Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд представляет психику человека состоящей из
противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны.

Содержание

1. На чем сосредотачивают свое внимание представители психоанализа,
рассматривая человека?.....................................................................................................3
2. Человек-объект изучения огромного количества наук. в чем специфика
решения этой проблемы философией?............................................................................4
3. В чем суть процесса социализации?............................................................................5
4. Что оценивается при рассмотрении человека как личность?....................................6
5. Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в проблеме человека?.............................................................................................................................7
6. Как рассматривал человека Л.Фейербах?....................................................................9
7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?..................10
8. Как связаны между собой понятия «человек-индивид-личность»?........................11
9. Каково понимание смысла жизни в христианстве?...................................................12
Задание на распознавание понятий.............................................................................13
1. Что характеризует философию Нового времени?....................................................14
2. Каковы особенности индуктивного метода Ф.Бекона?............................................15
3. Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р.Декарта?.....................16
4. В чем особенность философкой системы Б.Спинозы?............................................17
5. В чем специфика философии Дж.Локка?..................................................................18
6. В чем отличие философии Дж.Беркли от философии Дж.Локка?..........................19
7. В чем своеобразие философии Д.Юма?....................................................................20
8. Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения............21
9. В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в понимании Бога?..............................................................................................................................22
Задание на распознавание понятий...........................................................................23

Список используемой литературы .......................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Тема 5. Философия Нового времени и Просвещения.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

   Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого

бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь

различную цену.

    Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным

процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения

значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.Поэтому, если и возможно, то лишь самое 

абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении)его определение;

смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им. 

     Смерть — завершающий момент существования живого существа.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок. 

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,

                                                              8

систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. Именно поэтому тема смерти занимает особое место в проблеме человека, невозможность избежать неизбежного заставляет человека философски осмыслить процесс ухода из жизни, что ему никогда не удавалось и никогда не удастся, ведь единственное что может знать человеческое существо наверняка, так это то, что оно исчезнет из этого мира непременно и именно эта категоричность и окончательность выводит тематику смерти на первое место в рассуждениях человека о человеке.

 

                                     

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                                9

         6. Как рассматривал человека Л. Фейербах?

    Видным представителем младогегельянской школы был Людвиг Фейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении. При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из этого он ратовал за религию любви к человеку. В вопросах гносеологии Фейербах делал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличался от предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовки проблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира. 

    В целом философия Фейербаха антропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится. 

    Антропологизм Фейербаха проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, которая рассматривается им как «единственный, универсальный и 

высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку

зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так как человек для него-

абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.

 

 

 

 

 

                                                       

 

                                                            10

        7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?

   С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д.

  Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.  Со стороны своей биологической

природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом-

набором генов, получаемых от родителей.

    При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора-пансоциологизма

и абсолютизации биологического фактора - панбиологизма. По мнению современ-

ных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе

человека должна внести "теория генно-культурной коэволюции".Суть ее состоит в

том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека

происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно

связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания.

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               11

      8. Как связаны между собой понятия “человек-индивид-личность”?

     Индивидом обычно называют единичного конкретного человека,рассматривае-

мого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило,

употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

  Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

  Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются,

личностью становятся в процессе социализации.Благодаря процессу социализации

личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.

   Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

                                                   

 

 

 

 

 

                                                           

                                                                12

              9 Каково понимание смысла жизни в христианстве?

      Смысл жизни — в жизни. Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами.

      Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица.

    Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у ангелов и бесов.

    Христа апостол евангелист Иоанн называет Словом , что схоже с античным Логосом. Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, София, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.

     Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».Смысл земного этапа жизни-в обретении личного бессмертия,

которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы «сквозь Христа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Задание на распознавание понятий.

1. Раздел философии, изучающий основания природы человека-Философская 

    антропология.

2. Основное свойство природы человека, согласно воззрениям мыслителей Нового

    времени-Разум.

3. Учение, считающее основными источниками познания человека

    нерациональные факторы-Иррационализм.

4. Концепция, утверждающая, что в развитии человека главную роль играет

    социальная среда-Пансоциологизм.

5. Понятие, в котором акцент сделан на сознательно-волевом начале человека-

   Личность.

6. Начало, которое К. Маркс считал главным в природе человека-"Сущность

   человека, - писал Маркс в 6 тезисе о Фейербахе, - не есть абстракт, 

   присущий отдельному индивиду, в самой действительности она есть  

   совокупность всех общественных отношений".

7. Начало, которое З. Фрейд считал главным в природе человека-Бессознательное.

8. Название нормального, по Э. Фромму, способа приспособления человека к 

    миру-“Способ быть”.

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

                                                     14

ТЕМА №5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЯЩЕНИЯ

   1. Что характеризует философию Нового времени?

Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.

     Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.

Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.

Информация о работе Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.