Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:25, реферат
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
1.Постановка и решение проблемы сознания в истории философии.
2. Сознание как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм отражения.
3.Природа и сущность сознания. Сознание как свойство единства биологического и социального.
4. Структура сознания. Функции сознания.
5. Моделирование мышления в кибернетических системах. Человек и компьютер: проблема диалога.
Тема 11.Проблема сознания в философии
1.Постановка и решение проблемы сознания
в истории философии.
2. Сознание как форма отражения реальности.
Природа отражения. Эволюция форм отражения.
3.Природа и сущность сознания. Сознание
как свойство единства биологического
и социального.
4. Структура сознания. Функции сознания.
5. Моделирование мышления в кибернетических
системах. Человек и компьютер: проблема
диалога.
1.Постановка и решение
Проблема сознания
всегда привлекала пристальное внимание
философов, ибо определение места
и роли человека в мире, специфики
его взаимоотношений с
Такое понимание
природы сознания предполагает очень
широкий спектр вопросов, который
становится предметом исследования
не только философии, но и специальных
гуманитарных и естественных наук:
социологии, психологии, языкознания,
педагогики, физиологии высшей нервной
деятельности, а в настоящее время
и семиотики, кибернетики, информатики.
Рассмотрение отдельных аспектов сознания
в рамках этих дисциплин всегда опирается
на определенную философско-мировоззренческую
позицию в трактовке сознания.
С другой стороны, развитие специальных
научных исследований стимулирует
разработку и углубление собственно
философской проблематики сознания.
Так, скажем, развитие современной информатики,
создание "думающих" машин, связанный
с этим процесс компьютеризации
человеческой деятельности заставили
по-новому рассмотреть вопрос о сущности
сознания, о специфически человеческих
возможностях в работе сознания, об
оптимальных способах взаимодействия
человека и его сознания с современной
компьютерной техникой. Острые и актуальные
вопросы современного общественного
развития, взаимодействия человека и
техники, соотношения научно-
Важнейшим философским
вопросом всегда был и остается вопрос
об отношении сознания человека к
его бытию, вопрос о включенности
человека, обладающего сознанием, в
мир, о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и
о той ответственности, которую
налагает сознание на человека. Известно,
что практически-
Если учитывать
эту предпосылку, то сознание с самого
начала является общественным продуктом.
Оно возникает и развивается
в совместной деятельности людей, в
процессе их труда и общения. Вовлекаясь
в эти процессы, люди вырабатывают
соответствующие представления, установки,
нормы, которые вместе с их эмоциональной
окраской составляют содержание сознания
как специфической формы
С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.
Сознание выступает,
таким образом, как ключевое, исходное
философское понятие для
2. Информационное
взаимодействие как
Возникновение информационного взаимодействия
Любое реальное взаимодействие живых существ, в том числе и человека, с окружающим миром предполагает использование информации об этом мире как средства регуляции и управления собственным поведением, что обеспечивает адекватные взаимоотношения с действительностью. Активность всего живого, являющегося его атрибутивным, необходимым признаком, отличающим живую природу от неживой, органически связана с использованием информации, которая выступает обязательным условием и предпосылкой этой активности.
Информация, однако,
не является ни веществом, ни энергией,
ни вообще какой-либо особой субстанцией.
Она целиком воплощена в каких-
Эта способность
одних материальных систем запечатлевать,
фиксировать свойства воздействующих
на них других материальных систем
и составляет возможность, потенциальное
основание приобретать
В материалистической
философской традиции, начиная с
французских материалистов, охарактеризованная
выше способность одних материальных
систем запечатлевать свойства воздействующих
на них других систем получила название
отражение. При этом различаются
отражение как всеобщее фундаментальное
свойство материи, связанное с эффектами
материальных взаимодействий, то есть
с наличием потенциальной информации,
и отражение в более узком
и специфическом смысле, предполагающее
актуализацию (использование) этой информации.
Оба эти смысла термина "отражение"
имеют несомненную связь (но далеко
не тождественны) с использованием
термина "отражение" (или "отображение")
в специфически гносеологическом смысле
как соответствия содержания восприятий,
представлений и понятий
Итак, важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного взаимодействия, основанного на использовании следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.
При тех формах
взаимодействия, которые мы можем
наблюдать в неживой природе,
след, отпечаток воздействия одного
объекта на другой не становится для
последнего каким-либо ориентиром его
собственной активности. Скажем, воздействие
солнечных лучей на камень вызывает
нагревание камня, но никак не стимулирует,
не пробуждает какой-либо активности камня.
Следует заметить, что та схожесть
следа воздействия с отражаемым
предметом, их физическое подобие, которые
мы в обыденном сознании привычно
ассоциируем с образностью (например,
отражение в зеркале или на
гладкой поверхности воды), являются
ситуациями материального взаимодействия.
В этом случае хотя и существует
отражение в обыденном смысле,
однако нет никакого использования
информации, потенциально заключенной
в подобном отражении. Зеркало совершенно
"равнодушно" к тому, что отражено
в нем, информация, содержащаяся в
этом отражении, существует в данном
случае для нас, а не для зеркала.
Само структурное подобие копии
и оригинала ничего еще не говорит
о возможности использовать эффекты
отражения для ориентации в окружающем
мире, для осуществления определенной
активности, построения определенного
движения. Эти ориентация, активность
предполагают использование результатов
внешних воздействий в качестве
ориентиров, несущих определенную информацию
об окружающей среде. Поэтому отражение,
связанное с активным использованием
результатов внешних
Очевидно, что возникновение информационного взаимодействия предполагает существование способности не просто испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно строить свое движение во внешней среде. Продолжим приведенный выше пример с камнем. Камень, как и вообще любое явление неживой природы, не может строить своего движения при воздействии на него, скажем, солнечных лучей, тогда как растение тянется к солнцу, мобилизуя свои возможности ориентации во внешней среде. Этими возможностями построения движения, возможностями ориентации во внешней среде обладают лишь такие материальные системы, которые на основе заложенной в них внутренней программы, закодированной в их материальном субстрате, могут активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения. Такого рода "системы" возникают в ходе естественной эволюции в живой природе, но в наше время в связи с развитием технической цивилизации они могут создаваться человеком также и искусственно.
При информационном
взаимодействии внешнее воздействие
влияет на изменение состояния системы
не прямо, а косвенно. Это воздействие
опосредствуется приведением в
активное состояние заложенной в
материальной системе внутренней программы
построения движения. В этом и заключается
суть информационно-сигнального
Способные к информационному
взаимодействию системы, воспринимающие
внешние воздействия через