Платон и система философского идеализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия ПЛАТОН И ИДЕАЛИЗМ распечатать первые 7 страниц!!!.docx

— 55.83 Кб (Скачать документ)

     Платону принадлежит большое количество сочинений, практически все из которых  дошли до нашего времени. Платон предстает  первым в европейской истории  мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы - с позиции своих философских  взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Платоновскую систему, скорее всего, нельзя назвать окончательно завершенной, ибо его философские воззрения постоянно развивались и совершенствовались.

     Творчество  Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных  направлений. Для историков и  для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны. 

     2. Истоки  идеализма Платона 

     Предшествующие  Платону древнегреческие мыслители-натурфилософы  искали первопричины мироздания и причины  возникновения конкретных вещей  в феноменах физической природы - вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы. Обратив внимание на особенности  человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному - мотивам человеческих поступков, ибо в своем поведении человек  руководствуется совершенно иными  причинами, нематериального характера. Платон расширил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у  всего физического мира есть некие  нематериальные причины.

     Как различить вещи? Например, чем отличается стол от стула? Стол и стул могут  быть сделаны из одного материала, иметь  примерно равные физические параметры. Но стол и стул имеют разное предназначение. Образно говоря: это стул - на нем  сидят, это стол - на нем едят. Следовательно, все вещи имеют свое предназначение.

     Данное  предназначение не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Материал лишь средство для  осуществления вещи.

     Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в своем сознании всегда имеет некий образ, как  стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий их мир.

     Эти образы Платон и назвал «эйдосами», или «идеями». В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу - идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи - причина, материал - средство, а вещь - лишь следствие взаимодействия идеи и материала.

     Платон  смог понять столь сложную философскую  природу каждой вещи благодаря, с  одной стороны, влиянию орфизма, с его мистическим пониманием троичности бытия, тройственной природы  всего в мире, а с другой стороны, в силу собственной диалектической логики. Именно диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал - идеи и материала, рождает некий  новый феномен - вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне  противоречива - идеальна и материальна  одновременно, при этом «идеальность»  как бы «испорчена» материальностью.

     3. Объективный  идеализм Платона 

     Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные  материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший  множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это  самые общие закономерности, по которым  живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.

     Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это  абстрактное благо, тождественное  абсолютной красоте.

     Именно  вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей  мере, чем в гносеологии, влияние  математики обнаруживается в онтологии  Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир  истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению  к вещам как их причины и  образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству.

     Учение  Платона об идеях - «идеализм, так  как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а  лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный  идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных  чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов». Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование  вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

     Основной  принцип Платона - деление мира на реальный и нереальный мир (идейный  и земной). Чувственные вещи - тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое идеей общего блага  и длится вечно. 
Высшая идея Платона - идея блага. Причина того, что Платон стал идеалистом - математизация естествознания, влияние идей пифагорейцев. Первый шаг то материализма к идеализму был сделан Пифагором, затем софистами, Сократом; античный идеализм был обоснован Платоном. Платон - родоначальник классического объективного идеализма. Для него идея как бы является вынутой из головы, придан ей онтологический характер и эта идея - начало всего сущего (объективный идеализм).

     У Платона  есть и личностный идеал, когда он говорит о Боге как устроителе космоса. Есть и безличностный идеал, говоря о загробном существовании идей и высшей идее. До Платона была только возможность философского идеализма. Платон первый в истории философии противопоставил два лагеря философов. Он прямо связывает идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.

     Само  понятие идея - внешний вид, образ, наружность. 
Платон для обозначения множества элементов и духовных понятий применяет термин «эйдос» - соотнесение всех идей и понятий. Эйдос (идея) Платона - фактически объектированное понятие, но только вынутое из человеческого сознания и помещённое в вымышленный идеальный мир.  
Эйдос - не просто отражение вещей, само понятие - суть прекрасного. Платон идеи противопоставляет чувственному миру. Она является источником истинности и соразмерности. Идея блага - «солнце» в идеальном мире.

     Идея  по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир  идей (нематериальный).

     Признаки  любой идеи:

  • невещественна;
  • любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью;
  • каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей;
  • идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел;
  • идея, в отличии от вещи обладает совершенством.

     Идеальное в философии – это не материальное.

     Идеи  существуют объективно, вне зависимости  от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Таким образом, идея - это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

     Свойства  идеи:

  1. идея - это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, понятен смысл их существования, их предназначение и только потому отличие один от другого;
  2. идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан реальный стол - из дерева, камня или металла. Неважно, какую форму имеет конкретный стол - круглый он, квадратный или прямоугольный. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Каменные, деревянные, металлические, круглые, квадратные, прямоугольные, высокие и низкие столы являются столами потому, что воплощают в себе единую для них всех идею. И именно эта идея делает все эти столы столами;
  3. идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи - идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления;
  4. идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея - сверхчувственна, доступна только разуму, мысли;
  5. идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола.

     Платоновская  логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности  существования идеи, о том, что  идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Есть некий  мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

     Из  этого положения Платона и  вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих  своей идее, не существует и не может  существовать. В самом деле, невозможно нарисовать идеальный круг.

     В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая  его отличие от «истинного бытия» - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности.

 

     4. Взаимосвязь  идеи и души  

     Определение причин рождения реального мира, поставило  перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала  найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами - мир идей и «хора-материя» - Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом».

     Бог-демиург  не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире.

     В представлении  Платона, человек - продукт божественного  творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Душа и тело, соединяясь, порождают  новый феномен - живого человека.

     Души  людей, согласно Платону тесно соприкасаются  с миром идей.

     Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется  им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей:

  • разум;
  • воля и благородные желания;
  • влечение и чувственность.

     Изначально  существуя в мире идей, некоторые  души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в  материальный мир. За счет этого человек  способен постигать идеи. Он не в  состоянии их производить, но под  влиянием органов чувств и своих  впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным  устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Информация о работе Платон и система философского идеализма