Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание

В данном реферате я задалась целью более подробно рассмотреть систематическое представление об истории РПЦ в период 1917-1941 гг., об ее положении в условиях жесточайших гонений, когда антихристианская власть попыталась полностью уничтожить Церковь, казалось, не имевшую в своём распоряжении никаких серьёзных средств защиты, но всё же выстоявшую перед лицом самых страшных в истории христианства гонений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общее положение России и Русской Православной Церкви в 1917 г…….5
2. Антицерковное законодательство Советской власти и Поместный собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)………………………………..7
3. Церковь и Советское государство в 1921 – 1928 гг…………………………12
4. Генеральное сражение: политика полного уничтожения Церкви (1929-1941). Избавление………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список источников и литературы………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

рефетат по ПЧВФ.docx

— 60.56 Кб (Скачать документ)

Неудивительно, что в 1891 году Василий  Белавин был пострижен в монашество с именем Тихон (в честь св. Тихона Задонского) и в то же году стал иеромонахом. После успешного выполнения ряда церковных послушаний, в 1897 году св. Тихон был хиротонисан в сан епископа. С 1898 по 1907 год святитель был правящим архиереем Алеутским и Аляскинским в США. На этом поприще св. Тихон добился огромных успехов, по сути дела, заложив основы для полноценного функционирования Православной Церкви в Северной Америке. В 1907 - 1913 гг. святитель занимал Ярославскую, в 1914 – 1915 годах Виленскую, а в 1917 году был избран на сначала на Московскую кафедру, а потом и на первосвятительский престол. Архипастырь пользовался всеобщим уважением и любовью за свои высокие нравственные качества и имел несомненные организаторские способности.

11 декабря 1917 г. декретом наркома  просвещения, подписанного и Лениным,  у РПЦ конфисковались все учебные  заведения, а их имущество переходило  государству. Таким образом по  РПЦ был нанесен страшный удар  – она лишалась возможности  осуществлять религиозно-нравственное  образование и воспитание народа, готовить образованные кадры  духовенства. Система духовного  просвещения в России была  уничтожена одним росчерком пера.

23 января 1918 г. был опубликован  декрет “О свободе совести”, в котором последовательно проводился  принцип отделения Церкви от  государства и школы от Церкви. В соответствии с этим документом, РПЦ теряла свой привилегированный  статус. Провозглашалась свобода  совести, отменялись преимущества  или привилегии на основания  вероисповедания. 

Граждане могли исповедывать любую  религию или не исповедывать никакой, никто не мог, ссылаясь на свои религиозные  воззрения уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей (в том числе и службы в армии). Школа отделялась от Церкви, преподавание религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных  заведениях, где преподавались общеобразовательные  предметы, было запрещено. Обучать и  обучаться религии можно было только частным образом. Все религиозные  общества стали относиться в глазах государства к частным обществам  и союзам и подчинялись соответствующему законодательству.

19 апреля 1918 г. была создана специальная  “ликвидационная” комиссия при  народном комиссариате юстиции  для проведения в жизнь декрета  от 23 января. Из названия этого  отдела видно, что большевики  рассчитывали на быстрое отмирание  религии в новом обществе.

В 1917 – начале 1918 года Патриарх и  Собор с тревогой наблюдали за действиями большевиков, явно направленными  против Церкви. Вначале им казалось, что новая власть долго не продержится, когда же этого не произошло, они  приняли вызов антицерковной  власти. После того, как стало  известно о вакханалии беззаконий, убийств и насилий, чинимых новой  властью, после известий о начале гонений на Церковь и гибели первомучеников (подробнее смотри ниже), Патриарх обратился  к народу письменно, начав этим свою знаменитую серию посланий, вышедших во время Гражданской войны.

Первое послание Патриарха Тихона периода Гражданской войны вышло 19 января 1918 года как его личное обращение к обществу. Собор, ознакомившись с этим текстом, нашел его содержание отражающим соборную позицию Церкви и 22 января придал ему статус соборного документа. В послании Патриарх охарактеризовал происходившие события как гонение на Церковь, которое “воздвигли на истину Христову явные и тайные враги ее”. С сердечной болью Первосвятитель писал о зверствах, творимых безбожниками: “забыты и попраны заповеди Христовы “…” ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных людей “…” с беспощадной жестокостью, без суда, с попранием всякого права и законности”.

19 апреля Собор принял постановление  о мероприятиях по “прекращению  нестроений церковной жизни”. В  соответствии с ним церковным  наказаниям подвергались те члены  Церкви, которые не повинуются  священноначалию и идут на  сотрудничество с богоборческой  властью (к сожалению, были  и такие).

Наряду с посильным противодействиям гонениям, Собор весной и летом 1918 г. тщетно пытался начать с Советской  властью нормальный диалог, пытаясь  добиться хоть какой-то стабилизации в  отношениях Церкви и государства. Однако, большевики не хотели этого диалога  и не желали идти на какой-либо компромисс, ожидая скорой гибели РПЦ. Власти даже официально не отреагировали на обличительное второе послание Патриарха по поводу Брестского мира, появившееся в марте 1918 года. Действия Церкви беспощадно критиковались в советской печати, которая совершенно необоснованно обвиняла ее в пособии “врагам революции”.

Третье послание патриарха Тихона вышло в свет 26 июля (8 августа) в связи с наступающим Успенским постом. Патриарх призвал христиан ко всеобщему покаянию, указывая на то, что попытка построения рая на земле” без Бога привела Россию к страшным бедствиям. Послание написано в скорбном тоне, скорбит же Патриарх о продолжающейся нераскаянности народа.

Четвертое послание патриарха Тихона вышло в свет 13 (26) октября 1918 года, в годовщину прихода к власти большевиков. Прямой причиной написания послания были были ужасающие преступления большевиков против России и Церкви. Послание это было не только самым жестким из посланий Патриарха, но и вообще самым обличительным заявлением священноначалия РПЦ по отношению к власти, когда-либо выходившем в свет. Обращено послание к Совету Народных Комиссаров. 

В нем Патриарх обличил злодеяния  Советской власти, которая ввергла  Россию в разруху и голод, подписала  с врагом позорный мир, ведет политику террора, истребляя ни в чем не повинных людей, разрушила нравственные устои общества. “Реками прилитая вами кровь братьев наших, убитых по вашему призыву, вопиет к небу. Захватывая власть какие обещания давали вы народу и как исполнили их? Наша великая  Родина завоевана, умалена, расчленена. Любовь Христову вы заменили ненавистью и искусственно разожгли классовую  вражду. Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под  постоянным страхом обыска, грабежа, ареста, расстрела. Хватают сотнями  беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто  даже без вашего упрощенного суда. Казнят заведомо невиновных людей, взятых в качестве “заложников”, этих несчастных убивают отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в расплывчатой контрреволюции” - бесстрашно говорит Первосвятитель обезумевшим от пролитой крови преступникам.

Пятое послание патриарха  Тихона вышло 3(21) июля 1919 года и обращено оно было ко всем чадам Церкви. Выход послания был связан с успешным наступлением на Москву армии генерала Деникина. Летом - осенью 1919 года казалось, что большевистская власть вот-вот рухнет под тяжестью своих преступлений. По этому поводу Патриарх счел необходимым высказаться. Описав испытания, обрушившиеся на РПЦ, Патриарх призвал народ к милосердию по отношению к поверженному противнику. Дело заключалось в том, что летом 1919 года армия Деникина подходила к Москве, и, казалось, скоро власть большевиков падет, поэтому-то Патриарх и призвал белогвардейцев, большинство из которых были люди религиозные, не допускать возможных эксцессов. Это послание опровергает все измышления советских историков о ненависти, которую испытывала Церковь по отношению к своим врагам – “революционным массам” и говорит как раз о подлинной христианской любви Церкви к своим заблудшим чадам. Здесь нас снова поражает высочайшая нравственность Патриарха, который даже в тех тяжелейших условиях думал только о спасении своей заблудшей паствы. К сожалению, нравственное одичание большевиков зашло уже так далеко, что они не смогли оценить эту чадолюбивую позицию Церкви, которая в данном случае отстаивала уже их собственные интересы! Гонения продолжались.

Шестое послание Патриарха вышло 25 сентября (8 октября) 1919 года и обращено оно было ко всем архипастырям. В тот момент наступление белых уже выдохлось и, по сути дела, стало ясно, что красные сумели удержать власть. Теперь перед Церковью встала тяжелая задача: как наладить долговременные отношения с безбожной властью, как оградить Поместную Русскую Церковь от уничтожения? Поэтому Патриарх заявляет о лояльном отношении Церкви к Советской власти, так как “Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение”, служители же Церкви должны “стоять выше и вне всяких политических интересов”. Патриарх призвал подчиняться велениям Советской власти “поскольку они не противоречат вере и благочестию” Таким образом, Первоиерарх уже тогда сумел найти тот единственно возможный путь, при котором РПЦ могла существовать и при Советской власти. Святитель напомнил своим клиру и пастве многими позабытую истину, что главной задачей Церкви является не политическая борьба, а спасение душ.

Седьмое и последнее  послание Патриарха периода Гражданской войны вышло в свет 28 августа (10 сентября) 1920 года. Оно было посвящено закрытию национальной русской святыни - Троице-Сергиевой Лавры. В нём Патриарх, опечаленный равнодушием народа к гонениям на Церковь, заявил, что “мы только носим имя, что живы, а на самом деле мертвы” и призвал народ к покаянию. Но народ не услышал своего Первосвятителя, поэтому и власти игнорировали его протесты.

 

  1. Церковь и Советское государство в 1921 – 1928 гг.

 

В начале 1921 г. власти осознали необходимость смены тактики в борьбе с Церковью, которая не только не желала разваливаться, но ещё и укреплялась качественно. Теперь коммунисты решили сделать ставку на раскол Церкви изнутри. Такую политику стали проводить в жизнь Троцкий и Луначарский. Впрочем, некоторые видные большевики, например, Дзержинский, считали возможным победить Церковь старыми методами “кавалерийских атак”. В результате в большевистском правительстве началась борьба, в которой Троцкому и его сторонникам удалось одержать победу: Церковь решили разлагать изнутри. Действовали большевики по двум направлениям:

Во-первых, в 1921 года ВЧК приняла  решение о вербовке среди духовенства  осведомителей, пользуясь “честолюбием, жадностью и запугиванием духовенства”. Эта политика продолжалась до падения  советской власти.

Во-вторых, по предложению Троцкого, было решено использовать самих священнослужителей в качестве проводников политики партии: надо было выявить священнослужителей, готовых к сотрудничеству с властями, помочь им прийти к власти, а потом  давать им конкретные указания как  вести себя. Это и была идея поддержки  обновленчества.

Перед началом новой антирелигиозной  кампании власти провели реорганизацию  занимающихся борьбой с Церковью структур. Все они были преобразованы  по партийной линии. Ещё в августе 1921 года начал действовать отдел  пропаганды и агитации ЦК (РКП(б)). 12 ноября 1921 года начал действовать  Главный политико-просветительский комитет во главе с Крупской. При  губкомах появились антирелигиозные  семинары для подготовки квалифицированных  специалистов.

С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся Церковью, стал VI “Церковный” отдел секретного отдела ГПУ, имеющий в своём составе  следующие подотделы: информационный, политического надзора, осуществления  религиозной политики, отдел вопросов. С 1922 по 1939 год бессменным главой VI отдела был знаменитый Е. А. Тучков (1892-1957), почти  два десятилетия осуществлявший непосредственное руководство гонениями. За это он получил от православных христиан ироническое прозвище “игумен”. В глазах сталкивавшихся с ним  православных христиан он являлся поистине демонической личностью. Интересно, что  это был выходец из крестьян, бесспорно, очень умный и хитрый человек, умевший запугивать людей и принуждать их к сотрудничеству.

В 1922 году была создана АРК, - антирелигиозная  комиссия, осуществлявшая контроль со стороны ЦК над деятельностью  ГПУ. С осени 1922 года её секретарём стал тот же Тучков, в ней состояли также такие важные лица как, например, Менжинский (заместитель главы ГПУ  Дзержинского, а после его смерти в 1925 году занявший его пост), Красиков и другие. Следует отметить, что “ликвидационный” отдел наркомюста существовал до 1924 года, однако главная роль в борьбе с РПЦ перешла ГПУ. Таким образом, государство создало мощную и эффективную машину для борьбы с Церковью. Все религиозные организации были взяты под тотальный надзор. В связи с этим наивными и смешными кажутся попытки “катакамбников” перейти на нелегальное положение: такие организации власти без труда раскрывали и репрессировали их участников.

Высшее руководство большевиков  лично руководило деятельностью  вышеперечисленных структур. Стратегия  антицерковных действий непосредственно  определялась Лениным, позднее Сталиным. Очень важную роль в антирелигиозной  политике играл Троцкий. Именно он разработал сатанински хитроумный план по постановке Церкви под контроль государства.

По сути дела, все антицерковные  кампании 1922-1923гг. бы ли внешними проявлениями одной линии, проводимой государством: разложение Церкви изнутри, подчинение её государственному контролю и, в перспективе, полному уничтожению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Генеральное сражение: политика полного уничтожения Церкви (1929-1941). Избавление

 

В конце 20-х гг. Советская  власть решила свернуть НЭП, чтобы провести коллективизацию и индустриализацию. Для этого надо было сокрушить  крестьянство, воспринимавшееся большевиками как “громадная враждебная масса, не поддающаяся контролю”. На народ  обрушились ужасающие репрессии: 6 миллионов  умерло от спровоцированного властью  голода 1931 года, более 2 миллионов крестьян были депортированы, при чем многие десятки, если не сотни тысяч их погибли  при этом от лишений. Крестьяне сопротивлялись: За 1928-1929 гг. было более 1300 восстаний, 3000 чиновников стали жертвами “террористических  актов”. В ответ заработала карательная  машина Советской власти: в 1928 г, было вынесено 909.000, а в 1929 г. – 1.178.800 обвинительных  приговоров по делам о крестьянским выступлениям против власти.

Большинство крестьян было православными людьми, для которых  вера была и образом мышления, и  образом жизни. Естественно, власти обрушились и на Церковь, стремясь и  провести коллективизацию, и уничтожить страшного идеологического врага.

Информация о работе Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)