Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:48, реферат
Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
o дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
o выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
o определить источники правового нигилизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие
правового нигилизма…………………………… |
5 |
2 Нигилизм
как общесоциальное явление………… |
10 |
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. | 17 |
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. | 25 |
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. | 34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….... |
38 |
СПИСОК
ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… |
40 |
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач социальных наук вообще и юриспруденции в частности является исследование проблемы наиболее эффективной реализации права в обществе, максимального использования его возможностей в целях упорядочения поведения участников правовых отношений. В российском обществе в условиях построения новой государственности на постсоветском пространстве, создания новой для России модели развития взаимоотношений личности, общества и государства с акцентом на приоритетное использование правовых средств, в разрешении возникающих вопросов. Проблема эффективности права становится особенно острой, именно поэтому представляется очень важным изучить предпосылки возникновения правового нигилизма, а также его природу как одной из форм мироощущения значительной части нашего общества, очень распространенного социального поведения. Раскрытие данного вопроса, возможно, позволит выяснить и генезис данного явления, его отличия от смежных явлений правовой действительности, а также подготовит почву для более подробного изучения путей снижения его уровня. Со всей очевидностью выступает и задача более детального изучения форм его выражения.
Предмет исследования составляет правовой нигилизм, его природа, условия существования, формы выражения в социальном мире.
Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
Методологической
основой работы
является диалектический метод познания
сути явлений, с позиции которого явления
рассматриваются в контексте своей среды,
а также связанная с ним совокупность
таких общенаучных, исторической, социологической,
культурологической, системной, междисциплинарной.
1.
Понятие правового нигилизма
Цель данной главы – определить и раскрыть понятие правового нигилизма.
Рассматривая понятие правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права.
Еще
на Древнем Востоке и в античных
государствах (Греция и Рим) основополагающими
проблемами общества были проблемы государства
и права. Переход от первобытнообщинного
строя к раннеклассовому
Вообще говоря, правовой нигилизм может быть пределен как состояние общественного сознания, для которого характерны:
Правовой нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит как бы отторжение права, общество стремится обойтись без него. Здесь неизбежно возникает вопрос: а что, собственно, отторгается? Обычно ответ полагают само собой разумеющимся. Но это далеко не так.
В европейской правовой традиции в наиболее общем виде различают (противопоставляют) два типа правопонимания: юридический позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления видят в праве систему реально действующих (и.е. обеспеченные властным принуждением) правил поведения людей или (что то же самое) принудительный порядок общественных отношений.
Способы,
формы создания, действия и обеспечения
правопорядка могут быть различны.
Так, в легистском (законническом) позитивизме
право сводится к совокупности норм,
содержащихся в законах и иных
нормативных актах, исходящих от
государства и защищаемых от нарушения
его властью. Социологический позитивизм
отождествляет право с
Естественно-правовая
школа, в противоположность
Предпринятый экскурс в теорию правопонимания потребовался нам для того, чтобы обосновать существование по меньшей мере трех «юридических нигилизмов»: легистского, социологического и собственно правового.
Легистский нигилизм предполагает:
Наконец, собственно правового нигилизма – это
Правовой нигилизм – это реакционное течение в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права как такового, юристы западных стран оправдывали часто незаконное действие властей, попирая тем самым правовые нормы. В качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался юрист Джон Дьюи.
Правовой
нигилизм, будучи одной из форм нигилизма,
не является просто отрицанием права,
он формирует свою идеологию, в основе
которой лежат способы
Таким образом, из всего сказанного можно назвать следующие основные признаки правового нигилизма:
Вывод: В рассмотренной главе мы отметили, что нигилизм, это отторжение права и стремление общества жить без него, на этот счёт у многих историков и философов на разных этапах существования нигилизма имелись различные точки зрения, которые отражены в данной главе.
2.
Нигилизм как общесоциальное
явление
Цель данной главы рассмотреть нигилизм как общесоциальное явление.
Нигилизм вообще (в переводе с латинского – ничего) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.