Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 288.25 Кб (Скачать документ)

В отличие от непроизвольного  внимания главной особенностью произвольного  внимания А.Г.Ковалев считает то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан  в результате трудовых усилий, поэтому  его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного  внимания является активное регулирование  протекания психических процессов. Произвольное внимание качественно  отличается от непроизвольного. Но они  тесно связаны друг с другом, поскольку  произвольное внимание возникло из непроизвольного. Произвольное внимание также связано  с чувствами, интересами, прежним  опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно  опосредуется сознательно поставленными  целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности [3, с. 164].

Существует еще один вид  внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и  первоначально требует волевых  усилий, но затем человек "входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий [30, с. 166].

Внимание обладает рядом  свойств, которые характеризуют  его как самостоятельный психический  процесс. А.Г. Маклаков выделил свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость  и объем внимания, а также дал  характеристику этим свойствам. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном  и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими  и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная  умственная работа была бы невозможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны  и связи, изменяет закономерности этого  процесса и создает условия для  устойчивости внимания.

Устойчивость внимания зависит  от целого ряда и других условий. К  их числу относятся степень трудности  материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности [30, с. 169].

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией  внимания подразумевается степень  или интенсивность сосредоточенности  внимания. Концепция выражается в  том, что внимание поглощено одним  объектом. Показателем интенсивности  является "помехоустойчивость", невозможность  отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями [30, с. 168].

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять  несколько видов деятельности одновременно [30, с. 168].

Переключение внимания –  это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В  целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться  в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы  у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью  и отношения субъекта и каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на ней переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств [30, с. 170].

Следующее свойство внимание – его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые  мы можем охватить с достаточной  ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько  связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать  и структурировать материал. Последнее  обстоятельство необходимо учитывать  в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся [30, с. 167].

Отвлекаемость внимания –  это непроизвольное перемещение  внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних  раздражителей на человека, занятого в этот момент какой – либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и внутренней. Внешняя отвлекаемость  возникает под влиянием внешних  раздражителей. Наиболее отвлекают  предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость  внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних  эмоций из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ребенок мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду.

Таким образом, внимание в  жизни и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает избирательную  и длительную сосредоточенность  психической активности на одном  и том же объекте или виде деятельности.

За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту  выражается во внимании – в изменении  образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным  и отчетливым, как бы более выпуклым. Итак, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в  других процессах, однако и в нем  выявляется специфическим образом  взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в  изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно  делает все психические процессы полноценными. Об особенностях развития внимания у детей дошкольного  возраста пойдет речь в следующем  параграфе.

 

1.2 Особенности  развития внимания у детей  дошкольного возраста

Среди психических явлений  внимание занимает особое место: оно  не самостоятельный психический  процесс и не относится к свойствам  личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством  него выражаются интересы, направленность личности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность  психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно  пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного  возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок  научается управлять собой и  сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово  и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным [8, с.123].

В дошкольном детстве увеличивается  объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо  воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять  сосредоточенность на объекте. Одним  из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит  о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и  видов внимания дошкольника существенно  зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера  деятельности, которую выполняет  ребенок. Так, показатели внимания значительно  возрастают в сюжетно-ролевой и  дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием  воли и произвольности поведения, способности  управлять своим поведением.

Внимание дошкольника  тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение  деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность  внимания. Дошкольник подолгу может  рисовать, «исследовать» песок, играя  в куличики или строя домики. Под  влиянием новых требований в новых  видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. Тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество [5, с.312].

Выделяют следующие формы  проявления внимания у детей дошкольного  возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

- моторное.

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых  и торможение ненужных в данный  момент психических и физиологических  процессов;

- целенаправленный организованный  отбор поступающей информации;

- удержание, сохранение  образов определенного предметного  содержания до тех пор, пока  не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной  сосредоточенности, активности на  одном и том же объекте;

- регуляция и контроль  протекания деятельности.

В дошкольном детстве развиваются  оба вида внимания. Непроизвольное внимание связано с усвоением  новых дифференцированных знаний о  видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. Все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для  развития ребенка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства  в организации внимания детей  используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается  в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого  результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребенок  даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая-то вышла!». Можно  видеть большую сосредоточенность  детей в моменты экспериментирования  с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности  осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника[10, с.42].

Новый источник развития произвольного  внимания – инструкции взрослого  в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок  действий контролируется взрослым и  под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка – акт  внимания. Переключение внимания с  объекта на способы и порядок  действий превращает его в развернутый  процесс самоконтроля, как его  характеризует П.Я. Гальперин. Эта  задача посильна дошкольнику в том  случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата [6, с.268].

Если порядок действий задан только словесной инструкцией, удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве теста предложить ребенку пойти  в соседнюю комнату и на столе  под газетой взять карандаш. Половина детей скажут «Там нет» - они не могут  ориентироваться на сложную словесную  инструкцию. В школе таким детям  будет трудно.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Появление Петрушки, Незнайки, задания  и вопросы от их имени активизируют детей и помогают организовать внимание.

Внимание ребенка в  начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление  нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому  дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности детей и их передвижением  в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость. Так, если младшие  дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-40 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте