Проблемы речи в трудах Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 16:21, реферат

Описание

Античный период по отношению к изучению речевых процессов можно определить как зарождение первоначальных представлений о речи и речевой деятельности, многие из которых возникали в рамках философии и носили сугубо умозрительный характер. Вместе с тем в ряде научных регионов был накоплен большой эмпирический материал, который осмысливался теоретически (например, риторские школы); проводились и своеобразные эксперименты (например, Аристотелем и другими философами).

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

I Аристотель-трактовка слова и речи…………………………………...8

II. Основы языковой теории Аристотеля………………………………12

II.1 Деление частей речи в книге “Об истолковании”…………...14

II.2 Категории………………………………………………………18

II.3 Деление частей речи в “Поэтике”…………………………….23

Заключение……………………………………………………………...26

Список используемой литературы…………………………………….28

Приложение

Работа состоит из  1 файл

реферат об Аристотеле.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, к тем критериям, на основе которых были выделены части речи в трактате “Об истолковании”, здесь добавлен критерий делимости/ неделимости, а также подробно рассмотрены незначащие части речи, исключены неопределенные имя и глагол, отсутствует выделение высказывания и различение утверждающих и отрицающих высказываний. Обе классификации взаимно дополняют друг друга и восходят к общим основаниям философии Аристотеля. Так, например, критерий делимости/неделимости относится к внешней, материальной стороне слова как знака, а наличие/отсутствие значения- к его формальной стороне. Сущность знака в том, чтобы обладать значением, поэтому значение и определяет форму знака. Материальная же его часть может быть различной: в словах- это звуки или буквы (в античности часто не различали специально звук и букву, обозначающую этот звук): “…звуки речи у слогов, материал изделий- все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят”.

    Помимо  этой собственно теоретической части, составляющей содержание 20-й главы  “Поэтики”, в 21-ой главе содержатся некоторые результаты наблюдения Аристотеля и над особенностями речи, нужными уже более поэтам, чем диалектикам: так, имена делятся Стагиритом, во-первых, на простые и составные, во-вторых, на общеупотребительные, редкие, переносные, украшательные, сочиненные, удлиненные, укороченные и измененные. Имена также разделяются по роду на мужски, женские и средние, как у Протагора. 22-ая глава “Поэтики” посвящена достоинствам речи, каковых Аристотель усматривает два: “быть ясной и не быть низкой”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Таковы  основоположения аристотелевского учения о речи, изложенного в “Об истолковании” и “Поэтике”. Аристотель во многом продолжает ту линию, которая была намечена его учителем, пытаясь, тем не менее, встроить учение о речи в свою собственную философскую систему. Так, если у Платона исследования имен и частей речи производились под явным влиянием его учения об идеях, о соотношении бытия и небытия и проч., то для Аристотеля такую же методологическую роль выполняют различение бытия в возможности и бытия в действительности, материи и формы, а также другие существенные положения его доктрины.

    Можно сказать, что учение о речи составляет достаточно важный компонент философии  Аристотеля; но, несмотря на обилие у него непосредственных и опосредованных обращений к анализу языковых форм, следует еще раз подчеркнуть, что философ не усматривал в языке самостоятельной ценности, считая его прежде всего средством; именно поэтому его учение о речи и составляет лишь элемент его диалектики, поэтики и риторики, т.е. тех искусств, которые имеют к речи непосредственное отношение, и излагает Аристотель это учение, подчиняя его своим главенствующим целям.

    Несмотря  на то, что учение о речи составляет лишь элемент указанных наук, но этот элемент- необходимый, поскольку и сама речь составляет необходимое условие всякого познания. Но при этом, продолжая в общем-то развивать тот инструментальный взгляд на природу речи, который впервые был обозначен софистами, в отношении приложения речи Аристотель занимает прямо противоположную позицию. Если Протагор пытался заменить словесным анализом анализ самих вещей, что и позволило ему добиться известного универсализма своего метода, то Аристотель предпочитал (по крайней мере, на словах) обратное движение- от вещей к словам и в восходящей к элеатам триаде вещь- мысль- слово; особенно выделял первый компонент, подчиняя ему остальные.

    Учение  Аристотеля развивалось его последователями- перипатетиками, диалектика которых  принимает более формальный, т.е. менее связанный с онтологией, характер, а также частично было воспринято диалектиками других школ. В одноименных сочинениях Теофраста и Евдема “О словах” или “О словесных выражениях” анализируются различные софизмы “от оборотов речи”, а попутно излагаются и начала языковой теории. В книге Теофраста “Об утверждениях”  развиваются положения из трактата “Об истолковании”. Ему же принадлежит и книга “Об элементах речи”, продолжающая ту линию исследования частей речи, которая намечена в двадцатой главе “Поэтики” и первых главах “Об истолковании”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Таблица соответствия категорий  формам речи по А. Тренделенбургу

Сущность Имя существительное
Качество Имя прилагательное
Количество Имя числительное
Отношение Сравнительная степень прилагательных и наречий, нуждающихся в дополнении
Место и время Наречия места  и времени
Действие  и страдание Глаголы действительного  и страдательного залога
Положение Непереходные  глаголы
Обладание Особенность перфекта глаголов страдательного залога в греческом  языке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 

Информация о работе Проблемы речи в трудах Аристотеля