Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд представляет психику человека состоящей из
противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны.

Содержание

1. На чем сосредотачивают свое внимание представители психоанализа,
рассматривая человека?.....................................................................................................3
2. Человек-объект изучения огромного количества наук. в чем специфика
решения этой проблемы философией?............................................................................4
3. В чем суть процесса социализации?............................................................................5
4. Что оценивается при рассмотрении человека как личность?....................................6
5. Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в проблеме человека?.............................................................................................................................7
6. Как рассматривал человека Л.Фейербах?....................................................................9
7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?..................10
8. Как связаны между собой понятия «человек-индивид-личность»?........................11
9. Каково понимание смысла жизни в христианстве?...................................................12
Задание на распознавание понятий.............................................................................13
1. Что характеризует философию Нового времени?....................................................14
2. Каковы особенности индуктивного метода Ф.Бекона?............................................15
3. Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р.Декарта?.....................16
4. В чем особенность философкой системы Б.Спинозы?............................................17
5. В чем специфика философии Дж.Локка?..................................................................18
6. В чем отличие философии Дж.Беркли от философии Дж.Локка?..........................19
7. В чем своеобразие философии Д.Юма?....................................................................20
8. Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения............21
9. В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в понимании Бога?..............................................................................................................................22
Задание на распознавание понятий...........................................................................23

Список используемой литературы .......................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

  Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                     15                          

  2.Каковы особенности индуктивного метода Ф. Бекона?

   Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу – индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

1)                             Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления).

2)                             Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах).

3)                             Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете).

4)                             Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него).

5)                             Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

   Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами – ложными представлениями о мире.

Идолы рода – приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.

   Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия

окружающего мира.

   Идолы рынка или площади – порождены неправильным употреблением слов.

   Идолы театра – возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                      16 

       3. Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р. Декарта?

   Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство - мышление) и материальная (свойство – протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.

      В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.

    В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение – акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.

В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

                                                17      

     4.В чем особенность философской системы Б. Спинозы?

   Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек – есть природа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                       18         

      5. В чем специфика философии Дж. Локка?

  Джон Локк (1632-1704). Человеческое сознание не обладает врожденными идеями. Оно подобно чистому листу, на который записываются знания. Единственный источник идей – опыт. Опыт делит на внутренний и внешний. Первому соответствует ощущение, второму – рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей. Идеи рефлексии возникают при рассмотрении внутренней деятельности души. Посредством ощущений человек воспринимает качества вещей. Качества бывают первичными (копии самих этих качеств – плотность, протяженность, фигура, движение и т.д.) и вторичными (цвет, вкус, запах и т.д.).

    Идеи, приобретенные из ощущений и рефлексии, составляют лишь материал для знания. Для получения знания необходимо обработать этот материал. Посредством сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции) душа преобразует простые идеи ощущения и рефлексии в сложные.

Локк различает два вида достоверных знаний: знание бесспорное, точное и знание вероятное, или мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                       19              

      6. В чем отличие философии Дж. Беркли от философии Дж. Локка?

  Джордж Беркли (1684—1753) родился в Ирландии, окончил университет в Дублине. По окончании учебы становится учителем теологии.

Из предшествующей философской традиции на Д. Беркли оказали влияние идеи Д. Локка. Но если Локк признает объективное существование первичных качеств (протяженность, объем, плотность, движение и покой), а вторичные качества понимает как зависящие от "способностей наших человеческих органов", то Д. Беркли считает все качества вторичными.

  Он приводит аргументы, согласно которым все пространственные свойства и отношения по существу определяются способностями наших органов чувств.

Беркли показывает, что даже такое простое пространственное свойство, как величина, скорее является процессом нашего восприятия, чем имеет объективный характер. По Беркли, один и тот же предмет нам кажется большим (при малой от него удаленности) и малым (при большой от него удаленности).

   Из такого же рассуждения он выводит, что ни о пространственных, ни о каких-либо других свойствах и отношениях, которые Д. Локк объединил в понятии первичных качеств, мы ничего не можем ни говорить, ни знать, пока мы их непосредственно не ощущаем. Их существование, так же как и существование вторичных качеств, обусловлено нашим восприятием. То, что Локк называл

первичными качествами, мы познаем соотнося друг с другом вторичные качества.

Получается, что первичные качества производны по отношению к вторичным.

Значит, никаких первичных качеств нет. Отсюда Беркли заключает, что все

предметы - вещи являются лишь ощущениями наших органов чувств, нашим восприятием. По Беркли, "быть" - значит "быть воспринимаемым".

  Беркли однозначно отвергает объективное существование вещей и явлений внешнего мира. Беркли отрицает существование материи. Все вещи, согласно

Беркли, лишь "комплексы наших ощущений". Эти "комплексы ощущений"

порождаются в нас Богом.

 

 

 

 

 

 

                                                                 

                                                             20 

      7. В чем своеобразие философии Д. Юма?

      Дэвид Юм (1711-1776) родился и умер в Шотландии в г.Эдинбурге.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

   Юм считал, что наше познание начинается с опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

    Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм). Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез  верна.

Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

    В 1876 году Томас Генри Хаксли ввел термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

                                                             21                                               

      8. Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения.

    Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв. 

  Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и  недостаточную связь с наукой и практикой.

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам.

  Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения-«имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. 

  Основная идея просветителей состоит не в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом. 

  Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

 

 

 

 

 

 

                                                              

                                                                   22

       9. В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в  

          понимании бога?

  Атеизм — отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Хотя обычно предполагается, что атеисты не религиозны, некоторые религии всё же характеризуются как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного бога.  Многие из тех, кто считает себя  атеистами,скептически относятся ко всем сверхъестественным существам,указывая

Информация о работе Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.