Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание

В данном реферате я задалась целью более подробно рассмотреть систематическое представление об истории РПЦ в период 1917-1941 гг., об ее положении в условиях жесточайших гонений, когда антихристианская власть попыталась полностью уничтожить Церковь, казалось, не имевшую в своём распоряжении никаких серьёзных средств защиты, но всё же выстоявшую перед лицом самых страшных в истории христианства гонений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общее положение России и Русской Православной Церкви в 1917 г…….5
2. Антицерковное законодательство Советской власти и Поместный собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.)………………………………..7
3. Церковь и Советское государство в 1921 – 1928 гг…………………………12
4. Генеральное сражение: политика полного уничтожения Церкви (1929-1941). Избавление………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………17
Список источников и литературы………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

рефетат по ПЧВФ.docx

— 60.56 Кб (Скачать документ)

На этих примерах мы видим  духовную слабость наших предков. Если в сталинские времена за защиту Церкви можно было поплатиться жизнью, то позднее православным грозили лишь экономические санкции (аресты были крайне редки). Кажется, это невысокая  цена за венец исповедника, но даже ее мало кто хотел платить. Еще  в начале XX век известный русский  мыслитель Киреев пророчески писал  об этом: “Конечно, преследование создаст  мучеников “…” Но нельзя забывать и “средних” верующих, не способных  к мученичеству, но не желающих бросать  и своей Церкви, заботящихся о  ней до мученичества – исключительно. Они рискуют пропасть, а их большинство!”  Это пророчество исполнилось  в точности: христиане могли попытаться отстоять храм, могли материально помочь арестованным священникам, – но только если это казалось им сравнительно безопасным. В противном случае они, как правило, бросали своих пастырей на произвол судьбы, хотя и испытывали при этом искреннюю боль. Ни в коем случае никого не осуждая, осознавая собственную слабость, мы все же вынуждены констатировать этот печальный факт.

Следует отметить, что политика митр. Сергия позволила избежать возможного контакта власти с еще существовавшим в 1940-е гг. обновленчеством. Лидеры этого  движения охотно пошли бы на любые  уступки по отношению к Советскому правительству. На наш взгляд, возрождение  обновленчества в то время было еще  возможно, если бы оно было активно  поддержано властью. Вспомним, что в 1923 г. к обновленцам примкнуло 70 % приходов РПЦ. Благодаря позиции  митр. Сергия, власти предпочли обратиться к РПЦ. Таким образом, Русская  Церковь избежала самого страшного: возможности впасть в ересь.

И все же необходимо еще  раз четко заявить: политику митр. Сергия, строго говоря, нельзя назвать  правильной с точки зрения христианского  учения. Она была меньшим злом, позволившим  избежать зла большего, и являлась, пожалуй, крайним проявлением икономии (снисхождения Церкви к человеческим немощам). Она свидетельствовала  об исключительной слабости основной массы церковного общества. Но она  же свидетельствует и о бесконечной  любви пастырей Церкви к Богу и  своей пастве.

Несмотря на все проблемы, связанные с изучением данного  периода истории РПЦ, ясно одно: без  усилий, предпринятых митр. Сергием  для сохранения Церкви, было бы невозможным  ее “Воскресение”, начавшееся с 1943 г., когда за несколько лет была воссоздана мощная церковная организация с  более чем 9 000 приходов и окончательно уничтожено обновленчество. Это было бы невозможно, если бы в страшные годы гонений митр. Сергий не проводил свою “линию” по отношению Церкви к  государству.

Итак, деятельность митр. Сергия была в целом правильной и имела  своими последствиями возрождение  РПЦ в ходе войны. Путь, избранный  им, был поистине скорбным, но единственно  возможным для сохранения Церкви в тех условиях.

С началом войны над  РПЦ поднялась заря новой эпохи. Это произошло благодаря мужеству тысяч подвижников, многие из которых  отдали за Христа свои жизни. Их подвиги  являются для нас примером жертвенной любви к Богу и людям, примером, которому, в случае необходимости, нужно  последовать и нам.

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

Источники

  1. Акты Святейшего Патриарха Тихона. Сост. Губонин М.Е., 1994.
  2. Бутовский полигон 1937-1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Ч. 1-2. 1997-1998.
  3. Во власти Губчека. Воспоминания неизвестного протоиерея. М., 1996.
  4. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1995.
  5. Шаламов В. Колымские рассказы. М., 1991.
  6. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в         период с 1917 по 1941 годы //www.sir35.ru/Orthodoxy/Ch_607.htm#Beg
  7. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-  1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Сост. Васильева О. М., 1996.

 

Литература.

  1. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991.
  2. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 г. СПб., 2000.
  3. Белов А. В. Под флагом антисоветизма. М., 1980.
  4. Бодягин К., свящ. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке. Дипломная работа. СПбДА., 1998.
  5. Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958.

1 Акты Святейшего Патриарха Тихона. Сост. Губонин М.Е., 1994.

2 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Сост. Васильева О. М., 1996.

 


Информация о работе Православная церковь в Советский период(1917-1941 гг)