Платон и система философского идеализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия ПЛАТОН И ИДЕАЛИЗМ распечатать первые 7 страниц!!!.docx

— 55.83 Кб (Скачать документ)

     Идея  метемпсихоза определяет то, как Платон объясняет познавательные возможности  человека. По его мнению, процесс  познания - это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

     Цель  человека, по мысли Платона, состоит  в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может  приблизиться к своему идеальному образу. 

     5. Значение  теории «объективного идеализма» 

     Учение  Платона об идеях позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его  философию как объективный идеализм, ибо Платон признает существование  идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание - продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано  учение субъективного идеализма, которое  все явление мира, видит лишь как  производные от человеческого сознания и человеческой воли.

     Платон, творчески использовал идеи практически  всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

     Как правило, объективный идеализм лежит  в основе многих религиозных учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

     Выводы  из теории «объективного идеализма»:

  1. Платон онтологизирует идеи, т. е. придаёт им физический статус;
  2. реальный, чувственный мир у Платона - бледная копия мира идей;
  3. Платон разработал классический вариант объективного идеализма, в котором сделал попытку увязки всего в одно целое;
  4. по Платону мир - всеобъемлющий космос, целостный и оформленный;
  5. структурируя космос, Платон применяет идею тройственности (идея, идея блага и душа космоса) к обществу (душа человека разумная, яростная и чувственная).

     Можно сказать, что, выражаясь современным  языком, «пространство идей», введенное  в философию Платоном, на сегодня  существенно меняется и дополняется  в результате творческой деятельности человека (созданием устойчивых мыслеформ, ранее не встречавшихся, и обладающих способностью при определенных условиях быть воспринятыми всеми людьми), в  результате становится возможным осуществление  качественных и быстрых переходов  на новые уровни развития сознания человека.

     Рекомендации, выработанные Платоном, в плане мировосприятия человека, существенно облегчают  и ускоряют процессы этих переходов. Тот факт, что в течение 2400 лет  значимость достижений Платона не потеряла ценность, говорит о качестве и  истинности этих результатов.

     В разное время, к Платону относились по-разному: в античности Платона называли «божественным  учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения –  политический утопист. 

 

     Список  литературы 

  1. Асмус В. Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975, 220 с.
  2. Блинников Л. В. Великие философы: словарь-справочник. - М.: Логос, 1998, 440 с.
  3. Васильева Т. В. Написанная философия Платона // «Вопросы философии», 1977, № 11, с. 152-160.
  4. Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. - М.: Логос, 1999, 195 с.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Ладомир, 1986.
  6. Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. - М.: Республика, 1995, 300 с.
  7. Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 1. - М.: Мысль, 1971, 610 с.
  8. Платон. Сочинения. - Т. 3. - Ч. 2. - М.: Мысль, 1971, 620 с.

Информация о работе Платон и система философского идеализма