Платон и система философского идеализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона – это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий, учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. То есть, идеи существуют вне и независимо от человека.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия ПЛАТОН И ИДЕАЛИЗМ распечатать первые 7 страниц!!!.docx

— 55.83 Кб (Скачать документ)

       Во  второй половине этого периода, который  приблизительно можно ограничить первым и вторым путешествиями в Сиракузы, Платон дает цельное позитивное изложение  своей системы. Лучше всего оно  представлено в работе «Закон» («Политея»), где его филодофские, политические, этические и эстетические взгляды объединяются в единое целое.

       Большое внимание в этот период Платон уделяет  вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое в конце концов приводит к возникновению искры познания.

       В этот период Платон вновь обращается к жизни Сократа и к его  осуждению афинской демократией (в  диалоге «Федон»), но уже как зрелый идеалист. В его понимании, Сократ добровольно выбирает смерть, ибо он убежден в нематериальности и в неуничтожимости (т. е. вечности) души.

       Знаменательным  переломом в развитии взглядов Платона  является диалог «Парменид». Этот диалог большинство исследователей считают началом третьего, заключительного периода творчества Платона. В нем Платон подвергает переоценке свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности. Вместе с тем понимание идеи приобретает определенную косность (застылость). Видимо, в этот период проявляется ранее подавленное влияние элейской школы (о чем можно судить не только по названию диалога, но и по его содержанию). Характерным для этого периода является объединение теории «идей» с пифагорейской мистикой чисел. Это, между прочим, связано и с укреплением личных связей с пифагорейцами, установившихся во время путешествия Платона в Сиракузы.

       Основной  вопрос философии он решает однозначно-идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

       Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин  в «Философских тетрадях», заключена  уже в первой элементарной абстракции («дом» вообще наряду с отдельными домами) Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы — лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом — ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

       Чувственно  воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы — идеи. У  Платона можно встретить и  утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в  вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность  движения к иррационализму.

       Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода — «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».

       Возвратимся, однако, к Платоновому понятию кажущегося, производного бытия, которым является реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, как уже говорилось, существует возникновение и гибель, единое и многое, развитие. Диалектика этого мира определена вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи. Это мир, в котором нет ничего (вечного), ибо все течет (изменяется, развивается, возникает и гибнет). В этом случае явно прослеживается влияние воззрений Гераклита.

       В диалоге «Парменид», знаменующем начало третьего периода творчества Платона, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия, который происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится движение и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический монизм Платона, в котором заключалась вершина его рационализма. В последующих трудах проявляется все большее влияние пифагорейской философии, усиливающей его мистицизм и иррационализм.

       В диалоге «Менон» теорию воспоминания Платон демонстрирует на примере разговора Сократа с неким юношей. Последний, хотя никогда не изучал математику и не имел никакого образования, правильно выбранными вопросами был подведен к самостоятельному формированию теоремы Пифагора. Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к воспоминаниям. На основе теории воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души, о чем еще будет сказано.

       Критике материалистических и сенсуалистских решений проблем познания посвящен диалог Платона «Теэтет».

       Хотя  последующие годы творчества Платона  отличаются тенденцией к иррационализму и мистицизму, его философия является первой рационально, логически построенной  системой объективного идеализма. При  ее оценке следует иметь в виду мысль Ленина о том, что «умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм». Богатый  категориальный аппарат дал возможность  Платону постичь, хотя и в идеалистической  форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.

       Объективные идеалисты в основном ссылаются  на те места в учении Платона, которые  направлены против материалистического  мышления. В этом смысле Платон и  платонизм играют определенную консервативную роль (стоит вспомнить конфронтацию реализма и номинализма в средневековой  философии). С другой стороны, его  диалектика, пусть даже как постижение развития в мире кажущегося бытия (т. е. в материальном мире), или как  диалектика идей, сделала его концепции  привлекательными для философии  Ренессанса, давая ей во многом опору  в конфронтации со схоластикой, аристотелевско-томистическим видением мира. 

       Учение  Платона об идее и  ее значение.

       Основной  вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который  нас окружает и который мы познаем  своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир  вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому  не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и  вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и  возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

       Возможность возникновения этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин  в "Философских тетрадях", заключена  уже в первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие  всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

       Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как  таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное  бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении  и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с  пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

       Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определённые образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

       Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определённую упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".  
 
 

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА  ОБ ИДЕЯХ 

Как было сказано  в самом начале, философская система  Платона, явилась

синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно

нового уровня. Интуитивное привлечение таких  досократовских элементов, как земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода

примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой  абстрактно-всеобщей категорией, как  необходимость или беспредельность. Понятие “идеи” уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его “идея” уже не наивно-описательно, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.

Список  Литературы 

    1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.

    2. Лосев  А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. – М., ЧеРо, 1998.

    3. Блохина  И.Р. Академия Платона как школа  государственных деятелей

       Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31

       октября 2001 года. СПб., 2001.

    4. Спиркин  А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.

    5. Лосев  А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

    6. Философия:  Учебник. Отв. редакторы: Губин  В.Д. и др. М., 2001.

    7. Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo

       yнивepcитeтa, 1985.

1 Платон. Государство  // Древнегреческая философия. От  Платона до

Аристотеля: Сочинения. – Харьков: Фолио, М., ООО “Фирма “Издательство АСТ”,

1999, стр. 305. Далее  произведения и страницы указываются  в тексте по этому

изданию. 
 

1. Творчество Платона

2. Истоки идеализма  Платона

3. Объективный идеализм  Платона

4. Взаимосвязь идеи  и души

5. Значение теории  «объективного идеализма»

Список литературы 

 

     1. Творчество  Платона 

     Выдающийся  мыслитель древности Платон (427–347 гг. до н.э.) родился в Афинах в  знатной, аристократической семье. При рождении ему было дано имя  Аристокл. Платон - прозвище (от древнегреческого «platos» - «широкий», «широколобый»).

     Авторитет Платона был настолько значителен, а его роль в развитии античной и общемировой культуры столь  велика, что еще при жизни о  нем появились многочисленные легенды. Согласно одной из них, отцом Платона  назывался бог Аполлон, который  призвал мудрых пчел, наполнивших  уста младенца Платона медом, как  предзнаменование его будущего сладчайшего  словесного дара.

     Платон  получил прекрасное образование  и уже в юности поражал всех своим поэтическим и литературным даром. Но встреча с Сократом, произошедшая в 408 г. до н.э., перевернула жизнь  молодого человека. Он сжег все написанные им к этому времени сочинения  и стал преданным и самым одаренным  учеником афинского мудреца. Сократ тоже высоко ценил Платона.

     Платон  до самой смерти Сократа не расстается с учителем. Большинство сведений о Сократе, его диалоги и речи известны благодаря тому, что Платон записал их, сохранив тем самым  для истории. Более того, практически  все произведения Платона написаны в форме диалогов, главным действующим  лицом которых выступает Сократ. В этом заключается так называемый «Платонов вопрос» - не всегда ясно, какие идеи, высказываемые в диалогах, принадлежат самому Платону, ибо  чаще всего собственные мысли  он вкладывал в уста героев своих  произведений и, прежде всего, в уста главного героя - Сократа.

Информация о работе Платон и система философского идеализма