Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа
В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему.
Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе…………...7
2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста………..14
3. Диагностика уровней развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
3.1 Описание результатов исследования и их интерпретация…………….
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиография…………………………………………………………………….39
Вывод: Объем внимания ребенка считывает максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек. При анализе задания, мы увидели, что у 70% детей уровень развития объема внимания не соответствует нормам возрастного развития внимания дошкольников.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
Можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания; возрастает устойчивость внимания;
Заключение.
Изучив данную тему, мы пришли к выводу, что вопрос о том, что такое внимание до сих пор остается открытым, но большинство исследователей сходятся во мнении, что внимание это - состояние, которое определяет работоспособность и уровень интеллектуального развития человека. Оно обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Также изучая внимание, мы узнали, что оно обладает рядом свойств, таких как – объем, устойчивость, переключаемость, концентрация, распределяемость. Все выше перечисленные свойства постоянно меняются в зависимости от изменения окружающей обстановки и внутренних особенностей человека, его состояний физических и психических, характера деятельности, этапов деятельности. Низкий уровень даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-либо деятельности или влиять на качество ее выполнения. Именно поэтому диагностика внимания очень важна. Ее следует проводить начиная с дошкольного возраста, так как именно на этом этапе возрастного развития легче устранить недостатки внимания и его свойств.
Библиография
1. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. -М.: Просвещение: Владос, 1995. - 52 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]/А.Анастази.- М.: Педагогика, 1982. - 39 с.
3. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов [Текст]/В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова.-М.: Просвещение, 1981. -87 с.
4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Союз, 1997. - 234 с.
5. Выготский Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.:Просвещение, 2001. – с.123.
6. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/А.В.Запорожец.- М.:Просвещение, 1964. - 75 с.
7. Ильина М.Н. Тесты для детей, сборник тестов и развивающихся упражнений [Текст] /М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева.- СПб.: Дельта, 2003. – 243 с.
8. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей [Текст]/А.Максимова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 26 с.
9. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С.Немов.- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 78 с.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.:Просвещение, 1996. -324 с.
11. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст]/Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с.
12. Психологический журнал. -1982. -Т.З.-№5 -с. 54- 65.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1997. - 44 с.
14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей [Текст]/Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль, 1996. - 153 с.
15. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.- Ярославль, 1995. - 64 с.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 225 с.
17. Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст]/Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - 423 с.
18. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст]/Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 53 с.
19. Фесюкова Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 1997. - 70 с.
20. Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. – М:Просвещение, 1976. - 312 с.
21. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л.В.Черемошкина. - Ярославль, 1997. - 55 с.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд./ Под ред. М.И. Буянова, М.И.Чистякова. - М.:Просвещение, 1995. - 153 с.
23. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст]/О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 234 с.
24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.
25. Шванцара, Йозеф и коллектив авторов. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.
Информация о работе Особенности внимания: их объем и устойчивость в дошкольном возрасте