Проблемы речи в трудах Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 16:21, реферат

Описание

Античный период по отношению к изучению речевых процессов можно определить как зарождение первоначальных представлений о речи и речевой деятельности, многие из которых возникали в рамках философии и носили сугубо умозрительный характер. Вместе с тем в ряде научных регионов был накоплен большой эмпирический материал, который осмысливался теоретически (например, риторские школы); проводились и своеобразные эксперименты (например, Аристотелем и другими философами).

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

I Аристотель-трактовка слова и речи…………………………………...8

II. Основы языковой теории Аристотеля………………………………12

II.1 Деление частей речи в книге “Об истолковании”…………...14

II.2 Категории………………………………………………………18

II.3 Деление частей речи в “Поэтике”…………………………….23

Заключение……………………………………………………………...26

Список используемой литературы…………………………………….28

Приложение

Работа состоит из  1 файл

реферат об Аристотеле.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М.А. ШОЛОХОВА 

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ 

Проблемы  речи в трудах Аристотеля

Реферат 
 
 
 
 
 

             
 
 

                                                                                                                                                   Выполнила

 студентка  V курса

заочного  отделения

Дюкарева  Наталья Геннадьевна

Москва, 2011 
 

Содержание:

 Введение………………………………………………………………….3

I Аристотель-трактовка слова и речи…………………………………...8

    II. Основы языковой теории Аристотеля………………………………12

        II.1 Деление частей речи в книге “Об истолковании”…………...14

        II.2 Категории………………………………………………………18

        II.3 Деление частей речи в “Поэтике”…………………………….23

 Заключение……………………………………………………………...26

 Список используемой литературы…………………………………….28

Приложение 1……………………………………………………………29

Приложение 2……………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Античный  период по отношению к изучению речевых процессов можно определить как зарождение первоначальных представлений о речи и речевой деятельности, многие из которых возникали в рамках философии и носили сугубо умозрительный характер. Вместе с тем в ряде научных регионов был накоплен большой эмпирический материал, который осмысливался теоретически (например, риторские школы); проводились и своеобразные эксперименты (например, Аристотелем и другими философами).

    Речь  как процесс интересовала людей с древнейших времен. Так, в египетском «Памятнике мемфисской теологии» (IV тысячелетие до н. э.) говорится о том, что «язык повторяет то, что замыслено сердцем», т. е. с современных позиций утверждается, что язык связан с психикой, является ее продуктом.

    В «теории наименования», которая  доминировала в античный период (в  греко-латинском регионе), речь рассматривалась  как процесс говорения.

      Вместе с тем утверждалось, что  речь всегда вызывает некое  (ответное) действие или отношение  (вещей, явлений или людей друг с другом).

    Известный древнегреческий философ и общественный деятель Демокрит (V в. до н. э.) считал, что язык служит для деятельности и общения и, будучи символическим  явлением, выступает средством выражения  действительности.

    Великий философ Древнего мира Платон (427–347 до н. э.) рассматривает речь как деятельность, порождение сознания человека. Например, в книге-диалоге «Кратил» он указывает: «А говорить – не есть ли одно из действий?» Платон считает, что имя (слово) – это «...орудие обучения и распределения сущностей». Философ ставит вопрос о роли личности («творца имен», «законодателя» речи) в процессе наименования. Назначение речи, по Платону, состоит в передаче содержания. «Речь, когда она есть, – пишет Платон, – необходимо должна быть речью о чем-либо: ведь речь ни о чем невозможна». Однако по его мнению «не из имен (слов-обозначений. – Прим. авт.) нужно изучать и исследовать вещи, но гораздо скорее из них самих».Речь есть не просто наименование, но «достижение чего-то» при «сплетении глаголов с именами». Платон, пожалуй, первым обсуждает взаимоотношения между мышлением (психикой) и речью, показывая сложный характер этих взаимоотношений. Он полагает, что мышление – это «рассуждение, которое душа ведет сама с собою о том, что она наблюдает». Когда же она, «уловив что-то, определяет это и более не колеблется – тогда мы считаем это мнением. Так что иметь мнение – значит рассуждать, а мнение – это словесное выражение, но без участия голоса и обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча». Во время размышления с самим собою, пишет Платон, «наша душа походит  на своего рода книгу». «Память, направленная на то же, на что направлены ощущения и связанные с этими ощущениями впечатления, кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующие речи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получается истинное мнение и истинные речи». Как видим, Платон не только ставит, но и пытается найти решение основополагающих проблем речевой деятельности, проблем, которые и сейчас волнуют умы ученых.

    Выдающийся  философ Древней Греции, учитель  и духовный наставник Александра Македонского, Аристотель (384–322 до н. э.) создает развернутую систему  представлений о речи, оказавшую  большое влияние на ее исследование в течение многих последующих веков. В своих трудах Аристотель подчеркивает, что речь – это знаковое явление. В деятельности человека выстраивается отношение: предметы – представления – знаки (знаки языка). Согласно Аристотелю, то, что отражено в звукосочетаниях, – «это знаки представлений в душе, а письмена – знаки того, что в звукосочетаниях». Аристотель впервые при изучении речи применил эксперимент. Он сравнил строение и функцию звукообразующих аппаратов у человека и животных. «Всякая речь, – утверждает Аристотель, – что-то обозначает, но не как естественное орудие, а в силу соглашения». Философ обращает внимание на коммуникативный характер речи. Человек обладает чувствами «не ради существования, а ради блага слухом, чтобы ему самому было что-то сообщено, а речью – чтобы сообщать что-то другим». Речь предназначена для выражения отношений, связей. «Из того, что говорится, – подчеркивает Аристотель, – одно говорится в связи, другое – без связи. Одно в связи, например: „человек бежит“, „человек побеждает“; другое без связи, например: „человек“, „бык“, „бежит“, „побеждает“. «Высказывание есть высказывание чего-то о чем-то». Поэтому структуру речевого высказывания составляют субъект и предикат. Аристотель рассматривает отношения индивидуального и общего в речи и психике, указывая, в частности, на общность представлений у всех людей, что позднее утверждали авторы т. н. универсальных (философских, «рациональных») грамматик. «Подобно тому как письмена не одни и те же у всех [людей], – пишет Аристотель, – так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления». Аристотель устанавливает 10 категорий, которые в дальнейшем послужили основанием для соотнесения их с определенными частями речи. По этому поводу он пишет: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или „сколько“, или „какое“, или „по отношению к чему-то“, или „где“, или „когда“, или „находиться в каком-то положении“, или „обладать“, или „действовать“, или „претерпевать“. Но каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их». Вместе с тем Аристотель говорил о несовпадении суждения как логической категории и предложения как категории грамматической. Понимая речь как деятельность, Аристотель подчеркивал ее функциональный и многоформный характер, ее связь с целями деятельности и ситуациями, в которых деятельность протекает («соблюдение уместности» слога и средств речи). В частности, среди «оборотов» речи он выделял: утверждение, отрицание, вопрос, приказание, мольбу, рассказ, угрозу, ответ и др. Древнегреческий философ Хрисипп (III в. до н. э.) и другие стоики задолго до постулирования современными учеными трехсторонности знака говорили о необходимой связи означаемого, означающего и объекта.

    Индийский ученый Бхартхари (I в. н. э.) утверждал, что предложение – основа языка, потому что оно выражает мысль; предложение  неделимо, поскольку передает единую мысль. Представления, высказанные Бхартхари и некоторыми другими учеными античности и следующих эпох о доминировании в речи «больших (языковых) конструкций», оказались весьма плодотворными и в наше время.

    В задачи «грамматического искусства» – одного из направлений в области изучения языка (речи) в школах Риторики — входило, в частности, формирование у человека правильного (т. е. должного, нормативного) употребления речи и приобретение с ее помощью необходимых знаний. Из анализа систем «риторики», которые были очень развиты в античный период, можно заключить, что речь понималась, пользуясь современным языком, как био-психо-социальное единство. Основными составляющими (понятиями) риторики были «этос», «логос», «пафос». Этос определялся как этическая, нравственная позиция человека, который воздействует на других людей. Логос — это конкретная, значимая мысль которая с точки зрения говорящего должна воздействовать на собеседников (коммуникантов). Пафос — форма выражения, которая соответствует цели и ситуации говорения (общения). Эти составляющие (этос, логос, пафос) должны присутствовать в речевых высказываниях говорящего на протяжении всего процесса речи. Риторы (учителя риторики) формировали речь не как замкнутое в себе явление, но в связи с задачами неречевой (прежде всего общественной) деятельности и в разных ситуациях речевой коммуникации. Вместе с тем речь рассматривалась как целостное и многоформное образование (как взаимосвязанное единство прежде всего устной и кинетической – жестово-пантомимической – речи).

    Во  всех системах риторики обращалось внимание на последовательность этапов построения речевого высказывания. Так, занятия  начинались с упражнений в «умственной  речи»; иначе говоря, формировались, с точки зрения современных психолингвистических представлений, «смыслы-значения» («семантические компоненты») предстоящих высказываний, осуществлялось их планирование. Затем отрабатывались просодические компоненты речи и прежде всего – мелодические (интонационные), которые, как известно, тесно связаны с семантическими и синтаксическими. Совместно с ними отрабатывались «артикуляторные компоненты» (речевое дыхание, голос, собственно артикуляция). Занятия завершались тренировкой разных форм речи в разных формах деятельности и в разных ситуациях коммуникации. Как видим, уже в античной риторике фактически проявлялись современные представления об основных составляющих речевого процесса.

    Процессы  речеобразования косвенно исследовались  и обсуждались и при анализе  патологии речи. Некоторые античные ученые обращали внимание на расстройство механизмов речевых процессов, точнее, на причины, провоцирующие расстройство этих механизмов (Аристотель, Целий Аврелиан, Авл Корнелий Цельс, Гехизий и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Аристотель- трактовка слова и речи

      Аристотель, величайший из древнегреческих  философов, ученик и в то  же время противник Платона,  родился в 384 г. до н. э.  в Стагире. В семнадцатилетнем  возрасте Аристотель приезжает  в. Афины, где становится учеником  Платона. В его Академии он  пробыл до смерти учителя. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. Через некоторое время Аристотель возвращается в Афины и создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название "перипатетической", а принадлежащие к ней - "перипатетиков". Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в "безбожии", поскольку политических оснований ему не могли предъявить. Он вынужден покинуть Афины и летом 322 г. он умирает.

    Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель создал большое количество трудов в самых  разных областях знаний. Тематически  его труды можно разделить  на:

     1. Логические труды  ("Органон") : "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" первая и вторая, "Топика", "О софистических опровержениях".

2. Философия  природы: "Физика", или "Лекции  по физике", в 8-ми кн.,

3. Психология.

Информация о работе Проблемы речи в трудах Аристотеля