Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание

Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни».

Содержание

Содержание…………………………………………………………….....2
1. Предмет философии и его историческая эволюция. Структура и функции философии………………………………………………………3
1.1. Философия как наука. Структура философии………………..3
1.2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы………………………………………………….5
1.3. Некоторые постановки основного вопроса философии……..6
1.4. Функции философии…………………………………………...9
2. Характеристика основных проблем и направлений философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше)……..12
2.1. Позитивизм……………………………………………………12
2.2. Материализм…………………………………………………..14
2.2.1. Особенности материалистической философии……...14
2.2.2. История материализма………………………………...15
2.2.3. Влиятельные современные теории…………………...17
2.3. Философия Ф. Ницше………………………………………...18
3. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»………………………22
3.1. Европоцентризм………………………………………………22
3.1.1. Европоцентризм в гуманитарных науках……………22
3.1.2. Европоцентризм как идеология………………………24
3.2. Евразийство…………………………………………………...26
3.2.1. Истоки………………………………………………….26
3.2.2. Возникновение евразийства…………………………..27
3.2.3. Ощущение моря и ощущение континента…………...27
3.2.4. Неоевразийство………………………………………..29
3.2.5. Евразийство как политическая идея………………….29
3.2.6. Суперэтническая целостность………………………..30
3.3. Социоцентризм………………………………………………..32
3.4. «Мы возвели Европу в са

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по философии.docx

— 70.83 Кб (Скачать документ)

        Различают две основных формы агностицизма:

  1. Агностицизм И. Канта;
  2. Скептицизм Д. Юма.

        Основные положения агностицизма И. Канта:

  1. Вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»;
  2. Этот мир непознаваем.

        Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема.

        Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем:

  1. Мир непознаваем;
  2. Сомнение в существовании самого мира.

        Скептицизм – это учение (взгляд), в основе которого лежит принцип сомнения во всем: не только в возможностях познания мира, но и в возможностях его существования. 

    1. Функции философии.

        Функции философии:

  1. Познавательная;
  2. Праксиологическая;
  3. Аксиологическая;
  4. Онтологическая;
  5. Мировоззренческая;
  6. Методологическая;
  7. Ментальная;
  8. Экзистенциальная;
  9. Воспитательная.

        Познавательная функция связана с решением проблемы познаваемости мира, уровней и форм познания, субъекта и объекта познания.

        Праксиологическая функция заключается в исследовании деятельности человека (материальной, духовной, политической) и ее роли в жизни и ценностных ориентациях человека.

        Аксиологическая функция связана с решением проблемы ценностей, смысла жизни и др.

        Онтологическая функция связана с решением вопроса о сущности бытия, устройства мироздания и проблемы субстанций.

        Мировоззренческая функция заключается в следующем: чтобы научно, правильно отобразить мир, нужно познать его как в целом, так и по частям. Любая частная наука имеет свой специфический объект исследования (физика – вещество и поле, биология – жизнь и ее закономерности). Для философии объектом исследования служит весь мир  в целом, поэтому философия, в отличие от других наук, является наукой мировоззренческой. А.Азимов утверждал: «Философия представляет собой как бы мир с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире».

        Суть методологической функции ярко раскрывается в древнеиндийском трактате «Артхашастра»: «Философия – это светильник для всех наук, средство для  совершения всякого дела, опора всех установлений». Философия указывает направление развития познания в целом и развивает учение о всеобщем методе познания – диалектике, позволяющем понять мир в его развитии и взаимосвязях.

        Ментальная функция заключается в функции потрясения, пробуждения сознания человека к самостоятельной  жизни, то есть философия развивает в человеке способность к теоретическому мышлению. «Объект математики легок и прост, объект философии труден и сложен...» – высказывался И.Кант, а Сократ считал, что философия должна владеть искусством повивальной бабки, то есть способствовать тому, что может родиться: новому знанию и новому человеку.

        Экзистенциальная функция состоит в том, что философия должна помочь человеку существовать в сложном и абсурдном мире и преодолевать абсурд существования. По словам  М.Монтеня: «Философия учит с улыбкой сносить голод и болезни». Абсурд существования заключается в том, что жизнь есть движение к смерти, т.е. как бы ее целью является смерть. Но философ и писатель А.Камю утверждал: «Жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека ничего нет. Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека».

        Воспитательная функция заключается в том, что нельзя быть культурным человеком, игнорируя искусство и философию. Если искусство воспитывает чувства, развивает эстетическое восприятие мира, то философия воспитывает интеллект. Философия учит не просто жить, а жить достойно. Так, например, Сократ говорил: «Недостаточно жить, чтобы мыслить, но надо мыслить, чтобы жить по-человечески». А С.Полоцкий (1629 – 1680) в стихотворном цикле «Философия»  утверждает: «Естество дает нам токмо жити, философия же учит благо жити...». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  основных проблем  и направлений  философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше).
    1. Позитивизм.

        Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

        Первая историческая форма позитивизма  возникла в 30-40 г. XIX века как  антитеза традиционной метафизике  в смысле философского учения  о началах всего сущего, о всеобщих  принципах бытия, знание о которых  не может быть дано в непосредственном  чувственном опыте. Основателем  позитивистской философии является  Огюст Конт (1798-1857), французский философ  и социолог, который продолжил  некоторые традиции Просвещения,  высказывал убеждение в способности  науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

     Кант  утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке  обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей  главной задачей должна считать  обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

        Вторая историческая форма позитивизма  (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами  немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика  и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм  и эмпириокритицизм. Махисты отказывались  от изучения внешнего источника  знания в противовес кантовс-кой  идеи «вещи в себе» и тем  самым возрождали традиции Беркли  и Юма. Главную задачу философии  видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

     В 10-20 гг. XX века появляется третья форма  позитивизма — неопозитивизм  или аналитическая философия, имеющая  несколько направлений.

        Логический позитивизм или логический  эмпиризм представлен именами  Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа  Карнапа (1891-1970) и других. В центре  внимания проблема эмпирической  осмысленности научных утверждений.  Философия, утверждают логические  позитивисты, не является ни  теорией познания, ни содержательной  наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности  по анализу естественных и  искусственных языков. Логический  позитивизм основывается на принципе  верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает  эмпирическое подтверждение теоретических  положений науки путем сопоставления  их с наблюдаемыми объектами,  чувственными данными, экспериментом.  Научные утверждения, не подтвержденные  опытом, не имеют познавательного  значения, являются некорректными.  Суждение о факте называется  протоколом или протокольным  предложением. Ограниченность верификации  впоследствии выявилась в том,  что универсальные законы науки  не сводимы к совокупности  протокольных предложений. Сам  принцип проверяемости также  не мог быть исчерпаем простой  суммой Какого-либо опыта. Поэтому  сторонники лингвистического анализа—другого  влиятельного направления неопозитивизма  Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и  Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально  отказались от верификационной  теории значения и некоторых  других тезисов.

        Четвертая форма позитивизма  — постпозитивизм характеризуется  отходом от многих принципиальных  положений позитивизма. Подобная  эволюция характерна для творчества  Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. 

    1. Материализм.

        Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. 

      1. Особенности материалистической философии.

        Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности) и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Состояние материальных объектов обуславливается только действием физических сил (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия и т. п.). В отличие от термина «действительность», термин «материальное» носит онтологический оттенок.

        Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, которая существует в (сильной) зависимости от субъекта («нематериальное»). Основной (часто единственной) причиной идеального является субъект. К идеальному относят мысли, эмоции, смысл текста и т. п.

        Следует отметить, что идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, то есть с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния. Неверно утверждать, что только материальное является причиной идеального.

        Нужно учитывать, что следствием применения критерия Поппера к философскому всеобъемлющему понятию является невозможность научными методами ни опровергнуть материализм, ни строго доказать его. Многие идеалистические и материалистические предстваления оказывались опровергнутыми развивающимся научным знанием. Например, теория биологической эволюции опровергает идеалистические представления о разумном («по образу и подобию», с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов, ушли в прошлое и вполне материалистические представления о теплороде или геоцентрическая система мира. В то же время для науки характерна опора на объективные материальные явления и процессы, хотя целью науки и не является доказательство или опровержение какой-либо философской концепции. 

      1. История материализма.

        Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. В том числе, и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).

        В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается.Анаксимен полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению, некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун.

        В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

        Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).

        Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв. 

Информация о работе Основы философии