Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:43, контрольная работа
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу "вечных" уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.
Содержание
Введение 3
1. Философия и правовая культура 5
2. Преступность как общечеловеческая проблема 12
3. Анализ ценностей правосознания: соотношение права и морали, права и справедливости, права и закона, права и силы, права и власти. 16
Заключение 25
Список литературы 27
Несостоятельность теории силы в чистом виде слишком очевидна, а потому ее сторонники обыкновенно или пытаются спасти ее путем различных ограничений и оговорок, или же, будто нарочно, так затемняют свое изложение, что подчас трудно бывает докопаться в нем до ясного и определенного смысла. Те, кто сводит право к силе, обыкновенно имеют в виду не всякую силу, а только определенный род силы, именно силу власти, господствующей над людьми; те, кто говорит - "право есть сила" - обыкновенно хотят этим сказать, что существование юридических норм обусловливается существованием власти, которая принуждает людей повиноваться известным нормам, соблюдать известные правила.
В таком виде теория силы мало чем отличается от теории принуждения и страдает тем же логическим недостатком; в самом деле, всякая власть есть вид права, всякая власть обусловлена правом. Стало быть, кто сводит право к силе власти, тот впадает в простое тождесловие, сводит право к праву31.
Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и правительство периодически вступают в состояние глубочайшего кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок теряет из вида единую, безусловную мишень политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой и гос жизни, - безыдейность власти и умаление её авторитета, отсутствие солидарности меж гражданами и классами, гражданская война внутри стран и неизменные вспышки открытых войн меж народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно очень частенько прикрывает собой ересь и насилие, раздор, бунт и войну.
Люди объединяются на основах права как бы только для того, чтоб выполнить внеправовое разъединение; двое устанавливают солидарность, чтоб восстать на третьего; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря; мир оказывается перемирием, а перемирие готовит войну и, подготовив, уступает ей свое место. Кризис наступает тогда, когда история начинает подводить итоги целому народу, заполненному таковыми своекорыстными посягательствами, беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда, как бы внезапно, находится, что право и правительство получили неверное содержание и недостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, и всякую мишень; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются в глубочайшем обновлении и возрождении.
И, почувствовав беду, но не поняв её значения и её корней, человечество начинает выбираться из нее с той же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, с которой оно позволило ей настигнуть себя и подавить, а слепота и беспомощность приводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новым опасностям, недугам и разложениям.
Для того, чтоб право и правительство вправду вступили на путь обновления и возрождения, нужно правильно осознать их природу, их мишень, их базу, и, потом, сделать осознанное предметом воли и жизненного деяния.
В основании изречения обязано лежать верное понимание здорового организма и его недугов. Установит такое верное понимание правового и политического общения есть задачка философии права: разрешить эту задачку, означает сделать учение о здоровом и верном обычном правосознании.
1 Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М., 1983.
2 Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985
3 Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
4 Малахов В. А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. С. 7
5 Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.
6 Философия и культура. XVII Всемирный философский конгресс: Проблемы, дискуссии, суждения. М., 1987.
7 Культура в общественной системе социализма /М. Ланге, Г. Менерт, Г. Оптиц и др. М., 1984.
8 Куркин Б. А. Политическая культура//Советское государство и право. 1986. №7. С. 48
9 Фаткуллин Ф. Н., Чулюкин Л. Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 12.
10 Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов, 1985
11 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 140—141.
12 Явич Л. С. О понимании права и государства, развитии и реализации идеи социалистического правового государства // Правоведение. 1989. №6.
13 Кейзеров Н. М. Политическая культура социалистического общества. М., 1982.
14 Марксистско-ленинская теория культуры /А. И. Арнольдов, Е. А. Ануфриев, С. Н. Артановский и др. М., 1984. С. 26.
15 Молчанов, А. А. Правовая культура в социальной жизни :Вопросы методологии // Правоведение. -1991. - № 1. - С. 69 - 73
16 Красавчиков О. А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры//Советское государство и право. 1968. №6. С. 17.
17 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 176.
18 Иванов В. И. Правовая культура — важнейшее условие эффективного применения права судами // Государство, право и демократия в условиях развитого социалистического общества. М., 1973. С. 13
19 Каминская В. П., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания / Отв. ред. А. Д. Бойков. М., 1974. С. 19, 43.
20 Аграновская Е. В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Автореф. канд. дис. М., 1982. С. 6.
21 Балюк Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. С. 6.
22 Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. С. 113—116.
23 Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 213.
24 Малахов В. А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. С. 47
25 "Биологический (генетический) фактор как одно из условий преступного поведения" (Свирин Ю., "Российская юстиция", 1996, N 12).
26 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. — 1983. — С. 650
27 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Рус. яз. — 1990. — Т. 3. — С. 3.
28 Там же—С. 377-379.
29 Бербешкина З. А. Проблема справедливости в марксистско-ленинской этике. — С. 126
30 Муромцев С. А. Право и справедливость: сб. правоведения и общественных знаний. — С.-Петербург. — 1893. — С. 8.
31 Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. – М.: 1909г. // Allpravo.Ru - 2005.