Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа
В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39
Устойчивость внимания у
детей проявляется в
Таким образом, в дошкольном
возрасте наблюдается два вида внимания:
непроизвольное – от ориентировочной
реакции на сильные раздражители
к сосредоточенности на необычном,
непохожем, значимом (в зависимости
от субъективного опыта) и произвольное
– от регулирования действий со
стороны взрослого к
Таким образом, рассмотрев теоретические основы проявления внимания у дошкольников мы пришли к выводам:
1. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
2. В дошкольном возрасте
развитие внимания связано с
появлением новых интересов,
3. Внимание ребёнка формируется
в практической деятельности. Игра
и есть та деятельность, которая
обеспечивает всестороннее
Методы диагностики внимания у дошкольников предназначаются для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. Используя определенные методики, мы выведем общую, интегральную оценку объема и усточивости внимания дошкольника.
Для проведения исследования мною был выбран детский сад №98 г.Витебска. Исследование проводилось в период с 01.03. по . В детском саду имеются 3 группы: 2 младшие, средняя и старшая. Из младшей группы было выбрано 5 детей, средний возраст которых 3-4 года:
из средней группы – 5 детей, средний возраст которых 4-5 лет:
из старшей группы – 7 детей, средний возраст которых 5-6 лет:
Выборка была сделана по следующим критериям:
* посещаемость детей
* возраст детей
* отсутствие нарушений в развитии.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении развития таких свойств внимания как устойчивость и объем.
Для диагностики внимания дошкольников были выбраны методики «Найди и вычеркни», «Расставь точки» так как их проведение не занимает много времени и дает качественные показатели, что является существенным плюсом в условиях ДОУ.
Методика №1 «Найди и вычеркни».
Цель: изучение устойчивости и продуктивности внимания. В этом случае диагностическими показателями выступают такие свойства внимания как продуктивность и устойчивость. Методика заключается в том, что ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться.
Лист к методике «Найди и вычеркни»
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
При обработке и оценке результатов мы определим количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S= 0,5 . N -2,8n ,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений
предметов на рисунке
t - время работы;
n - количество ошибок, допущенных
за время работы. Ошибками мы
считали пропущенные нужные
Показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибалльной системе:
10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50балла.
0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - продуктивность
внимания очень высокая,
8-9 баллов - продуктивность
внимания высокая,
4-7 баллов - продуктивность
внимания средняя,
2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Методика №2 «Запомни и расставь точки».
Цель: оценить объем внимания ребенка. Для этого мы использовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента
ребенок получил следующую
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показывали каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов:
Объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек. Результаты эксперимента мы оценивали в баллах следующим образом:
10 баллов - ребенок правильно
за отведенное время
8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла - ребенок смог
правильно воспроизвести на
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 балла - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
2.2 Апробирование методик диагностики развития внимания
1. Лоскутова Ира - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
2. Кузьмин Дима - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
3. Макаров Макар - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая
4. Картабаева Саша - продуктивность
внимания средняя,
5. Поляк Саша - продуктивность
внимания средняя,
Вывод: В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но под конец некоторые начинали отвлекаться, внимание рассеивалось.
Макаров Макар и Кузьмин Дима гипервозбимые мальчики, они допускали много пропусков и ошибок, поэтому у них низкий результат, и им было сложно удержаться на одном месте.
У остальных детей результат средний, они тоже допускали ошибки.
После проведения методики для диагностики были получены следующие результаты:
Методика «Расставь точки»
Ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 сек.) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 сек.
Приложение №1
Таблица результатов №1:
Ф.И. ребенка |
Возраст |
Количество точек |
Количество баллов |
Вывод об уровне развития |
Саша Долгая |
5 лет 3 мес. |
2 |
4 |
низкий |
Октябрина Сидоренко |
5 лет |
3 |
5 |
низкий |
Никита Кочетов |
6 лет |
0 |
0 |
очень низкий |
Андрей Спиридонов |
6 лет 5 мес |
4 |
6 |
средний |
Данила Серов |
6 лет |
4 |
6 |
средний |
Аня Котова |
6 лет 4 мес |
2 |
4 |
низкий |
Маша Юпатова |
6 лет |
2 |
4 |
низкий |
Среднее значение |
6 лет |
2,4 |
4,1 |
низкий |
Таблица результатов № 2:
Кол-во испытуемых |
Средний уровень развития внимания |
Низкий уровень развития внимания |
Очень низкий уровень развития внимания |
7 чел. – 100% |
2 чел. – 28,4% |
4 чел. – 56,8% |
1 чел. – 14,2% |
Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте