Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:16, реферат
Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.
Платону принадлежит большое количество сочинений, практически все из которых дошли до нашего времени. Платон предстает первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы - с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика). Платоновскую систему, скорее всего, нельзя назвать окончательно завершенной, ибо его философские воззрения постоянно развивались и совершенствовались.
Творчество
Платона по сегодняшний день остается
в центре внимания исследователей различных
направлений. Для историков и
для антиковедов, в частности, его труды
интересны, прежде всего, как отражение
того времени, эпохи, в которой они были
написаны.
2. Истоки
идеализма Платона
Предшествующие
Платону древнегреческие
Как различить вещи? Например, чем отличается стол от стула? Стол и стул могут быть сделаны из одного материала, иметь примерно равные физические параметры. Но стол и стул имеют разное предназначение. Образно говоря: это стул - на нем сидят, это стол - на нем едят. Следовательно, все вещи имеют свое предназначение.
Данное предназначение не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Материал лишь средство для осуществления вещи.
Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в своем сознании всегда имеет некий образ, как стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий их мир.
Эти образы Платон и назвал «эйдосами», или «идеями». В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу - идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи - причина, материал - средство, а вещь - лишь следствие взаимодействия идеи и материала.
Платон смог понять столь сложную философскую природу каждой вещи благодаря, с одной стороны, влиянию орфизма, с его мистическим пониманием троичности бытия, тройственной природы всего в мире, а с другой стороны, в силу собственной диалектической логики. Именно диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал - идеи и материала, рождает некий новый феномен - вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива - идеальна и материальна одновременно, при этом «идеальность» как бы «испорчена» материальностью.
3. Объективный
идеализм Платона
Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.
Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.
Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству.
Учение Платона об идеях - «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов». Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.
Основной
принцип Платона - деление мира на
реальный и нереальный мир (идейный
и земной). Чувственные вещи - тени
реальных идей. Мир идей объединяется
в единое целое идеей общего блага
и длится вечно.
Высшая идея Платона - идея блага. Причина
того, что Платон стал идеалистом - математизация
естествознания, влияние идей пифагорейцев.
Первый шаг то материализма к идеализму
был сделан Пифагором, затем софистами,
Сократом; античный идеализм был обоснован
Платоном. Платон - родоначальник классического
объективного идеализма. Для него идея
как бы является вынутой из головы, придан
ей онтологический характер и эта идея
- начало всего сущего (объективный идеализм).
У Платона есть и личностный идеал, когда он говорит о Боге как устроителе космоса. Есть и безличностный идеал, говоря о загробном существовании идей и высшей идее. До Платона была только возможность философского идеализма. Платон первый в истории философии противопоставил два лагеря философов. Он прямо связывает идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.
Само
понятие идея - внешний вид, образ,
наружность.
Платон для обозначения множества элементов
и духовных понятий применяет термин «эйдос»
- соотнесение всех идей и понятий. Эйдос
(идея) Платона - фактически объектированное
понятие, но только вынутое из человеческого
сознания и помещённое в вымышленный идеальный
мир.
Эйдос - не просто отражение вещей, само
понятие - суть прекрасного. Платон идеи
противопоставляет чувственному миру.
Она является источником истинности и
соразмерности. Идея блага - «солнце» в
идеальном мире.
Идея по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир идей (нематериальный).
Признаки любой идеи:
Идеальное в философии – это не материальное.
Идеи существуют объективно, вне зависимости от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Таким образом, идея - это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.
Свойства идеи:
Платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.
Из
этого положения Платона и
вытекает давно установившееся мнение
о том, что идеальных вещей, т.е.
вещей полностью
В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие от «истинного бытия» - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности.
4. Взаимосвязь
идеи и души
Определение
причин рождения реального мира, поставило
перед Платоном вопрос: почему изначально
независимо друг от друга существующие
мир идей и «хора-материя» пришли
в движение и сотворили мироздание?
Логика платоновского анализа
Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире.
В представлении Платона, человек - продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Душа и тело, соединяясь, порождают новый феномен - живого человека.
Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей.
Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей:
Изначально существуя в мире идей, некоторые души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в материальный мир. За счет этого человек способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но под влиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.