Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание

В данном реферате я задалась целью более подробно рассмотреть систематическое представление об истории РПЦ в период 1917-1941 гг., об ее положении в условиях жесточайших гонений, когда антихристианская власть попыталась полностью уничтожить Церковь, казалось, не имевшую в своём распоряжении никаких серьёзных средств защиты, но всё же выстоявшую перед лицом самых страшных в истории христианства гонений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общее положение России и Русской Православной Церкви в 1917 г…….5
2. Антицерковное законодательство Советской власти и Поместный собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)………………………………..7
3. Церковь и Советское государство в 1921 – 1928 гг…………………………12
4. Генеральное сражение: политика полного уничтожения Церкви (1929-1941). Избавление………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список источников и литературы………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

рефетат по ПЧВФ.docx

— 60.56 Кб (Скачать документ)


 

Белгородский государственный технологический университет

имени В. Г. Шухова

 

Кафедра теории и методологии  науки

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу проблема человека в философии

на тему:

«Православная церковь в  Советский период(1917-1941 гг)»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общее положение России и Русской Православной Церкви в 1917 г…….5

2. Антицерковное законодательство  Советской власти и Поместный  собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)………………………………..7

3. Церковь и Советское государство в 1921 – 1928 гг…………………………12

4. Генеральное сражение: политика полного уничтожения Церкви (1929-1941). Избавление………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………17

Список источников и литературы………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данном реферате я задалась целью  более подробно рассмотреть систематическое  представление об истории РПЦ  в период 1917-1941 гг., об ее положении  в условиях жесточайших гонений, когда антихристианская власть попыталась полностью уничтожить Церковь, казалось, не имевшую в своём распоряжении никаких серьёзных средств защиты, но всё же выстоявшую перед лицом  самых страшных в истории христианства гонений.

В 1917 году в России произошел октябрьский  переворот, в результате которого к  власти в стране пришло коммунистическое правительство. Ее особенностью был  ярко выраженный богоборческий антирелигиозный  характер. Причиной этого был являлась атеистическая идеология, принципиально  отвергавшая религию. Неудивительно, что сразу после своего прихода  к власти, коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную борьбу с религией. Самый сильный удар обрушился  на Русскую Православную Церковь, как  доминирующую на территории России.

В 20 веке Церковь в России подверглась  самым страшным гонениям, которые  когда-либо обрушивались на христиан. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь, так как сам  факт ее существования опровергал основы марксисткого мировоззрения. Таким  образом, уничтожение РПЦ было важнейшей  идеологической задачей богоборческой  власти. Тот факт, что Церковь  выстояла и победила в этой борьбе, можно объяснить лишь с учетом Промысла Божия. Вместе с тем, как  учат Св. Отцы, “Бог спасает нас не без нас” и без подвижников, готовых  отдать жизнь за свою веру, Поместная  Церковь в России была бы уничтожена. Имена святых Патриарха Тихона, митроп. Владимира (Богоявленского), митроп. Вениамина (Казанского), митроп. Петра (Крутицкого), архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого), прот. Петра Скипетрова, прот. Философа Орнатского и других новомучеников и подвижников  РПЦ XX века бесконечно дороги сердцу каждого  русского православного человека. Именно эти люди сумели сохранить и передать нам самое ценное сокровище –  православную веру.

Основными задачами являются:

- показать тесную взаимосвязь  между духовным кризисом российского  предреволюционного общества и  возможностью репрессий против  Церкви, в Советском государстве,  когда формально православный  народ в целом равнодушно отнёсся  к гонениям на Церковь. 

- проанализировать основные тенденции  в репрессивной политике государства  против Церкви в условиях строительства  коммунистического общества и  в связи с этим выделить  основные этапы гонений, составить  их периодизацию.

- охарактеризовать тактику действий, которую осуществляло священноначалие  Церкви по отношению к атеистическому  государству, выяснить, была ли  ей альтернатива в тех условиях.

- изучить репрессивную политику  Советской власти по отношению  к Русской Православной Церкви, проследить общий ход гонений  и судьбы виднейших церковных деятелей того времени, привести статистические данные по этим событиям.

- указать причину победы Церкви  в борьбе с безбожной властью,  причины смягчения репрессия  в конце изучаемого периода,  подвести итоги гонений этого  времени, выяснить значение этих  событий для Русской Православной  Церкви.

Я считаю выбранную мной тему актуальной, так как подробное изучение истории  гонений на РПЦ в 20 веке и подвигов ее защитников совершенно необходимо для каждого православного россиянина. Это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность, поскольку  нельзя исключать возможность новых  гонений. Отсюда вытекает религиозно-нравственная актуальность данной работы. В связи  с крахом Советского государства  стали известны факты широкомасштабной и последовательной репрессивной политики коммунистической власти против Церкви. Ряд современных исследований проливают  свет на эти события. Однако многое остаётся неизвестным и сейчас. Наконец, исследователи постоянно расходятся в оценках поведения церковных деятелей той эпохи. Отсюда и вытекает научная актуальность работы.

При написании работы я опиралась  на разнообразную источниковую базу. Имеющиеся источники можно разделить  на три части.

Во-первых, это документы, представляющие официальную позицию РПЦ, как-то: Деяния Поместного Собора РПЦ 1917- 1918 гг.; изданные Высшим Церковным Управлением  и нижестоящими церковными инстанциями  постановления. Часть этих материалов была опубликована в церковной печати изучаемого периода, например в “Журнале Московской Патриархии”, “Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви” (10 тт., М., 1994-2000), “Акты Святейшего Патриарха  Тихона” (М., 1994) и так далее (см. список литературы)

Источники, отражающие гонения, направленные против конкретных лиц: духовенства  и мирян. Это, например книги “Материалы по церковному движению 1922-1929 годы” (Б/м), “Бутовский полигон. Книга памяти жертв  политических репрессий” (части 1-2 М., 1997-1998), “Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах” (составитель В. Королёв. М., 2001) и другие. В-третьих, в отдельную категорию следует выделить источники мемуарного характера, а также сочинения государственных и церковных деятелей изучаемого периода. Здесь исторические деятели выражают свою личную позицию по отношению к происходящим событиям.

Сюда же относятся сочинения  таких авторов как митр. Вениамин (Федченков) “Мои воспоминания” М. 1994., митр. Евлогий (Георгиевский) “Путь  моей жизни” М. 1995., протопр. Зеньковский  В., “Пять месяцев у власти”  М. 1996., свщмч. Иувеналий (Масловский) “Письма  из лагеря” (М., 1995), Краснов-Левитин  “Лихие годы” (ИМКА-Пресс, 1997). Важные сведения содержатся в книгах А. Солженицына  “Архипелаг Гулаг” и В. Шаламова “Колымские рассказы”.

 

    1. Общее положение России и Русской Православной Церкви в 1917 г.

 

«Изнемогает наша Родина в тяжких муках и нет врача, исцеляющего  ее. Грех помрачил наш народный разум, вызвал сатану из бездны, воздвигающего  открытое гонение на Церковь. Русский  народ, неужели ты не возродишься  духовно!»1

                                       Послание св. патриарха Тихона от 8 августа 1918 г.

 

«Все религии есть органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса. Марксизм есть материализм, в качестве такового он беспощадно враждебен религии. Мы должны бороться с религией»2

В. И. Ленин.  

 

 

РПЦ вступила в период революционных  потрясений внешне мощной организацией. По данным на 1914 г. в ней насчитывалось 1025 монастырей (550 мужских и 450 женских), в которых состояло 94 629 монашествующих мужчин и 73 299 женщин). Церквей, часовен и молитвенных домов было 78 488, из них 50 тысяч приходов. В составе приходского духовенства насчитывалось 51 105 священников и 15 035 диаконов, а также 46 489 церковнослужителей. В 67 епархиях РПЦ было 130 архиереев. Православными считалось 120 млн. человек или 70 % населения России. После Февральской революции к власти в стране пришло Временное правительство, осознаваемое в обществе как переходное от монархии к буржуазной республике. Предполагалось, что оно будет править до созыва Учредительного Собрания, - всенародного законодательного органа, который

был должен собраться в конце 1917 года и решить дальнейшую судьбу России. Временное Правительство предприняло  ряд мероприятий, направленных на решение  самых актуальных проблем, назревших  в стране. К сожалению, и во Временном  Правительстве никому и в голову не пришло предоставить РПЦ хотя бы некоторую свободу и оно продолжало руководить церковной жизнью административными  методами.

Новая власть провела ряд мер  по секуляризации общества. 20 марта 1917 г. были отменены национальные и  вероисповедные ограничения. Теперь

для занятия важных государственных  должностей и для коммерческой деятельности не требовалось принадлежать к православной вере. 14 июля был принят закон о  свободе совести, в котором впервые  в российской истории предусматривалось  и вневероисповедальное состояние. Это было нормальное буржуазное законодательство, однако оно свидетельствовало о  глубокой секуляризации в обществе. 25 июля Временное правительство  наконец-то отменило синодальную систему  управления. Однако, вместо нее было создано министерство по делам религий, в подчинении которому продолжала оставаться Церковь. И все же, несмотря на все  эти издержки, РПЦ получила по сравнению  с Синодальным периодом гораздо  большую самостоятельность и  смогла организовать созыв Собора.

Следует отметить, что своеобразная “революционная ситуация” сложилась  к 1917 г. внутри самой Церкви. С 1905 г. значительная часть духовенства, в том числе  епископата, проявляла недовольство системой синодального управления. Развивалось  движение за реформирование церковной  организации, создавались многочисленные кружки и общества, в которых шли  дискуссии о необходимых переменах. В целом это было положительное  явление, однако, иногда опьяненные свободой представители церковной общественности “перегибали палку”, огульно отвергая все, связанное со старым строем. Во многих местах звучали призывы к  радикальным реформам, похожие на лозунги, которые несколько позднее  стали выдвигать обновленцы: введение белого епископата и доже отмена монашества. Впрочем, это были крайности, большинство  предложений были вполне разумными  и даже необходимыми.

В ходе внутрицерковных реформ в  епархиях образовывались исполнительные епархиальные комитеты, ограничивавшие власть епископата, вводился выборный порядок замещения духовных и  административных должностей. Таким  образом, в жизнь Церкви вводилось  соборное начало, при чем происходило  это по инициативе “снизу”. Если в  царское время соборы не собирались более 200 лет, то теперь на организацию  собора ушло всего несколько месяцев. Но состоявшийся вскоре приход к власти большевиков остановил церковное  возрождение.

Несмотря на откровенно антирелигиозный  характер Советской власти, следует  признать, что значительную часть  ответственности за ее появление  несет царское правительство, осуществлявшее по отношению к церкви неправильную политику. Вполне возможно, что здравая  религиозная политика царской России могла бы предотвратить появление богоборческой власти.

 

 

 

 

 

    1. Антицерковное законодательство Советской власти и Поместный собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)

 

Поместный собор РПЦ 1917-1918 годов  открылся в праздник Успения Пресвятой  Богородицы 29 августа 1917 года в Успенском  соборе Кремля. Всего в Соборе принимало  участие 564 депутата, либо избранных, либо назначенных по должности. Интересно, что большинство на Соборе имели  миряне, тогда как представителей духовенства было сравнительно немного: 80 архиереев, 20 монашествующих, 129 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков.

Собор проходил в три сессии:

1-я сессия: 15 августа – 9 декабря  1917 г. 

2-я сессия: 20 января – 20 апреля 1918 г. 

3-я сессия: 2 июля – оборвана 20 сентября 1918 г., когда Собор был  разогнан большевиками.

Участникам Собора пришлось пережить много испытаний. Так во время  боев, происходивших в Москве между  сторонниками большевиков и верными  правительству войсками, коммунисты подвергли варварскому артиллерийскому  обстрелу Кремль, где держали оборону  части юнкеров. В результате общероссийские святыни получили тяжелые повреждения. Несмотря на очевидную опасность, депутаты Собора не прекратили заседаний и  решительно осудили этот обстрел. И  впоследствии участники Собора неоднократно проявляли подлинное мужество, выступая против богоборческих действий Советской  власти.

Важнейшим деянием Собора, осуществленном в самом начале его деятельности, было восстановление патриаршества, совершенно необходимое для нормального  функционирования Церкви. После продолжительных  дискуссий 10 ноября 1917 Собор принял историческое решение о необходимости  избрания патриарха. После четырех  туров голосования Собор избрал кандидатами на первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). Как говорили в народе, это были “самый умный, самый строгий  и самый добрый из иерархов Русской  Церкви”. 18 ноября жребий патриаршества  выпал на св. Тихона.

Св. патриарх Тихон (1865 – 1925) – в  миру Василий Иванович Белавин, родился  в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Закончив Торопецкое духовное училище и Псковскую  духовную семинарию Василий Белавин  поступил в Санкт-Петербургскую  духовную академию, которую успешно  закончил в 1888 году. Уже в молодости  будущий патриарх отличался искренней  любовью к Богу и людям, удивительной кротостью и незлобием, готовностью  отдать всего себя на служение Церкви.    

Информация о работе Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)