Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:25, реферат
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
1.Постановка и решение проблемы сознания в истории философии.
2. Сознание как форма отражения реальности. Природа отражения. Эволюция форм отражения.
3.Природа и сущность сознания. Сознание как свойство единства биологического и социального.
4. Структура сознания. Функции сознания.
5. Моделирование мышления в кибернетических системах. Человек и компьютер: проблема диалога.
Итак, рассматривая
генетические предпосылки сознания,
следует выделять "отражение"
как всеобщее свойство материи, связанное
с потенциальной информацией, заключенной
в эффектах материального взаимодействия,
и информационное взаимодействие (актуальное
или информационное "отражение"),
появляющееся на стадии живой природы.
В информационном взаимодействии выделяются
такие его виды, как раздражимость
простейших одноклеточных животных
и растений, возбудимость нервных
тканей при регуляции
Типы и уровни информационного взаимодействия
Генетически исходной
формой информационного
Следующий этап в
развитии форм использования информации
в живой природе заключается
в появлении чувствительности (способности
к ощущению). Если раздражимость
присуща и растениям, то ощущение
- форма отражения, специфичная для
животного мира. Оно появляется уже
на уровне простейших животных и предполагает
способность реагировать не только
непосредственно на факторы внешней
среды, имеющие биологическое значение
для организма, но и на биологически
нейтральные для организма
Эволюция информационного взаимодействия в живой природе в этом случае связана с формированием особой материальной структуры, ответственной за отражение, - нервной ткани, развивающейся в сложные нервные системы.
На основе нервной
системы и развивается в
Усваивая поступающую в ходе взаимодействия с внешней средой информацию с точки зрения решения задачи, которая обусловливается внутренней программой, организм строит подвижную нейродинамическую "модель потребного будущего" - термин, введенный отечественным ученым Н. А. Бернш-тейном.
Вклад современной
нейрофизиологии в выявление
естественных оснований внутренней
активности организма в процессах
отражения, возможностей реализации организмами,
обладающими нервной системой, некоторых
внутренних целей, установок, потребностей,
имеет большое философское
Информационное взаимодействие у живых существ, обладающих нервной системой, - это прежде всего активная внутренняя работа по формированию схемы поведения. Эта работа, естественно, стимулируется, вызывается, направляется, корректируется реальным контактом с внешней средой. Она невозможна без постоянных материальных взаимодействий с окружающим миром. Однако нельзя понять механизмы информационного взаимодействия (и самое важное - его результаты, которые получают свое выражение в реальных актах действия, поведения), ограничиваясь только рассмотрением внешних факторов воздействия на живое существо. Чем выше на лестнице эволюции стоит живое существо, тем в большей степени эффект воздействия на него внешних факторов опосредствуется внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по отношению к окружающей ситуации. Информационное взаимодействие включает в себя сложное единство - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
Сущность психического
Диалектика внутренней
активности и внешнего воздействия,
присущая всякому информационному
взаимодействию в живой природе,
получает свое развернутое выражение
на стадии психики. Сразу же заметим,
что психика возможна только у
развитых живых существ, обладающих
достаточно сложной нервной системой.
Иными словами, где есть психика,
там обязательно должна быть нервная
система. Однако обратное утверждение
неверно - существование нервной
системы и соответственно механизмов
нейрофизиологического
Вопрос же об объективных критериях психического достаточно сложен, он вызывал и вызывает серьезные дискуссии. При всех возможных позициях в ответах на этот вопрос ясно, что само основание таких объективных критериев следует искать в том типе решения жизненных задач, для которого необходимы формы психики. Прежде всего следует подчеркнуть, что информационное взаимодействие у живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому типу относятся такие ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение этих задач осуществляется автоматизированно, на основе "закодированных" в нервной системе схем регуляции работы внутренних органов и внешнего поведения. К числу таких ситуаций относится автоматическая регуляция жизненных процессов - дыхания, теплообмена со средой, пищеварения и других, автоматическая регуляция внешних движений - ходьбы, манипуляций руками, вообще осуществление всех тех движений, которые основаны на выработанных в процессе жизни навыках. Подобного рода регуляция основывается на мобилизации уже сформированных программ действий. Заметим, что регуляция такого типа у живых существ в принципе ничем не отличается от "технического отражения" во всякого рода саморегулирующихся, самонастраивающихся технических системах. Различие лишь в том, что исходные базисные программы формируются в последнем случае не в процессе естественной эволюции, а закладываются в техническое устройство человеком.
Однако сплошь и рядом живое существо вынуждено решать такие задачи, когда уже имеющиеся ресурсы регуляции взаимоотношения с окружающей средой оказываются недостаточными, автоматизмы прошлого видового и индивидуального опыта не срабатывают и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения стоящей перед ним задачи. В такого рода ситуациях, когда автоматических действий для решения жизненных задач становится недостаточно, живое существо вынуждено задерживать автоматическое реагирование и переходить к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности по отношению к реальным объектам.
Разумеется, это
обследование предполагает активную мобилизацию
всех имеющихся ресурсов взаимоотношения
со средой, всего накопленного опыта
отражения и основанных на нем
автоматизмов - иными словами, активную
внутреннюю работу. Но сама эта внутренняя
работа стимулируется и направляется
обследованием реальных ситуаций, предполагающих
активный поиск и ориентировку. Скажем,
строя маршрут своего движения в
незнакомой местности, мы опираемся
на какие-то имеющиеся навыки, стереотипы,
автоматизмы, однако главным, направляющим
является обследование реальной ситуации,
наметка каких-то возможных схем
движения. Впоследствии, когда этот
маршрут уже отработан, движение
по нему может быть доведено до автоматизма,
стать стереотипом, но первое построение
его схемы обязательно
Эта ориентировочная
деятельность по обследованию реальной
объективной ситуации и является
основой психических форм регуляции
поведения и возникновения
Именно благодаря
этому психический образ и
является образом, схемой предстоящей
живому существу действительности, а
не просто результатом мобилизации
внутренних регулятивных ресурсов. Нельзя
поэтому сводить психический
образ к нейродинамической
Определяющее основание
для построения образа в процессе
ориентировочной деятельности лежит
во внешней действительности, и поэтому
образ есть результат отношения,
взаимодействия его носителя с внешним
миром. В процессе этого взаимодействия,
которое всегда предполагает некоторые
поисковые движения в этом внешнем
мире, живое существо, выступающее
как субъект психического отражения,
вырабатывает определенную схему решения
жизненной задачи, связанную с
ориентацией и с построением
определенного типа движения во внешнем
мире. Эта схема движения и представляет
собой содержание образа. Данная схема,
скажем маршрут намечаемого пути
движения к требуемой точке, движение
к которой выступает как
Итак, психический
образ строится живым существом
в процессе активного взаимодействия
с внешним миром и по своему
содержанию является отражением свойств,
связей и отношений внешнего мира,
освоенных субъектом психики
в процессе взаимодействия с миром.
Образ не есть результат пассивного
созерцания, фиксации, регистрации
действительности. Он формируется в
процессе активной поисковой, ориентировочной
деятельности во внешнем мире, и
показателем, критерием его наличия
у живого существа является способность
этого живого существа совершать
определенные действия по отношению
к внешнему миру, решая тем самым
свои жизненные задачи, добиваясь
своих жизненных целей. Схема
действия во внешнем мире, если угодно,
траектория движения во внешнем мире,
представляющая собой содержание образа,
закрепляется, "кодируется" при
этом в нейродинамических
Психический образ
в этом смысле представляет собой
именно способность живого существа
как субъекта поведения, и эта
способность выступает как
Характеристика образа как схемы, программы будущего поведения, как способности "преднастройки" к действию позволяет понять и такое важное свойство образа, как его идеальность. Прежде всего надо подчеркнуть, что идеальность является лишь одним из свойств образа, а именно таким свойством, которое характеризует содержание образа, то есть того отображения действительности, которое произведено в образе. Зададимся вопросом: что означает существование содержания образа как определенного отображения действительности? Это, очевидно, не объективно реальное существование. Образ вещи, которую я хочу изготовить, образ пути, который я хочу проделать, - это не объективно существующая вещь, не объективно проделанный путь. Однако и вещь и намеченный путь идеально существуют в образе, и эта ситуация их идеального существования, несомненно, отличается от той ситуации, когда соответствующих идеальных образов нет.