Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд представляет психику человека состоящей из
противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны.

Содержание

1. На чем сосредотачивают свое внимание представители психоанализа,
рассматривая человека?.....................................................................................................3
2. Человек-объект изучения огромного количества наук. в чем специфика
решения этой проблемы философией?............................................................................4
3. В чем суть процесса социализации?............................................................................5
4. Что оценивается при рассмотрении человека как личность?....................................6
5. Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в проблеме человека?.............................................................................................................................7
6. Как рассматривал человека Л.Фейербах?....................................................................9
7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?..................10
8. Как связаны между собой понятия «человек-индивид-личность»?........................11
9. Каково понимание смысла жизни в христианстве?...................................................12
Задание на распознавание понятий.............................................................................13
1. Что характеризует философию Нового времени?....................................................14
2. Каковы особенности индуктивного метода Ф.Бекона?............................................15
3. Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р.Декарта?.....................16
4. В чем особенность философкой системы Б.Спинозы?............................................17
5. В чем специфика философии Дж.Локка?..................................................................18
6. В чем отличие философии Дж.Беркли от философии Дж.Локка?..........................19
7. В чем своеобразие философии Д.Юма?....................................................................20
8. Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения............21
9. В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в понимании Бога?..............................................................................................................................22
Задание на распознавание понятий...........................................................................23

Список используемой литературы .......................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)


                                                      2

                                           Содержание

Тема №12. Проблема человека в философии:

1. На чем сосредотачивают свое внимание представители психоанализа,  

рассматривая человека?.....................................................................................................3

2. Человек-объект изучения огромного количества наук. в чем специфика 

решения этой проблемы философией?............................................................................4

3. В чем суть процесса социализации?............................................................................5

4. Что оценивается при рассмотрении человека как личность?....................................6

5. Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в проблеме человека?.............................................................................................................................7

6. Как рассматривал человека Л.Фейербах?....................................................................9

7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?..................10

8. Как связаны между собой понятия «человек-индивид-личность»?........................11

9. Каково понимание смысла жизни в христианстве?...................................................12

         Задание на распознавание понятий.............................................................................13

 

    Тема №5.Философия Нового времени и Просвещения:

1.                  Что характеризует философию Нового времени?....................................................14

2.                  Каковы особенности индуктивного метода Ф.Бекона?............................................15

3.                  Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р.Декарта?.....................16

4.                  В чем особенность философкой системы Б.Спинозы?............................................17

5.                  В чем специфика философии Дж.Локка?..................................................................18

6.                  В чем отличие философии Дж.Беркли от философии Дж.Локка?..........................19

7.                  В чем своеобразие философии Д.Юма?....................................................................20

8.                  Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения............21

9.                  В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в понимании Бога?..............................................................................................................................22

Задание на  распознавание понятий...........................................................................23

 

Список используемой литературы  .......................................................................24

 

 

 

 

 

 

                                                               3

               ТЕМА №12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

 

       1. На чем сосредоточивают свое внимание представители психоанализа,  

           рассматривая человека?

   Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд представляет психику человека состоящей из

противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны.

Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

    Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими

системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. 

Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. 

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти. 

   Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления-следствия неудовлетворенности и переключения

сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и

психические явления к элементарным физиологическим и биологическим

процессам. 

   По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. 

 

                                                              4

     2. Человек – объект изучения огромного количества наук. В чем специфика   

         решения этой проблемы философией?

   С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. 

    Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д. 

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи. 

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм.

    Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога. 

   Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентрич-

ной,т.е.в центре философии-проблема человека, как самоценного существа и через призму этого-понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,индивидуализа-

ции. Западноевропейская  философия XVII века рассматривала главным  образом

проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма. 

 

 

 

                                                      

 

                                                             5

         3. В чем суть процесса социализации?

   Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. 

  В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер.

  Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия  и

взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между с социальными

группами,а также внутри них. Эти отношения-и материальные, и духовные-обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и

общественные отношения направлены прежде всего на устойчивое жизнеобеспе-чение, во всех его многообразных измерениях,т.е.на создание необходимых и

достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития.

  Поскольку философский смысл и понимание общества состоят в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер

общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался  и

не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего.Более того,

развитие представлений о социальной системе можно считать одним из теоретических достижений XIX-XX вв.Общество как система  есть упорядоченная

самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений,

которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы.Социализация-процесс интегрирования,«встраивания»субъекта в общество в соответствии с  принятыми

в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному

опыту-символико-семиотическому,культурному  коммуникативному.

    Феноменология социализации включает множество процедур и приемов, однако

за исключением элементарного подражания иные ее формы«поставляют»истины,

которые,как правило, не декларируются, не выставляются  не демонстрируются. Они вытекают из способа жизни, принятого  людьми мироотношения.

                                                           6

   4.Что оценивается при рассмотрении человека как личности?

  Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. 

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть, в сущности, процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность. 

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека,сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я. Человек как  личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. 

   Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность (самореализация).Лишение индивида общения и возможности выбора

отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание

чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности. 

 

 

                                                              

                                                            7

5.Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в      

   проблеме человека?

    Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?». 

Информация о работе Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.