Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:53, контрольная работа
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете.
Познание и знание различаются как процесс и результат.
1. Познание, как активное, целенаправленное отражение
действительности 2
2. Чувственное и рациональное познание 4
3. Проблема истины. Практика как критерий истины 7
4. Творчество и интуиция 12
5. Список использованной литературы 15
Творчество представляет собой механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, механизм, обеспечивающий его выживание и развитие. Это происходит, когда мы сталкиваемся с принципиально новыми ситуациями, не имеющими точных аналогов в прошлом.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т.е. способностями к выработке новых приемов деятельности, к овладению новыми знаниями, формулировке проблем, познанию неизвестного. Каждый ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая зыком, нормами и культурой, по существу, занимается творчеством. Но сточки зрения взрослых, он овладевает уже известным, обучается уже открытому, проверенному. Поэтому новое для индивида не всегда является новым для общества. Подлинное же творчество в культуре, политике, науке и производстве определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.
Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция.
Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.
Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение, согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека. Декарт считал, что интуиция позволяет отчетливо и ясно усматривать идеи, заключенные в нашей душе.[4] Но как именно «устроена» интуиция, никто из них не пояснял.
Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в процессе познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.
Интуиция поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.
Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.
Одним из важнейших свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также характерна внезапность и неосознанность.
Современная психология творчества и нейрофизиология позволяют утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов, а именно:
- накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;
- неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи;
- четкое осознание задачи;
- неожиданное для данного человека нахождения решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т.д.), удовлетворяющего сформулированной задаче.
В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разрозненная деятельность по оперированию абстрактными и чувственными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению искомого результата, к озарению, к некоему творческому воспламенению, которое воспринимается как открытие, как высвечивание того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятельности.
5. Список использованной литературы
1. Введение в философию: Учеб.пособие для вузов/ авт.колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е издание, перераб. и доп.-М.: Республика, 2004.
2. В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Издание 2-е.Ростов-на-Дону: «Феникс». 2004.
3. Философия. А.Г. Спиркин. М.: «Гароарики». 2003.
[1] Введение в философия. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Изд-во «Республика». 2004.
[2] В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Издание 2-е.Ростов-на-Дону:»Феникс». 2004.
[3] Введение в философию: Учеб.пособие для вузов/ авт.колл.: Фролов И.Т. и др.- В24 3-е издание, перераб. и доп.-М.: Республика, 2004.
[4] Введение в философию: Учеб.пособие для вузов/ авт.колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е издание, перераб. и доп.-М.: Республика, 2004.