Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 19:28, реферат
Проблема человека - одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования, не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история.
Введение……………………………………………………………………………………………….2
Проблема антропосоциогенеза. Факторы антропогенеза………………….3
Единство биологического и социального в человеке
(биологизаторский и социологизаторский подходы)…………………………10
Многомерность человека. Сферы бытия человека……………………………14
Тема человека в современной филосовской антропологии……………….19
Ответы на контрольные вопросы………………………………………………………..41
Список используемой литературы………………………………………………………43
Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое' с настоящим.
Такова общая теоритическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. Ног в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы – человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития природы.
/Философия
Третье издание, под
редакцией профессора
В.Н.Лавриненко, профессора
Ретчикова В.П. Москва 2007
стр. 580-582/
2. Единство биологического и социального в человеке.
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировалась не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху просвещения многие мыслители диффиринцируя природное и общественное рассматривали последнее как искусственно созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни – духовные потребности, социальные институты, нраственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия,как естественное право, естественное равенство, естественная мораль. Единственное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивавть, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды.
Во второй половине XIX значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распростронить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформированные английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным. Возникновление общества, егол развитие рассматривалось тольно в рамках эволюционных изминений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для отдельных индивидов.
В XX веке попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаятся. В качестве примера можно привести феноменального человека, известного французкого мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тайяра де Шардена. Егол учение опирается на две основные посылки «Первая из них-признание первичности психического и мысли в ткани универсума. Вторая- признание за окружающей нас общественной жизнью «биологического» значения.
Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В чем она достигает как бы высшего своего развития и одновременно он же выступает своеобразным началом её сознательного, а, слеловательно, социального развития.
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Hommo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сей час вряд ли кто-либо осмелился отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений-магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земляных стихий и бедствий
С другой стороны, в становлении, существовании человека, и об этом было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимотоношения между людьми, их политическим и социальным институтам. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновлению человека, его выделению из мира животных, это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалектическому единству.
Биологическую природу человека, а он относится к одному из биологических видов, существующих на земле, определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду (человекоподобному). Причем на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Так, например, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека находится в пределах 80-120 лет с учетом, разумеется, того, что он не подвержен наследственным и инфекционным болезням. Подобная «живучесть» Homo sapiens, считают ученые, предопределена его принадлежностью к виду гомоноидов. Но практически лишь немногие из живущих укладывается в эти параметры и не в последнюю очередь из-за влияния наших социальных факторов, загрязнения окружающей среды, стрессовых ситуаций.
Биологически предопределены у человека возрастные периоды-детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительностьмогут оказывать влияния социальные факторы. Так, при разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детства во взрослое состояние.
Каждый человек уникален и это же предопределено его природой, в частности, неповторимой сосокупностью генов, наследуемых им от родителей.
Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами-мужчинами и женщинами,которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами.
Именно этими факторами, а так же неравными условиями исторического различия в быту, психологии, социальным положением народов различных сторон. И, тем не менее, не смотря на эти добровольно фунтдаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциалам . Люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой либо расы над другой.
Социальная природа людей заключается в том, что по словам Маркса, «сущность человека не есть обстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Но марксизм, а мы в данном случае излагаем, марксисткие взгляды на социальную природу человека, подтверждает, что «человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа …-он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в виде задатков и способностей, в виде влечений…». Социальное в человеке – это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллегтивные формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Hommo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, «воспитывались» ими и когдаони посленескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. О значении труда и его роли в формировании человека, его личностных качеств уже было сказано раньше. Подчеркнем еще раз социальную функцию языка. Язык выступает не только средством общения между людьми, но, что особенно важно, фунтдоментальным стимуляторам развития у человека мышления. В свою очередь, умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют основу его существования как личности. В современной жизни умственные способности обеспечивают человеку его благополучие, существование и функционирование научных, производственных и социальных институтов. Но конец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми, - в быту, на работе, во время досуга. Но кроме того, человек еще участвует с разной степенью активности в таких социально-политических событиях, как выборы представительных органов власти, принимает участие в деятельности политических, профсоюзных и др. общественных организаций. Ни у кого другого представителя животного мира нет ничего подобного. Уже сказанного достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что социальных условий существование Hommo sapiens как человека былро бы невозможно.
В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Hommo sapiens, его существование обестечивается единством биологического и социального
/Уч.
для Вузов, авт:
В.Ф. Титов, И.Н.
Смирнов Философия
2003 Стр. 203-207/
Не вызывает сомнения тот факт, что человек рождается в мире, полном для него тайн и загадок. С архаичных пор человек осознает то, что мир как реальность существует и в нем, и помимо него. Но не сразу человек осознал то важное обстоятельство, что мир, который существует в нем, может быть таковым не только как реальность, но и как иллюзия, образ, модель или даже пародия. В ходе своего эволюционно-исторического филогенеза человек обрел настолько уникальные возможности и способности отражения мира, что навсегда утратил изначальность своего существования в мире как в чистой реальности, помимо которой он существовать и не мог. С этой утратой связано зарождение той самой великой тайны мира, которая навсегда останется для человека вечно непостижимой.
С появлением религии, науки, искусства, техники перед человеком открылась почти ничем не ограниченная возможность объективировать свои образы и иллюзии. Современный человек как бы «обожествился» тем, что начал строить особый виртуальный мир, способный оживлять любые желания, иллюзии, замыслы и намерения. Эти иллюзии могут становиться настолько значимыми, что способны вытеснять даже и самого человека из той реальности, за пределами которой мир никогда прежде не существовал.
В итоге между миром и реальностью человек прочертил такую черту, которая сразу же стала и внутренним разломом для всего человеческого бытия. Теперь для человека мир — это не только реальность, а реальность — это не только мир. Иначе говоря, реальность приобрела такое «Нечто», которое превратило ее в «Ничто». Оказавшись в таком положении, как говорит Ж. Бодрийар в статье «Совершенное преступление», — «под угрозой страха мы должны расшифровать мир, и этим уничтожить материальную иллюзию». Мы должны расшифровать мир в таком ключе, который необходим для нашего нового, «разломного» существования. Это значит, что мы вынуждены очеловечить мир до того, пока мир не расчеловечил нас.
Очеловечивание мира сопровождается расчеловечиванием человека. В этом фундаментальном противоречии человека с миром скрыт один из существенных механизмов истории. Что происходит в этом механизме — раскачка маятника или уравновешивание «весовых категорий» между человеком и миром? В какую эпоху, куда и как может раскачиваться этот маятник истории, или же он зависнет между уравновешенными чашами весов, соизмеряющих человечность мира со всемирность человека? Пока на эти основные вопросы мы не получим вразумительных ответов, не может быть и речи о предрекаемом Фукуямой конце всемирной истории.
Соотношение человека с миром раскрывается в ходе анализа таких признаков как многомерность и совершенство. Проблема многомерности человека и мира тесно связана с проблемой их гармонии и совершенства. Ясно, что одномерность формы бытия не предъявляет особых претензий к движению в направлении совершенства, как это обстоит в отношении к многомерности. Несовершенство элементов своего многомерного существования человек преодолевает благодаря использованию более совершенных частей и элементов открытого перед ним мира. Так, функционально-физиологическое несовершенство своего кожного покрова человек устраняет тем, что может использовать одежду, а эстетическое несовершенство фигуры своего тела человек скрывает за стильной и модной одеждой. Этическое несовершенство отдельных человеческих нравов корректируется социальной умиротворенностью и формально-обезличенной юриспруденцией.
Но, за все это человеку приходится расплачиваться такими последствиями, о которых он сначала не имеет ни малейших представлений. Оказывается, что формально-обезличенная юриспруденция не только корректирует некоторые изъяны нравственности, но вместе с тем и вовсе нивелирует всю систему моральных устоев человека, подминает их под себя, — под государственно-правовую регламентацию.
Многомерность не только открывает перед человеком весь мир и скрытые в мире возможности, но и самого человека делает открытым для всего мира. Многомерность мира своеобразно отражается и в многомерности человека, — в разных его способностях, состояниях и свойствах. Соизмеряя свою многомерность с многомерностью мира, человек может попадать в такие ловушки, которые парадоксальным образом формируют одномерного человека.
Так, вера и надежда всегда актуализирует в человеке ожидание более совершенного будущего существования, но вместе с тем она примиряет человека с такой соразмерностью наличного бытия, которую он обнаруживает и признает в качестве данного ему условия жизни («верую, ибо абсурдно»). Это временное примирение человека с данным ему миром может стать и постоянным. Тогда оно чревато формированием линейной одномерности самого человека, доводящей его до фанатизма.
Разум и воля могут не только признавать, но и отвергать данную нам соразмерность существования в мире, реструктурировать ее под сущность и многомерность самого человека («мыслю, следовательно, существую»). Благодаря отражению разных тенденций своей соразмерности с миром, человек постигает такую тенденцию, сферу или область соразмерности, которая совместима с ожиданиями человека. Но в каждом случае мера такой совместимости и соразмерности может оказаться исторически относительной, своеобразной и феноменальной.
Информация о работе Проблема антропосоциогенеза. Факторы антропогенеза