Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 288.25 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»

 

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности внимания:

их объем и устойчивость в дошкольном возрасте»

 

 

 

Работу выполнила:

Ковальчук Ольга Викторовна

Студент 3 курса 35 группы заочного отделения

Специальность «Психология»

№ зачетной книжки 1010011108

Домашний адрес:  пр-т  Победы, 5-145

210022, г. Витебск 


 

 

Витебск

2013

 

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7

2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14

3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25

3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиография…………………………………………………………………….39

 

1. ВВЕДЕНИЕ

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.

Когда же удалось, наконец, поймать  птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует  себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как  птичку, то она плохой твой помощник».

Проблеме свойств внимания у детей с разными типами темперамента уделяют внимание такие психологи  и педагоги, как: В.В. Белоус, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, О.Ю. Ермолаев, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Т. Рибо, П.В. Симонов и многие другие.

Е.П. Ильин дает понятие  о темпераменте и его типах, свойствах  внимания и их проявлении при выполнении учебных заданий, об особенностях учета  свойств нервной системы и  темперамента в процессе развития внимания.

И.В. Дубровина характеризует  свойства внимания и особенности  их проявления при выполнении учебных  заданий, способы развития свойств  внимания у детей с разными  индивидуально-типологическими особенностями.

Я. Стреляу описывает свойства нервной системы и типологические особенности их проявления, методы и средства развития познавательных процессов у детей с разными  типами темперамента.

М.К. Акимова и В.Т. Козлова  рассматривают вопросы, касающиеся проявления основных свойств нервной  системы в деятельности учащихся, превентивные меры и специальные  приемы, которые могут быть использованы педагогами в процессе развития свойств  внимания у детей с разными  типами темперамента.

Н.Н. Ланге отмечал такое  важное, внутреннее отличие произвольного внимания, как то, что цель процесса заранее известна субъекту. Иными словами, у него имеется, хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания.

Особое место занимают также соображения многих авторов  о физиологических механизмах переживаемого  человеком чувства усилия.

Исследование собственно психологических механизмов произвольного  внимания можно датировать работами Л.С. Выготского.

Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными  психологическими особенностями детей  дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение  всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного  внимания связано с обогащением  интересов.

Внимание – важная сторона  познавательной деятельности. Воспитателю  детского сада необходимо знать особенности  его формирования. «Внимание, - писал  К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую  не может миновать ни одно слово  ученья, иначе оно не попадет в  душу ребенка».

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной  разработкой психологических средств  его коррекции у детей дошкольного  возраста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей проявления закономерностей внимания у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить  особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте.

Объект исследования: внимание (объем и устойчивость) детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности  внимания детей дошкольного возраста.

В работе были использованы теоретические методы исследования, психодиагностические методики; констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Изучив и проанализировав  литературу по данной теме, нами была выдвинута  следующая гипотеза: Поэлементное сравнение – это сложный психологический процесс, характеризующий степень устойчивости произвольного внимания.

Для решения поставленной проблемы и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;

- рассмотреть понятие внимания в отечественной психологии,

рассмотреть понятие внимания, его виды и свойства;

определить особенности  развития внимания детей дошкольного возраста;

подобрать методики для определения отдельных свойств внимания: объема и устойчивости детей дошкольного возраста.

База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО детского сада №98, ул.Терешковой . В исследовании приняло участие 20 детей дошкольного возраста.

Этапы исследования:

подготовительный: выбор  темы, подбор и анализ литературы, определение  проблемы, цели, объекта, выдвижение гипотезы (апрель – июнь 2009 г.);

 

собственно-исследовательский: постановка целей и задач эксперимента; проведение психологического экспериментов (июль – август);

 

интерпритационно - оформительский: обработка и систематизация материала, формулировка выводов и оформление курсовой работы (август – сентябрь 2009 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе

 

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления  любой деятельности детей как  внешней, так и внутренней, а его  продуктом – ее качественное выполнение [10, с. 250].

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет  занимались и занимаются известные  зарубежные и отечественные психологи  и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С.Немов, Г.А. Урунтаева и многие другие). Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими, т.е. между  эмоциями и произвольным вниманием  он усматривал особенно тесную зависимость[32, с.75].

В своих трудах отечественный  психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что  внимание есть особый вид психической  деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [11, с. 125].

По мнению С.Л. Рубинштейна  внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность  на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [31, с. 524]

Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.

Л.С. Выготский пытался  проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому  пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [5, с. 147].

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое  и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции  контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [7, с. 110].

Отечественные психологи  отмечают, что внимание – это  состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его невозможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Таким образом, внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.

Внимание представляет собой  психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди  психологов нет единого мнения. С  одной стороны, в психологической  литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как  самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует  отнести внимание. Одни считают, что  внимание – это познавательный психический  процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая  деятельность, в том числе и  познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий [18, с. 206].

Представим себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение  задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов мы можем сказать, что он обращает внимание на те предметы, которые  он выделяет из других. Во всех этих случаях  можно говорить о том, что его  психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эту направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном А.Г.Маклаков называет вниманием [18, с. 210].

В свою очередь Маклаков считает, что под направленностью  психической деятельности следует  подразумевать ее избирательный  характер, т.е. выделение из окружения  значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного  рода психической деятельности. В  понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой  внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью А.Г.Маклаков подразумевает большую или меньшую  углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем  большей должна быть интенсивность  и напряженность внимания, т.е. требуется  большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана  с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность  тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет на что-либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем-либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Но, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие[18, с.207].

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание  смысла психической деятельности в  тот или иной момент времени. А.Г.Маклаков указывал на то, что внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется, прежде всего, ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.

В современной психологической  науке принято выделять несколько  основных видов внимания.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом  внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так, как оно  возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает  человека сама по себе, в силу своей  увлекательности занимательности  или неожиданности. При возникновении  непроизвольного внимания мы имеем  дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные  физические, психофизиологические и  психические причины.

Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте