Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:25, реферат

Описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Содержание

1.Постановка и решение проблемы сознания в истории философии.
2. Сознание как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм отражения.
3.Природа и сущность сознания. Сознание как свойство единства биологического и социального.
4. Структура сознания. Функции сознания.
5. Моделирование мышления в кибернетических системах. Человек и компьютер: проблема диалога.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

Тема 11.Проблема сознания в философии

 

1.Постановка и решение проблемы сознания в истории философии. 
2. Сознание как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм отражения. 
3.Природа и сущность сознания. Сознание как свойство единства биологического и социального. 
4. Структура сознания. Функции сознания. 
5. Моделирование мышления в кибернетических системах. Человек и компьютер: проблема диалога.

 

 

1.Постановка и решение проблемы  сознания в истории философии.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места  и роли человека в мире, специфики  его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого  сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения  к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти  бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и  управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма  характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание  природы сознания предполагает очень  широкий спектр вопросов, который  становится предметом исследования не только философии, но и специальных  гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной  деятельности, а в настоящее время  и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается  на определенную философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный  с этим процесс компьютеризации  человеческой деятельности заставили  по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной  компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного  развития, взаимодействия человека и  техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически  связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским  вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к  его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в  мир, о тех возможностях, которые  предоставляет человеку сознание, и  о той ответственности, которую  налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая  форма человеческого отношения  к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки  создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия  без сознания, независимого от тех  или иных его форм. Другое дело, что  реальное бытие человека, его взаимоотношения  с окружающей социальной и природной  действительностью выступают как  более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать  эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается  в совместной деятельности людей, в  процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной  окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в  их индивидуальной психике.

С сознанием в  широком смысле слова, конечно, следует  связывать и представление о  самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого  сознания, где самосознание приобретает  известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно  только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа  всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и  целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений  с действительностью, управления этими  взаимоотношениями.

2. Информационное  взаимодействие как генетическая  предпосылка сознания

Возникновение информационного  взаимодействия

Любое реальное взаимодействие живых существ, в том числе  и человека, с окружающим миром  предполагает использование информации об этом мире как средства регуляции  и управления собственным поведением, что обеспечивает адекватные взаимоотношения  с действительностью. Активность всего живого, являющегося его атрибутивным, необходимым признаком, отличающим живую природу от неживой, органически связана с использованием информации, которая выступает обязательным условием и предпосылкой этой активности.

Информация, однако, не является ни веществом, ни энергией, ни вообще какой-либо особой субстанцией. Она целиком воплощена в каких-то материальных вещественных или энергетических явлениях, которые выступают как ее носители. Информация не может существовать без этих носителей, хотя она и отличается от их материального субстрата. Таким образом, сама возможность такого специфического явления, как информация, должна иметь свои основания в определенных свойствах материальных реалий, обеспечивающих воплотимость информации в их вещественном или энергетическом субстрате. Эти свойства связаны с природой материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т.д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет определенный "след" в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Эта способность  одних материальных систем запечатлевать, фиксировать свойства воздействующих на них других материальных систем и составляет возможность, потенциальное  основание приобретать информацию об этих системах. Когда материальные системы, испытывающие воздействие, приобретают  способность осуществлять активное поведение, ориентируясь на эффект воздействия  как на сигнал включения такой  активности (что связано с потребностями  решения определенных задач, предполагающих самостоятельное движение по отношению  к окружающей действительности), потенциальная  информация, заложенная в эффекте  воздействия, превращается в актуальную информацию.

В материалистической философской традиции, начиная с  французских материалистов, охарактеризованная выше способность одних материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем получила название отражение. При этом различаются  отражение как всеобщее фундаментальное  свойство материи, связанное с эффектами  материальных взаимодействий, то есть с наличием потенциальной информации, и отражение в более узком  и специфическом смысле, предполагающее актуализацию (использование) этой информации. Оба эти смысла термина "отражение" имеют несомненную связь (но далеко не тождественны) с использованием термина "отражение" (или "отображение") в специфически гносеологическом смысле как соответствия содержания восприятий, представлений и понятий объективной  реальности - в качестве образов, отражающих эту реальность.

Итак, важнейшим  шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного взаимодействия, основанного на использовании следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

При тех формах взаимодействия, которые мы можем  наблюдать в неживой природе, след, отпечаток воздействия одного объекта на другой не становится для  последнего каким-либо ориентиром его  собственной активности. Скажем, воздействие  солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-либо активности камня. Следует заметить, что та схожесть следа воздействия с отражаемым предметом, их физическое подобие, которые  мы в обыденном сознании привычно ассоциируем с образностью (например, отражение в зеркале или на гладкой поверхности воды), являются ситуациями материального взаимодействия. В этом случае хотя и существует отражение в обыденном смысле, однако нет никакого использования  информации, потенциально заключенной  в подобном отражении. Зеркало совершенно "равнодушно" к тому, что отражено в нем, информация, содержащаяся в  этом отражении, существует в данном случае для нас, а не для зеркала. Само структурное подобие копии  и оригинала ничего еще не говорит  о возможности использовать эффекты  отражения для ориентации в окружающем мире, для осуществления определенной активности, построения определенного  движения. Эти ориентация, активность предполагают использование результатов  внешних воздействий в качестве ориентиров, несущих определенную информацию об окружающей среде. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным взаимодействием. Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широко: как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире. О "взаимодействии" здесь можно говорить постольку, поскольку живое существо, во-первых, воспринимает на "входе" след материального воздействия на него со стороны внешней среды как информацию об этой среде и, во-вторых, реализует эффект этого восприятия на "выходе" в реальном действии по отношению к этой среде.

Очевидно, что возникновение  информационного взаимодействия предполагает существование способности не просто испытывать внешние воздействия  и соответственно изменять свое состояние, а активно строить свое движение во внешней среде. Продолжим приведенный  выше пример с камнем. Камень, как  и вообще любое явление неживой  природы, не может строить своего движения при воздействии на него, скажем, солнечных лучей, тогда как  растение тянется к солнцу, мобилизуя  свои возможности ориентации во внешней  среде. Этими возможностями построения движения, возможностями ориентации во внешней среде обладают лишь такие  материальные системы, которые на основе заложенной в них внутренней программы, закодированной в их материальном субстрате, могут активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения. Такого рода "системы" возникают в ходе естественной эволюции в живой природе, но в наше время в связи с развитием технической цивилизации они могут создаваться человеком также и искусственно.

При информационном взаимодействии внешнее воздействие  влияет на изменение состояния системы  не прямо, а косвенно. Это воздействие  опосредствуется приведением в  активное состояние заложенной в  материальной системе внутренней программы  построения движения. В этом и заключается  суть информационно-сигнального воздействия  внешних факторов на системы, способные  к восприятию такого воздействия. Внешнее  воздействие стимулирует, возбуждает внутреннюю программу самодвижения, но не вызывает самого движения. Регуляция  движения, управление им осуществляется на основе внутренней программы, которая  приводится в действие благодаря  получению сигнала, заключенного во внешнем воздействии, заложенной в  нем информации. Информационно-сигнальный характер внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия  как такового - скажем, его энергетическими  свойствами, - а способностями воспринимающей системы определенным образом использовать это воздействие в качестве средства для ориентации системы. Ничтожное  по своим собственным энергетическим или вещественным характеристикам  воздействие может иметь громадное  информационно-сигнальное значение для  воспринимающей его системы.

Способные к информационному  взаимодействию системы, воспринимающие внешние воздействия через призму заложенных в них внутренних программ построения движения, предполагают тем  самым известные критерии отношения  к окружающему миру, что проявляется  в таких важнейших свойствах  подобного рода отражения, как его  избирательность и опережающий  характер. Система, использующая информацию, относится к миру избирательно в том смысле, что она не просто испытывает воздействие внешней среды, а активно строит свои отношения с ней, используя те ее факторы, которые могут служить для ее самосохранения и развития, и, наоборот, отталкиваясь от тех факторов, которые способны дестабилизировать, разрушать систему, препятствовать ее функционированию или развитию. В перспективе развития психики и сознания это свойство избирательности выступает как генетическая предпосылка их оценочной функции. В свое время известным российским физиологом П. К. Анохиным для обозначения способности живых организмов к своего рода "преднастройке" в отношении будущих событий на основе заложенных в них поведенческих программ было введено понятие "опережающего отражения". И действительно, этот момент "преднастройки" по отношению к будущему, к возможным встречам воспринимающей системы с различными факторами окружающей среды является важнейшей предпосылкой осуществления самодвижения на основе информации. Система, использующая информацию, всегда как бы "знает", что будет, уже наперед, предваряет в той или иной степени результаты ее возможных взаимодействий с внешним миром. Она активно строит свое поведение, организуя и мобилизуя свои ресурсы и средства, ориентируясь на эти возможные результаты.

Информация о работе Проблема сознания в философии