Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни».

Содержание

Содержание…………………………………………………………….....2
1. Предмет философии и его историческая эволюция. Структура и функции философии………………………………………………………3
1.1. Философия как наука. Структура философии………………..3
1.2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы………………………………………………….5
1.3. Некоторые постановки основного вопроса философии……..6
1.4. Функции философии…………………………………………...9
2. Характеристика основных проблем и направлений философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше)……..12
2.1. Позитивизм……………………………………………………12
2.2. Материализм…………………………………………………..14
2.2.1. Особенности материалистической философии……...14
2.2.2. История материализма………………………………...15
2.2.3. Влиятельные современные теории…………………...17
2.3. Философия Ф. Ницше………………………………………...18
3. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»………………………22
3.1. Европоцентризм………………………………………………22
3.1.1. Европоцентризм в гуманитарных науках……………22
3.1.2. Европоцентризм как идеология………………………24
3.2. Евразийство…………………………………………………...26
3.2.1. Истоки………………………………………………….26
3.2.2. Возникновение евразийства…………………………..27
3.2.3. Ощущение моря и ощущение континента…………...27
3.2.4. Неоевразийство………………………………………..29
3.2.5. Евразийство как политическая идея………………….29
3.2.6. Суперэтническая целостность………………………..30
3.3. Социоцентризм………………………………………………..32
3.4. «Мы возвели Европу в са

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по философии.docx

— 70.83 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Минский Государственный Торговый Колледж» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы Философии» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Богородова Анна Юрьевна

Гр. Б3-2К-10

Преподаватель: Игуминова Галина Васильевна 
 
 
 

Минск, 2010

Содержание

  • Содержание…………………………………………………………….....2
  • 1. Предмет философии и его историческая эволюция. Структура и функции философии………………………………………………………3
    • 1.1. Философия как наука. Структура философии………………..3
    • 1.2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы………………………………………………….5
    • 1.3. Некоторые постановки основного вопроса философии……..6
    • 1.4. Функции философии…………………………………………...9
  • 2. Характеристика основных проблем и направлений философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше)……..12
    • 2.1. Позитивизм……………………………………………………12
    • 2.2. Материализм…………………………………………………..14
      • 2.2.1. Особенности материалистической философии……...14
      • 2.2.2. История материализма………………………………...15
      • 2.2.3. Влиятельные современные теории…………………...17
    • 2.3. Философия Ф. Ницше………………………………………...18
  • 3. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»………………………22
    • 3.1. Европоцентризм………………………………………………22
      • 3.1.1. Европоцентризм в гуманитарных науках……………22
      • 3.1.2. Европоцентризм как идеология………………………24
    • 3.2. Евразийство…………………………………………………...26
      • 3.2.1. Истоки………………………………………………….26
      • 3.2.2. Возникновение евразийства…………………………..27
      • 3.2.3. Ощущение моря и ощущение континента…………...27
      • 3.2.4. Неоевразийство………………………………………..29
      • 3.2.5. Евразийство как политическая идея………………….29
      • 3.2.6. Суперэтническая целостность………………………..30
    • 3.3. Социоцентризм………………………………………………..32
    • 3.4. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»…..34
  • Литература………………………………………………………………...39
 
 
  1. Предмет философии и его  историческая эволюция. Структура и функции философии.
    1. Философия как наука. Структура философии.

        Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу.

        Разные философы по-разному давали  определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость  – это знание причин всех  явлений, знание общего. И. Дамаскин  утверждал, что мудрость –  это истинное знание блага,  а Декарт понимал под мудростью  «не только благоразумие в  делах, но также и совершенное  знание всего того, что может  познать человек, это знание, которое  направляет саму жизнь, служит  сохранению здоровья, а также  открытиям во всех науках».  Признаком мудрости, по словам  Мишеля Монтеня, является «неизменно  радостное восприятие жизни».

        Первым, кто ввел понятие философии  в науку, был Пифагор. Хотя  древнеиндийская и древнекитайская  философская мысль возникла порядка  двух тысячелетий до н.э., философия  как наука возникла в Древней  Греции в 7 веке до н.э. Философия  возникла как наука наук, так  как первоначально она объединяла  в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук  и королевой наук, а философов  с древности называют аристократами  духа.

        Развитие философии шло от  мифа к логосу, от конкретно-чувственного  видения мира к абстрактно-теоретическому  знанию на уровне законов. В  отличие от мифологии философия  как форма духовной активности  человека возникла с возникновением  нового предмета и нового типа  мышления – с перенесением  основного внимания с идеи  бога на человека в его отношении  к миру.

        Сократ утверждал, что философия  – учение о том, как следует  жить, или жизнепонимание. Платон  считал, что философия – наука  людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника:

  1. Удивление;
  2. Сомнение;
  3. Вопрошание.

        Философское знание имеет диалогический  характер:

  1. Я и мир;
  2. Учитель и ученик;
  3. Я и другие реальности.

        В 17 веке, в связи с бурным  развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус  «науки наук». От нее, как  ветви от дерева, отпочковываются  отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия  подобна как бы дереву, корни  которого – метафизика, ствол  – физика, а ветви, исходящие  от этого ствола – все прочие  науки, сводящиеся к трем главным:  медицине, механике и этике». Метафизика  – это постижение начал бытия  с помощью умозрения, а физика  – это учение о природе.

   С этого времени предметом философии становится сложная система отношений человека к миру, важнейшими сторонами которой являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления, а также закономерности отношения материи и сознания. Если говорить кратко, то философия изучает отношение человека к миру.

        И. Кант утверждал, что три  вопроса имеют всемирно-гражданское  значение:

             1.  Что я могу знать;

        2.  Что я должен делать;

        3.  На что я могу надеяться?

        Соответственно философия изучает  три типа отношения человека  к миру:

  1. Познавательное;
  2. Практическое;
  3. Ценностное.

        Структура философии:

    1. Онтология – учение о бытии.
    2. Гносеология – теория познания.
    3. Праксиология – учение о деятельности.
    4. Аксиология – учение о ценностях.
    5. Антропология – учение о человеке.
    6. Методология – учение о методе.
    7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.
 
    1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения  и его основные типы.

        Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

        Структура мировоззрения: 

  1. Мироощущение;
  2. Мировосприятие;
  3. Миропонимание.

        Мироощущение – это эмоционально-психологическая  сторона мировоззрения на уровне  настроений и чувств. Мировосприятие  представляет собой опыт формирования  познавательных образов мира  с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

        Различают 4 исторических типа  мировоззрения:

  1. Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
  2. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.
  3. Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.
  4. Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.
 
    1. Некоторые постановки основного  вопроса философии.

        Что касается основной проблемы философии, то различные философы понимали ее по-разному:

        Фалес: проблема первоначала;

        Парменид: проблема бытия;

        Сократ: проблема человека: «Познай себя!» (познай, кто ты есть и будь им);

        Августин: проблема веры и разума;

        Ф. Бэкон: проблема метода;

        Б. Спиноза: проблема субстанции (того, что лежит в основе);

        Э. Кант: проблема человека;

        И.Г. Фихте: проблема отношения мышления к бытию;

        Ф. Ницше: проблема сверхчеловека (человека, который способен себя превзойти);

        С. Кьеркегор: проблема человеческого существования (экзистенции);

        М. Хайдеггер: проблема бытия как человеческого существования, проблема языка;

        Х. Ортега-и-Гассет: проблема жизни: «что есть жизнь?»;

        А. Камю: проблема смысла жизни.

        Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе, существует ли мир вечно или создан богом?

        Этот вопрос имеет две стороны:

  1. Что первично?
  2. Познаваем ли мир?

        Решая первую онтологическую сторону ОСФ, философы разделились на две большие группы: материалистов и идеалистов. Материализм – это философское учение, утверждающее, что материя и природа первичны, а сознание и дух вторичны. Идеализм – это философское учение, утверждающее первичность духовной реальности; дуализм – это учение, утверждающее, что равноправно существуют две субстанции мира – материальная и духовная.

        Решая вторую гносеологическую сторону ОВФ, философы разделились на философов, признающих познаваемость мира (гносеологический оптимизм), и философов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм).

        Основные формы материализма:

  1. Стихийный, наивный материализм Древнего мира (Фалес, Гераклит и др.). Данная форма материализма все многообразие материального мира сводила к конкретно-чувственному, телесному началу или стихии, а именно: воде, воздуху, огню, земле. В процессе своей повседневной практической деятельности люди сталкивались с природой и делали выводы о первостепенной значимости тех или иных природных сил или стихий.
  2. Метафизический, механистический материализм 17-18, начала 19 веков (Ламетри, Фейербах). Метафизический материализм отрицал развитие, рассматривал предметы вне их связи друг с другом, то есть статично. Механистический материализм высшие формы движения материи сводил к низшим. Например, Ламетри в своем труде «Человек-машина» сводил социальную форму движения материи к механической. А Фейербах считал, что человек – это чисто природное, биологическое существо.
  3. Диалектический, исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространивших материализм на область общественных явлений.

Информация о работе Основы философии