Платон и система философского идеализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия ПЛАТОН И ИДЕАЛИЗМ распечатать первые 7 страниц!!!.docx

— 55.83 Кб (Скачать документ)

Российский  Экономический Университет имени  Г.В.Плеханова

Факультет Менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему «Платон и система

философского  идеализма». 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы 1160

Вахитова  Регина 
 
 
 
 

Москва-2011

Объективный идеализм философии  Платона.

     Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный  идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.

       В философской системе объективного идеализма Платона уже чётко можно выделить составные части философского знания того времени: онтологию,  космологию,  гносеологию и этику, логику, эстетику, психологию.

       Онтология. Платон, также как и элеаты,  характеризует бытие как вечное, неизменное,  всегда  тождественное,  неделимое,   недоступное   чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов,  бытие  у Платона множественно. И здесь  он  близок  Демокриту.  Вид,  идея,  сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия. Онтологические взгляды Платона перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трёх иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть — влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания. «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней — в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья — в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая — в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой — быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая — тираном».

       Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Свои взгляды по этому вопросу он излагает в диалоге «Тимей», который приходится на последний период его творчества. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса  из  первобытного Хаоса. Космос «только один», он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами, которые находятся на седьмой отдаленной сфере. Небесные тела Платон считает одушевленными существами, богами. И движение небесных планет вызвано именно их душами. Создатель, которого Платон называет демиургом, сообщил миру определенный порядок и последовательность.

       Создание  мира Платон видит следующим образом: «...пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы ничто по возможности  не было дурно, бог позаботился обо  всех видимых вещах, которые пребывали  не в покое, но в нестройном и беспорядочном  движении; он привел их из беспорядка в  порядок, полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и  было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим; между  тем размышление явило ему, что  из всех вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать то и другое как целое; а ум не может обитать ни в чем, кроме души. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения».

     Теория  познания. Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах теории познания. Она изложена, в частности, в диалогах «Федр» и «Менон». Здесь Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, — это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Истинное знание даёт только мышление. Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей” (по-гречески “эйдосов”). Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Платон вводит понятие «анамнезис» - воспоминание идеального мира, который люди знали до рождения. Он пишет, что все родились с врожденным пониманием идеального мира, но забывают это знание. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда ещё не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности. Платон считал, что человек, как телесное  существо,  смертен.  Душа  же  его бессмертна.

     Платон  неоднократно высказывал свое отношение  к математике и она всегда оценивалась  им очень высоко: без математических знаний «человек с любыми природными свойствами не станет блаженным», в  своем идеальном государстве  он предполагал «утвердить законом  и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке  счисления». Систематическое широкое  использование математического  материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.

       Теория  познания  Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же  в  связи  с  этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь  к  мудрости  ради нее самой.

     Этика. Онтология, космология  и теория  познания  в учении  Платона носят подчиненный   вспомогательный   характер.   Они   выступают    в    качестве методологической и мировоззренческой базы  для обоснования главной части этого  учения  –  нравственно-этической.  Мир идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя. Платон   считает,   что   условием нравственных поступков является истинное знание. Реальным знанием является познание идей. При восприятии - установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек – это, прежде всего, условное начало. Этим  истинным  знанием,  в принципе, обладает душа.

     Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение  идеи души.

По учению  Платона душа состоит  из  трех  частей: разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной).  Платоновская  этика ориентирована на самосовершенствование личности, на  создание  совершенного общества –  государства.  Укреплению  идеального  государства,  по  Платону, должна служить строгая система воспитания и образования.

     Эстетика. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Выше всего у него стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. “Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи”.

       В то время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. “Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть” (Гос-во, 305).

     Идея  вещи - вот истинная причина появление  конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая  вещь не может возникнуть, если нет  ее идеи. Вещи - результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные  в конкретном материале. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Идеи образуют иерархию.

     Идеи  существуют в специальном пространстве. С точки зрения Платона, идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Он не относил числа и пропорции к вещам. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи. Платон всю математику относил к небу. Пещера: единственная реальность - тени на стене пещеры. Один человек освободился, увидел все устройство мира, если бы он вернулся в пещеру, то не смог бы никого убедить.

     Таким образом, и знание можно понимать отличным от Платона образом. Философский  идеализм, которому Платон следовал, превратился  у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом досократовского направления философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме. Он во многом восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил физическим описаниям онтологические обоснования. Платон впервые пришел к категориальной, ноуменальной (“нус” – по-гречески “ум”) диалектике.

       Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и  небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений  и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с  пассивной, бесформенной «принимающей»  материей (небытием).

       В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все элементы прежних  идеалистических философских учений. Однако по сравнению с ними философия  Платона является качественно более  высокой ступенью развития идеалистической  мысли. Идеализм до Платона проявлялся лишь «в намёках» и во многом имел интуитивный характер. Платон же создаёт рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Творчество  Платона имеет приблизительно три  этапа. Началом первого является смерть Сократа. При жизни Сократа  Платон, вероятно, не писал никаких  философских произведений. В этот период он находился под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после  его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа».

       Форма всех диалогов Платона в основных чертах сходна. В диалогах всегда выступает  Сократ, который говорит с кем-то из видных афинских или других граждан. Определенным, однако, исключением  является диалог «Пир» («Симпозион»), в котором участников разговора больше, чем в других.

       Сократ  в диалогах «не поучает», а, как  правило, задает вопросы тому, кто  считается знатоком предмета. Искусно  выбранными вопросами Сократ принуждает своего партнера по дискуссии точно  и однозначно формулировать мысли. При этом обнаруживается, что в  ответах партнера содержится много  «противоречий» и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все  «за» и «против», делает определенный вывод.

       Диалоги первого периода творчества Платона, заканчивающегося приблизительно с  основанием Академии, как правило, не выходят за рамки философских  воззрений Сократа. Платон в этот период находится под сильным  влиянием своего учителя и, видимо, только после его смерти глубоко  понимает смысл учения Сократа. Прямым прославлением учителя являются «Апология Сократа» и диалог под  названием «Критон».

       Следующий период творчества Платона совпадает  с первым путешествием в Южную  Италию и на Сицилию, Постепенно изменяются содержание и способ философствования Платона. Он отходит от собственно сократического «этического идеализма» и закладывает  основы объективного идеализма. Видимо, в этот период в мышлении Платона  несколько усиливается влияние  философии Гераклита и пифагорейского подхода к миру.

Информация о работе Платон и система философского идеализма