Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 288.25 Кб (Скачать документ)

Устойчивость внимания у  детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это  свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения  к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или  отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или  с одной его стороны на другую [24, с.42].

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной  реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости  от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции  и самоконтролю в соответствии с  целью и принятыми способами  действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника[11, с.86]. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

Таким образом, рассмотрев теоретические  основы проявления внимания у дошкольников мы пришли к выводам:

1. Внимание – это избирательная  направленность на тот или  иной объект, сосредоточение на  нем.

2. В дошкольном возрасте  развитие внимания связано с  появлением новых интересов, расширением  кругозора, овладением новыми  видами деятельности. Старший дошкольник  все больше обращает внимание  на те стороны действительности, которые раньше оставались вне  его внимания.

3. Внимание ребёнка формируется  в практической деятельности. Игра  и есть та деятельность, которая  обеспечивает всестороннее развитие  ребёнка, является одним из  могучих средств обучения и  воспитания, в которой ребёнок  осваивает эмоционально, а затем  интеллектуально всю систему  человеческих отношений. Она позволяет  развивать внимание, мышление и  другие психические процессы, поэтому  в системе обучения и воспитания  детей с нарушениями речи игры  занимают не только значительное  место, но и представлены во  всём их многообразии: сюжетно-ролевые,  дидактические, хороводные, подвижные  и т.д.

 

  1. Диагностика объема и устойчивости внимания у дошкольников

Методы диагностики внимания у дошкольников предназначаются для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. Используя определенные методики, мы выведем общую, интегральную оценку объема и усточивости внимания дошкольника.

Для проведения исследования мною был выбран детский сад №98 г.Витебска. Исследование проводилось в период с 01.03. по . В детском саду имеются 3 группы: 2 младшие, средняя и старшая. Из младшей группы было выбрано 5 детей, средний возраст которых 3-4 года:

  1. Лосева Ира
  2. Королев Дима
  3. Макаров Артем
  4. Синицкий Николай
  5. Шахрай Саша

 

 из средней группы – 5 детей, средний возраст которых 4-5 лет:

        1. Кравцова Валя
        2. Суржикова Оксана
        3. Красновский Артем
        4. Коновалов Алесь
        5. Полякова Лена

 

 из старшей группы – 7 детей, средний возраст которых 5-6 лет:

              1. Саша Долгая
              2. Октябрина Сидоренко

 

Выборка была сделана по следующим критериям:

* посещаемость детей

* возраст детей

* отсутствие нарушений  в развитии.

Задача констатирующего  этапа эксперимента состояла в определении  развития таких свойств внимания как устойчивость и объем.

Для диагностики внимания дошкольников были выбраны методики «Найди и вычеркни», «Расставь точки» так как их проведение не занимает много времени и дает качественные показатели, что является существенным плюсом в условиях ДОУ.

 

Методика №1 «Найди и вычеркни».

Цель: изучение устойчивости и продуктивности внимания. В этом случае диагностическими показателями выступают такие свойства внимания как продуктивность и устойчивость. Методика заключается в том, что  ребенку показывают рисунок, на котором  в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться.

Лист к методике  «Найди и вычеркни»


(рис. 2)
                                                                                  (рис. 3)

В этой методике ребенок  работает 2,5 мин, в течение которых  пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и  «начинай».

При обработке и оценке результатов мы определим количество предметов на рисунке, просмотренных  ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все  время выполнения задания, а так  же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S= 0,5 . N -2,8n ,

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N - количество изображений  предметов на рисунке просмотренных  ребенком за время работы;

t - время работы;

n - количество ошибок, допущенных  за время работы. Ошибками мы  считали пропущенные нужные или  зачеркнутые ненужные изображения.

Показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы  по десятибалльной системе:

10 баллов - показатель S у  ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S находится  в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S находится  в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S находится  в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S находится  в пределах от 0,24 до 0,50балла.

0-1 балл - показатель S находится  в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - продуктивность  внимания очень высокая, устойчивость  внимания очень высокая.

8-9 баллов - продуктивность  внимания высокая, устойчивость  внимания высокая.

4-7 баллов - продуктивность  внимания средняя, устойчивость  внимания средняя.

2-3 балла - продуктивность  внимания низкая, устойчивость внимания  низкая.

0-1 балл - продуктивность  внимания очень низкая, устойчивость  внимания очень низкая.

 

Методика №2 «Запомни и  расставь точки».

Цель: оценить объем внимания ребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в  стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью  точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно  увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получил следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой  в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых  нарисованы точки, а потом ты сам  будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в  стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести  увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку  для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов:

Объем внимания ребенка считывает  максимальное число точек, которое  он смог правильно воспроизвести  на любой из карточек. Результаты эксперимента мы оценивали в баллах следующим  образом:

10 баллов - ребенок правильно  за отведенное время воспроизвел  на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно  воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов - ребенок правильно  восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно  воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог  правильно воспроизвести на одной  карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 балла - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

 

2.2 Апробирование  методик диагностики развития  внимания

После проведения и подведения итогов были получены следующие результаты об уровне развития продуктивности и  устойчивости внимания в средней группе:

1. Лоскутова Ира - продуктивность  внимания низкая, устойчивость внимания  низкая

2. Кузьмин Дима - продуктивность  внимания низкая, устойчивость внимания  низкая

3. Макаров Макар - продуктивность  внимания низкая, устойчивость внимания  низкая

4. Картабаева Саша - продуктивность  внимания средняя, устойчивость  внимания средняя

5. Поляк Саша - продуктивность  внимания средняя, устойчивость  внимания средняя

Вывод: В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но под конец некоторые начинали отвлекаться, внимание рассеивалось.

Макаров Макар и Кузьмин  Дима гипервозбимые мальчики, они  допускали много  пропусков и  ошибок, поэтому у них низкий результат, и им было сложно удержаться на одном  месте.

У остальных детей  результат  средний, они тоже допускали ошибки.

 

 

После проведения методики для диагностики были получены следующие результаты:

Методика «Расставь точки»

Ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 сек.) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 сек.

Приложение №1

Таблица результатов №1:

Ф.И. ребенка

Возраст

Количество точек

Количество баллов

Вывод об уровне развития

Саша Долгая

5 лет 3 мес.

2

4

низкий

Октябрина Сидоренко

5 лет

3

5

низкий

Никита Кочетов

6 лет

0

0

очень низкий

Андрей Спиридонов

6 лет 5 мес

4

6

средний

Данила Серов

6 лет

4

6

средний

Аня Котова

6 лет 4 мес

2

4

низкий

Маша Юпатова

6 лет

2

4

низкий

Среднее значение

6 лет

2,4

4,1

низкий


 

Таблица результатов № 2:

 

Кол-во испытуемых

Средний уровень развития внимания

Низкий уровень развития внимания

Очень низкий уровень развития внимания

7 чел. – 100%

2 чел. – 28,4%

4 чел. – 56,8%

1 чел. – 14,2%

Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте