Право в человеческом измерении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу "вечных" уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Философия и правовая культура 5
2. Преступность как общечеловеческая проблема 12
3. Анализ ценностей правосознания: соотношение права и морали, права и справедливости, права и закона, права и силы, права и власти. 16
Заключение 25
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Не умаляя плодотворности отмеченных подходов к определению  понятия правовой культуры, я бы согласился с теми учеными, которые предпочитают аксиологический подход к его трактовке. Именно аксиологическое, ценностное видение правовой культуры позволяет более четко отграничить ее от других близких и взаимосвязанных с ней категорий, таких, как правовая действительность, механизм правового регулирования и т. д. Как обоснованно подчеркивает С. С. Алексеев, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, которое относится к духовной культуре, к правовому прогрессу23. Это – развивающаяся система правовых ценностей, создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя достижения мировой юридической культуры.

Особое значение ценностная интерпретация правовой культуры приобретает на современном  этапе, когда умение жить и трудиться в условиях свободы и демократии во многом определяется отношением людей друг к другу, обществу, государству, законам. Тем самым правовая культура как составная часть духовной культуры прежде всего включает в себя юридические знания, традиции и представления, приемы и способы законотворчества, формы и методы деятельности правоприменительных органов, гарантии и процедуры защиты прав и законных интересов граждан.

Если правовая культура выступает как степень  и характер развития личности, а специфическим способом ее существования признается деятельность, то развитость человека в правовой сфере проявляется как развитость его деятельности, определенных ее видов. Выявив, какая из этих характеристик доминирует у субъекта, можно прийти к выводу о направленности его культуры.

Нет и не может  быть человека культурного, который  жил бы только своими собственными интересами, не посвящая жизнь общим  ценностям, в свете которых эта  жизнь собственно и становится формой бытия культуры. В качестве непосредственного субъекта деятельности человек всегда выступает носителем некоторой всеобщей и необходимой системы координат (что следует из характера самой практической деятельности как фактора реального освоения мира) и - как эмпирический индивид с неизбежностью соотносит себя с нею. Это с одной стороны. С другой — будучи одновременно субъектом культуры, человек проявляет свою активность, которая реализуется во вне как внутренне свободное и основанное на выборе деяние, обретающее смысл в свете определенной системы культурных ценностей24.

Разработка  теоретико-методологических аспектов правовой культуры как специфического социально обусловленного феномена, выполняющего важную социализаторскую, гуманитарную миссию, способствующего  выработке активной жизненной позиции, – одна из первостепенных задач юридической науки.

Анализ достижений советской культурологии, современных  исследований ученых-юристов делает очевидной необходимость глубокой разработки аксиологических, ценностных аспектов правовой культуры. Только осознание, восприятие советскими людьми универсальных культурно-исторических ценностей, традиций способно преодолеть растущую бездуховность, сделать реальными такие социально-правовые ценности, как достоинство, высокая значимость личности в социальной жизни.

 

  1. Преступность как общечеловеческая проблема

Глобальные  проблемы человечества - это не только проблемы глобального потепления климата, озоновых дыр и экологических  катастроф. К ним можно отнести  и проблему преступности, уровень  которой нисколько не снижается с течением времени, более того, он повышается, меняются и сами преступления, становясь опаснее и изощреннее, создавая опасность для массы граждан всех стран на всех континентах.

Проблема преступности - проблема не одной отдельно взятой страны, несмотря на то, что формы преступности каждого отдельного государства зависят от характера уголовного права, социально-географических особенностей, криминогенных "традиций" страны, образа жизни населения и других причин и условий.

Одной из острейших  глобальных проблем современности остается сохранение высокого уровня преступности. В той или иной мере она присуща всем государствам без исключения и в этом смысле представляет глобальную опасность для всех и каждого. Если сказать коротко, то преступление — это нарушение законности и правопорядка. Естественно, форм таких нарушений может быть очень много. По уголовному праву многих государств наиболее тяжкие преступления — это государственные (измена родине, шпионаж, политический террор, диверсия). Весьма опасны преступления против личности (убийство, телесные повреждения, изнасилование и т. д.), преступления против личной собственности граждан (грабеж, разбой, кража, мошенничество, вымогательство), преступления должностные, хозяйственные и т. п.

 Особо опасен  террор — политика устранения и подавления политических противников преступными методами. История свидетельствует, что наиболее авторитарные режимы именно в насилии, терроре всегда видели выход из политических, экономических, идеологических и других трудных ситуаций. И тогда на пороге появлялся реальный «молох», пожиравший тысячи и миллионы человеческих жизней и сталкивавший народ в пучину хаоса.

 Одним из  тяжких преступлений в современном  мире является воздушный терроризм  (хайджекинг). Он проник в воздушный  транспорт многих стран, но особенный разгул приобрел в России, нанося стране огромный экономический, моральный и политический ущерб. Каждый угон самолета — это, как правило, миллионы утраченных долларов, не говоря уже об угрозе человеческим жизням.

 В каждом  конкретном случае криминогенная обстановка является результатом действия многих факторов, отражающих генетические, причинные связи преступности с социальной действительностью. При этом формы преступления часто варьируют от страны к стране, от региона к региону, что, в свою очередь, зависит от условий и образа жизни местного населения, криминогенных «традиций», характера национального уголовного права и т. д. В этой связи в социальногеографических исследованиях преступности существует давно устоявшееся понятие «геокриминогенная обстановка». Конечно, по своему содержанию она уже применяемых в юридической науке и практике правоохранительных органов понятия «криминогенная обстановка» (криминологическая обстановка). Последнее значительно шире и включает в себя такие структурные элементы, как факторы, влияющие на преступность, правоохранительная деятельность, установки директивных органов и т. п.

Почему совершает  преступление человек? Почему для решения  своих проблем многие избирают преступный путь? Что делать в целях недопущения этого? Каковы причины преступности, вечна ли преступность, можно ли от нее избавиться? Эти вопросы волнуют умы людей уже не одно тысячелетие. На них пытались отвечать политические, государственные, общественные деятели, философы, социологи, правоведы-юристы, психологи, писатели и представители различных научных течений об этом спорят.

Преступность  всегда занимала одно из первых мест среди  наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение. Во второй половине двадцатого века в разных государствах ее ставили по значимости на второе-третье место. О проблемах преступности, как правило, высказываются все, полагая, что эти проблемы довольно очевидны. Большинство политиков, стремящихся к власти, прежде всего обещают покончить с разгулом преступности. Выступления политиков, общественных деятелей, материалы средств массовой информации всегда воспринимаются с живым интересом. Это понятно, поскольку затрагиваются жизненно важные, касающиеся каждого человека вопросы. При этом, как правило, освещается наиболее очевидное в проблеме преступности, заметное многим, нередко высказываются взгляды, довольно распространенные в общественном мнении, тут же предлагаются определенные решения. Эти решения на первый взгляд кажутся и вполне радикальными, и реализуемыми в короткий срок. Но опыт показывает, что такого рода "простые" решения лишь на очень непродолжительное время изменяют положение дел, затем преступность вновь начинает расти: изменяются либо формы криминального поведения, либо места совершения преступлений.

Преступность - явление настолько сложное и многогранное, что трудно отдельно проверить и оценить какую-либо одну теорию динамики ее развития. Как массовое явление и социальная проблема, вызывающая тревогу общества, преступность требует все большего к себе внимания. На состояние ее оказывает влияние множество факторов.

Сущность человека - биологическая, и это следует  учитывать, поскольку поведение  индивида на протяжении всей жизни  зависит от его собственной генетической истории.

Ясно: гормоны  могут повышать или понижать агрессивное состояние человека, толкая его к совершению преступления. Заставить же человека совершить преступление, переступить грань закона не может ни один гормон. Поведение субъекта зависит от восприятия и оценки им ситуации, в которой он действует.

Что же касается социальных явлений, обусловливающих  преступное поведение, то к ним в  первую очередь необходимо отнести: неблагоприятные условия формирования личности как в семье, так и  в целом в обществе; экономический  спад и все более заметный в  последнее время расовый антагонизм.

Биологический фактор - необходимое, но не достаточное  условие преступного поведения  субъекта. Будучи первичным, он является предпосылкой социального; это причинно-обусловливающий  фактор в детерминации преступного  поведения.

У живых существ признаки и свойства бывают генетически-простыми и генетически-сложными. Генетически-простые признаки наследуются исходя из элементарных законов генетики, отсюда, зная генотипы родителей, можно с точностью сказать, какое у них будет потомство, например хромосомные болезни. Генетически-сложные признаки также определяются генами, но очень многими, десятками и сотнями. Особенности поведения относятся к категории наиболее сложно генетически обусловленных свойств. В большинстве случаев они контролируются столь большим числом генов, что определить их в настоящее время не представляется возможным. И в этом вопросе еще многое должна сказать генетика25.

Необходимо  иметь в виду, что преступность не только социальное явление, но и  правовое, ибо что является преступным, определяется законом. В свою очередь, законы, в том числе и уголовные, принимаются в зависимости от социально-политической обстановки в обществе.

Итак, возможно ли, что преступность когда-нибудь исчезнет? Этот вопрос правильнее всего решать, очевидно, с вопросом о возможности построения бесклассового общества. Отомрет государство, "отомрет" и преступность в нашем теперешнем понимании. Пока существует государство любого политического и экономического уклада как орган насилия, пока в обществе существует неравенство и отсутствуют возможности для всех его членов полностью удовлетворять свои, главным образом экономические и культурные потребности, преступления будут совершаться.

 

  1. Анализ ценностей правосознания: соотношение права и морали, права и справедливости, права и закона, права и силы, права и власти.

Сегодня, как  и в начале прошлого века, проблема формирования правосознания оказывается  в центре внимания не только теоретиков в области социальной философии  и философии права, но и практиков, непосредственно осуществляющих свою деятельность в правовой сфере. Повышение уровня правовой культуры и правосознания современного российского общества выступает необходимой предпосылкой развития российской государственности. Интерес к данной проблеме определяется острой необходимостью реформирования российской правовой системы.

Необходимость системного анализа  феномена правосознания обусловлена, прежде всего, потребностью в теоретико-практической корректировке правовой политики с  учетом особенностей социокультурного развития российского общества и государства. В условиях глобализации под угрозой оказалась национальная и культурная идентичность России, активизировались процессы политико-правового отчуждения граждан.

В последнее  время политико-правовое развитие России все больше стремится ориентироваться  на ценности правового государства, демократии и конституционализма. Наряду с экономическими и социально-политическими  переменами меняется и общественное сознание. В общественном развитии правосознание образует необходимый психологический и идейно-мировоззренческий контекст соблюдения человеком юридических норм. Вместе с тем, в условиях реформ правосознание, как часть правовой культуры общества переживает период серьезной деформации. Без знания менталитета и закономерностей функционирования правосознания реформаторские усилия государства не могут быть успешными. Отсюда - необходимость анализа правосознания, и правовой культуры, их сущности, эволюции и преемственности, выступает актуальной проблемой в сложившейся противоречивой политико-правовой ситуации современной России.

 Теория правосознания  и правовой культуры довольно  широко изучена отечественными  учеными правоведами, однако, отсутствие  единых подходов к определениям обоих понятий и их классификациям, различные взгляды на причины, повлиявшие на формирование российского правового сознания и правовой культуры, а также наметившаяся тенденция к вычленению из теории права - теории правосознания, претендующей на самостоятельную роль в системе юридических отраслей, позволяет судить о недостаточной степени разработанности затронутой темы в отечественной правовой науке.

 Интерес  к проблемам правосознания не  угасает, а на против, по оценкам  ученых, в последнее время становится все больше. Вслед за классиками русской юриспруденции М.М. Ковалевским, М.Н. Коркуновым, Л.И. Петражицким, П. И. Новгородцевым, И. А. Ильиным, являющимся автором социально-философской концепции правосознания отраженной в его работе "О сущности правосознания", данной теме посвящают внимание и современные ученые: П.П. Баранов "Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания", "Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел", "Вопросы типологии российской правовой культуры"; Н.Н. Вопленко "Правосознание и правовая культура", "Правосознание следователя и юридическая практика"; П.И. Матузов "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали", В.П. Сальников "Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства", А.В. Поляков "Правосознание"; Е.В. Аграновская "Правовая культура и обеспечение прав личности"; а также С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, М.И. Абдулаев, А.Б. Венгеров, В.Н. Хропанюк и другие.

Информация о работе Право в человеческом измерении