Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:25, реферат

Описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Содержание

1.Постановка и решение проблемы сознания в истории философии.
2. Сознание как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм отражения.
3.Природа и сущность сознания. Сознание как свойство единства биологического и социального.
4. Структура сознания. Функции сознания.
5. Моделирование мышления в кибернетических системах. Человек и компьютер: проблема диалога.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

 

2.Сознание  как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм  отражения.

Итак, сознание - высшая форма отражения действительности. Естественно возникает вопрос: как  возникла столь сложная и высокая  форма отражения, что ей предшествовало на низших ступенях развития материи? С точки зрения диалектического материализма, сознание - продукт длительного исторического развития самой материи, которая в процессе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения - сознания - следует искать в самой материи, ее эволюции.

К. Циолковский  говорил об одном удивительном свойстве материи, свойстве, которое он называл  отзывчивостью. «Отзывчивы, - писал  он, - все тела космоса», «отзывчива всякая частица Вселенной»1. «Так все  тела изменяются в объеме, форме, цвете, крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от температуры, давления, освещения и вообще воздействия  других тел»2 (например, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы  гораздо отзывчивее человека). В  диалектико-материалистической философии  это удивительное всеобщее свойство материи называется отражением.

Что же такое отражение? Прежде всего, важно отметить, что  это свойство материи проявляется  в процессе взаимодействия тел, объектов, предметов, явлений. Любое взаимодействие не остается бесследным. Способность  всей материи удерживать, сохранять  следы, результаты взаимодействия в  своем внутреннем состоянии, своей  структуре называется отражением. Это  своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии, т.е. отражение - это всегда результат  взаимодействия. Можно предложить несколько  определений понятия «отражение», но суть их одна: отражение - это способность  материальных систем специфически воспроизводить в своей организации структуру  внешнего воздействия, иными словами, «способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних  в своей собственной природе»32.

В приведенных выше определениях даны все универсальные  характеристики отражения:

отражение вторично по отношению к отображаемому;

между отображением и отображаемым существуют отношения  сходства, адекватности;

носителем (субстратом) отражения является уровень организации  материальных систем.

Материя неоднородна  по своему строению, по уровню своей  организации. Следовательно, мы можем  сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Если рассматривать материю с  точки зрения уровня ее организации, то можно выделить следующие фазы, ступени, уровни в развитии самого отражения.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как  удар, давление, дробление, перемещение  и др. Примерами таких результатов  могут быть: следы человека, животного  на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Химическое взаимодействие и его результаты особенно важны  в том отношении, что именно в  них наука видит ключ к разгадке тайны происхождения жизни на земле. Согласно взглядам наших отечественных  ученых (школа академика А.И. Опарина) жизнь зародилась в первозданном океане, где различные химические элементы находились (как находятся  и сейчас) в растворенном состоянии  и свободно перемещались вместе с  движением воды. Это создавало  условия для их взаимодействия, соединения, благодаря чему в водах океана возникали все более и более  сложные углеродистые соединения, приведшие  к возникновению аминокислот, нуклеиновых  кислот и белка, что означало появление  жизни. Жизнь возникает с появлением таких сложных органических соединений, которые способны к саморегулированию, самосохранению, самосовершенствованию  и размножению.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень  материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость  как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в  виде возбуждения и ответной избирательной  реакции. Избирательность - это реакция  в соответствии с потребностями  организма, это использование благоприятных  факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

У растений это  проявляется в направленности их роста в результате воздействия  односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного  притяжения. Это проявляется в  движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению  к благоприятным воздействиям внешних  факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под  воздействием света (солнца) формируются  годичные кольца, запечатлевается радиоактивное  воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.

В этом суть избирательной  реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные  раздражители в соответствии с потребностями  организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения  появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная  нервная система). Эта форма отражения  заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних  факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать  это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения  наиболее типично проявляется в  безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это  врожденные акты поведения неосознанного  характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются  они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:

пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание  и заготовка кормов и др.);

защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);

половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);

родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно  или многократно повторяющемся  воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс  на звонок - биологически нейтральный  фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым  фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;

в) психическое  отражение высших животных. Эта форма  присуща высшим животным, имеющим  центральную нервную систему  и осуществляющим высшую нервную  деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения  в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представ- лений.

Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система  высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под воздействием внешних  факторов сформировались органы чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также то, что сформировались большие полушария мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют воздействие неоформленных и оформленных факторов среды, но под их воздействием в мозгу возникают соответствующие ощущения - зрительные, слуховые, осязательные и др. Более того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием по команде ищет мяч, с которым она привыкла играть, несет тапки хозяину или другим членам семьи и т.д.). У этих животных возникает и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают впрок ветки, прокладывают каналы для транспортировки ветвей, строительного материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить одними лишь инстинктами. Это свидетельство довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи  свойственны две основные формы  отражения:

а) чувственная  форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и  у животных, но носящих у них  неосознанный характер;

б) теоретическая  форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая  у животных.

Учитывая, что физиологическая  основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает  необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению  высшей формы отражения - сознанию человека.

 

3.Природа  и сущность сознания. Сознание  как свойство единства биологического  и социального.

Сознание – это  вторая после материи предельно  широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек  есть тайна. Столь же таинственно  сознание человека. И сегодня, когда  человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.

В трактовке сознания существовали и существуют различные  точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный  идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).

Материализм исходит  из того, что материя первична, а  сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание - это функция мозга, отражение внешнего мира.

Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью  функция мозга, сущность которой  заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении  действительности в виде идеальных  образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения  человека, его взаимоотношений с  природной и общественной средой.

Структура сознания:

1. Вся совокупность  приобретенных человеком знаний  о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные  элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные  элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.

5. Самосознание  – это знание самого себя, ориентированность  на отражение и осмысление  своих внутренних чувств, интересов,  мотивов поведения, действий и  т.д. Здесь внутренний мир человека  выступает объектом его собственного  познания. Благодаря самосознанию  человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

Информация о работе Проблема сознания в философии