других задумываться и мыслить, и истина, достигаемая мудрецами, не всегда устраивала общество.
"Вечность" философской проблематики
объясняется предельным
Философ "как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит лицом к лицу со «знанием о незнании". Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина. - М.,1998. С. 38.
Утверждение Сократа: "Я знаю только
то, что ничего не знаю" - не просто
философская бравада с целью
эпатировать общественное мнение, а
гносеологическая установка, отражающая
сущность философского отношения к
миру, силу и одновременно слабость
философии, даже определенный трагизм
ее положения. Философ стремится
ответить на глобальные вопросы, осознавая,
что для полного ответа знаний
принципиально недостаточно. "От
философии неотделимо требование занимать
теоретическую позицию при
То, что философ должен ставить
проблемы и давать ответы на них, осознавая
всю неполноту и
Заключение
Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Универсализм и
С самого начала своего существования
философия имеет духовно-
Информация о работе Основные проблемы и особенности философии марксизма