Правовой нигилизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:48, реферат

Описание

Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
o дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
o выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
o определить источники правового нигилизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие  правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм  как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой  нигилизм  в современной России  и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК  ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 40
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

       Актуальность  темы исследования. Одной из важнейших задач социальных наук вообще и юриспруденции в частности является исследование проблемы наиболее эффективной реализации права в обществе, максимального использования его возможностей в целях упорядочения поведения участников правовых отношений. В российском обществе в условиях построения новой государственности на постсоветском пространстве, создания новой для России модели развития взаимоотношений личности, общества и государства с акцентом на приоритетное использование правовых средств, в разрешении возникающих вопросов. Проблема эффективности права становится особенно острой, именно поэтому представляется очень важным изучить предпосылки возникновения правового нигилизма, а также его природу как одной из форм мироощущения значительной части нашего общества, очень распространенного социального поведения. Раскрытие данного вопроса, возможно, позволит выяснить и генезис данного явления, его отличия от смежных явлений правовой действительности, а также подготовит почву для более подробного изучения путей снижения его уровня. Со всей очевидностью выступает и задача более детального изучения форм его выражения.

       Предмет исследования составляет правовой нигилизм, его природа, условия существования, формы выражения в социальном мире.

       Цель  исследования. Целью работы  послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.

       С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:

    • дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
    • выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
    • определить источники правового нигилизма.

       Методологической  основой работы является диалектический метод познания сути явлений, с позиции которого явления рассматриваются в контексте своей среды, а также связанная с ним совокупность таких общенаучных, исторической, социологической, культурологической, системной, междисциплинарной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие правового нигилизма 

       Цель  данной главы – определить и раскрыть понятие правового нигилизма.

       Рассматривая  понятие правового нигилизма, нужно  обратиться к истории самого права.

       Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими  проблемами общества были проблемы государства  и права. Переход от первобытнообщинного  строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации  общественной жизни сопровождался  процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни  отдавались законам. Пифагорейцы, например,  законопослушание чтили высокой добродетелью, а сам закон – большой ценностью (это случай отсутствия правового нигилизма).

       Вообще  говоря, правовой нигилизм может быть пределен как состояние общественного  сознания, для которого характерны:

    1. юридическая некомпетентность (отсутствие правовых знаний);
    2. негативная оценка права (отрицание его социальной ценности);
    3. распространенность навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения. 

       Правовой  нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит как бы отторжение права, общество стремится обойтись без  него. Здесь неизбежно возникает  вопрос: а что, собственно, отторгается? Обычно ответ полагают само собой  разумеющимся. Но это далеко не так.

       В европейской правовой традиции в  наиболее общем виде различают (противопоставляют) два типа правопонимания: юридический  позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления  видят в праве систему реально  действующих (и.е. обеспеченные властным принуждением) правил поведения людей  или (что то же самое) принудительный порядок общественных отношений.

       Способы, формы создания, действия и обеспечения  правопорядка могут быть различны. Так, в легистском (законническом) позитивизме  право сводится к совокупности норм, содержащихся в законах и иных нормативных актах, исходящих от государства и защищаемых от нарушения  его властью. Социологический позитивизм отождествляет право с фактически сложившимися общественными отношениями, ибо далеко не все законодательные  предписания воплощаются в реальный правопорядок. Приверженцы психологической  теории ищут право в мире человеческой психики и определяют его как  императивно-атрибутивные (общественно-притязательные) переживания людей. Таким образом, принудительность правопорядка признается производной либо от государства, либо от общества, либо от человека, но в любом случае она остается его единственным отличительным признаком. Позитивизм неизменно уклоняется от субстационально-ценностного обоснования действующего правопорядка, полагая такую задачу ненаучной.

       Естественно-правовая школа, в противоположность позитивизму, стремятся дать содержательное обоснование  устанавливаемого правом порядка, т.е. найти некое над позитивное право, выступающее пот отношению к  праву позитивному в качестве критерия его правовой (или не правовой) оценки и оправдания. В общем виде предполагается, что порядок должен быть «хорошим» и «справедливым». По И. Канту право выступает»совокупностью  условий, позволяющих совместить произвол (свободу) одного лица с произволом (свободой) другого с точки зрения всеобщего закона свободы»1.

       Предпринятый  экскурс в теорию правопонимания потребовался нам для того, чтобы  обосновать существование по меньшей  мере трех «юридических нигилизмов»: легистского, социологического и собственно правового.

       Легистский  нигилизм предполагает:

      1. неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов);
      2. негативное отношение к официально установленным правилам поведения;
      3. неумение действовать в соответствии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо-, так и внезаконного) поведения.
      4. социологический нигилизм имеет усеченный состав. Трудно представить себе общество, неосведомленное о реально действующем в нем порядке и неадаптированное к нему. Поэтому здесь можно зафиксировать только оценочный компонент – неодобрение существующего порядка.

       Наконец, собственно правового нигилизма  – это

      1. отсутствие в массовом сознании представлений о том, сто нормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходя из признания свободы и формального равенства их участников;
      2. невосприятие этих принципов в качестве ценностей;
      3. неумение и нежелание строить отношения на их основе.

       Правовой  нигилизм – это реакционное течение  в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права  как такового, юристы западных стран  оправдывали часто незаконное действие властей, попирая тем самым правовые нормы. В качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался  юрист Джон Дьюи.

       Правовой  нигилизм, будучи одной из форм нигилизма, не является просто отрицанием права, он формирует свою идеологию, в основе которой лежат способы урегулирования и упорядочивания отношений в  обществе. Таким образом, сущность правового  нигилизма определяется тем, что  в качестве регулятора общественных отношений предлагаются альтернативные официальным, нередко далеко противоположные  существующим, нормы и правила. Право не представляет ценности для носителей правового нигилизма. На основе этого понимания, под воздействием тех или иных факторов носителями правового нигилизма формируются идеологические представления, заменяющие правовые отношения. В качестве примера можно привести рассуждения Л.Н.Толстого о взаимоотношениях в обществе: «В душу человека вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Этот закон любви к ближним давно был бы всеми усвоен, если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делают для того, чтобы скрыть этот закон от людей»2; «Право, поддерживаемое силою, нарушает заповедь непротивления злу. Суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром за зло. Царствие Божие наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа»3.

       Таким образом, из всего сказанного можно  назвать следующие основные признаки правового нигилизма:

  • это социальное явление, подрывающее существующую стабильность и урегулированность общественных отношений;
  • он характеризуется как отрицание или непризнание права, объективных правовых ценностей и закономерностей;
  • правовой нигилизм есть идейно-психологическое явление, представляющее собой один из типов общественного сознания со своей структурой, носителями, уровнями, видами, формами выражения;
  • он представляет собой, как правило, не просто абсолютное отрицание или неприятие правовой действительности, а идеологию, предлагающую на основе данного отрицания самостоятельные представления и взгляды на регуляцию общественной жизни;
  • правовой нигилизм как социальное явление представляет собой одну из форм общественного сознания, имеющую свою структуру, носителей, уровни, характеризующуюся совокупностью чувств, представлений, эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигающим альтернативные праву идеи и способы организации общественных отношений.

       Вывод: В рассмотренной главе мы отметили, что нигилизм, это отторжение права и стремление общества жить без него, на этот счёт у многих историков и философов на разных этапах существования нигилизма имелись различные точки зрения, которые отражены в данной главе.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Нигилизм как общесоциальное явление 

       Цель  данной главы рассмотреть нигилизм как общесоциальное явление.

       Нигилизм  вообще (в переводе с латинского – ничего) выражает отрицательное  отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это  одна из форм мироощущения и социального  поведения. нигилизм как течение  общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил  в прошлом столетии, главным образом  в Западной Европе и в России.

       Он  был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости  от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Информация о работе Правовой нигилизм