Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 19:48, реферат
Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
o дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
o выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
o определить источники правового нигилизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил революционный характер. Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером4. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»5.
Развернутая характеристика социального нигилизма, широко распространившего в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г. и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С. Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. – Н.М.) нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»6.
Общей
(родовой) чертой всех форм нигилизма
является отрицание, но не всякое отрицание
есть нигилизм. Отрицание шире, оно
органически присуще
Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи. Гегелевский закон отрицания отрицания никто пока не отменил. В историческом плане нельзя безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более есть речь об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационный период и смену последних, писал: «Появление молодой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата – в движении, которое обычно называют нигилизмом»8.
Здесь термин «нигилизм» употребляется в положительном контексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не является нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может жаловаться на свергающее его насилие». Это значит, что не всякая революция есть зло.
Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправдано, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.
Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы – вообще, отрицательных явлений действительности. В этом смысле вполне естественным было , например, диссидентское и правозащитное движение в СССР в 50-70 х годах, осуждением брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессивную оценивает история деятельность русских революционных демократов – Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступавших против царизма, самодержавия, социального угнетения.
Однако
в целом нигилизм, в традиционном
его понимании, воспринимается в
большинстве случаев как
Характерным
признаком нигилизма является не
объект отрицание, который может
быть лишь определителем его конкретного
вида, а степень, т.е. интенсивность,
категоричность и бескомпромиссность
этого отрицания – с
Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой, - его побочное последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива смел на своем пути и позитивные начала.
Расчистка
«авгиевых конюшен» сопровождалась
такими явлениями, как безудержное
самобичевание, развенчание и осмысление
прежнего опыта, сложившихся культурно-
Зациклинность на обличительстве, уничижительной критике граничила подчас с утратой чувства национально-государственного достоинства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноценности, синдром вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались даже призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах», выступали против забвения памяти и заветов предков.
На
крайности этого «
Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объективно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, которые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмечалось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»11.
Такие же оценки давала пресса: «Мы буквально соревновались в уничтожении общественных идеалов: кто страшнее вывернет наизнанку все, чему раньше поклонялись. Пора одуматься»12. С этим созвучен более поздний вывод о том, что «мы и сейчас в большевистской манере пытаемся утвердить новые утопии, не считаясь ни с чем. … Между тем переход от тоталитарного общества к нормальному, гражданскому, невозможно осуществить по-большевистским одномоментально»13.
Сегодня
нигилизм выражается в самых различных
ипостасях: неприятие определенными
слоями общества курса реформ, нового
уклада жизни и новых («рыночных»)
ценностей, недовольство переменами, социальные
протесты против «шоковых» методов
осуществляемых преобразований; несогласие
с теми или иными политическими
решениями и акциями, неприязнь
или даже вражда по отношению к
государственным институтам и структурам
власти, их лидерам; отрицание не свойственных
российскому менталитету «
Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляются, но оно существует. Подрываются духовные и моральные основы общества, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, признания.
Общественное мнение стало менее чувствительным, мягко говоря к нарушениям нравственных норм. У многих сохраняется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», - трудный и болезненный, он предполагает ломку всей системы старых взглядов и отношений, отказ от укоренившихся привычек и традиций.
Нигилизм «сверху» проявляются в форсировании социальных преобразований, левацком нетерпении добиться всего и сразу путем «красногвардейских атак» на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной приватизации, призывах как можно быстрее покончить с советским наследием, «империей зла», коллективистской идеологией и психологией. Были и такие «нигилисты», которые предлагали без промедления превратить единую страну в 40-60 «независимых государств» устройство развивались тенденция: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
Эволюция,
этапность, постепенность уже мало
кого тогда устраивала – только
«революция», хотя «план по революциям»,
как выражаются журналисты, давно
Россией перевыполнен. В наши дни
заметны сдвиги к силовым приемам
решения политико-
Вывод:
Нигилизм как общесоциальное явление
это отрицание ощеустановленных ценностей,
норм, философы и литераторы отражали
и описывали в своих произведенияхнигилизм
и его проявления, которые мы попытались
описать в данной главе.
3.
Формы выражения правового
нигилизма
Цель данной главы определить в каких формах может проявляться правовой нигилизм.
Сам термин форма в философском понимании означает:
форма - это внешний признак, с помощью которого выявляются различные предметы и явления.
Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.
Прежде всего это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный
Криминогенная
ситуация в стране оценивается сегодня
с помощью таких эпитетов, как
разгул, обвал, беспредел. Преступность
за последние годы возросла в 8 раз
и приобрела мафиозно-
Законы
попираются открыто, цинично и почти
безнаказанно. Преступный мир диктует
свои условия, ведет наступление
на само государство, претендует на власть.
Он отслеживает и отчасти
Преступность – мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния14. Помимо теневой экономики, которая была и раньше, возникла теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Действуют вполне легально или полулегально.