Религиозная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности и характерные черты русской религиозной философии..4

2. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве……………………………………………………………….18

3. Проблема свободы, личности и творчества в философии Н.А. Бердяева…………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..31

Задание............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 59.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности и характерные черты русской религиозной философии..4

2. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве……………………………………………………………….18

3. Проблема свободы, личности и творчества в философии Н.А. Бердяева…………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………29

Список  литературы……………………………………………………………..31

Задание............................................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Сегодня в современном нам обществе мы  пытаемся  восстановить  ценность

свободы личности, которая формально воспринимается нами  как  одно  из  прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще  употребляется  в средствах  массовой  информации,  в   выступлениях   политических   лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый  в это  понятие  разными  людьми,   различен,   зачастую   предлагаются   самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но  при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

    Свобода  как  одна  из  основных  философских  категорий   характеризует

сущность  человека и его  существование.  В  истории  философской  мысли  это понятие прошло длительную эволюцию -  от  “отрицательной”  (свобода  от)  до “положительной” (свобода для) трактовки. Философия  свободы  была  предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса,  Бердяева и Соловьева.  Диапазон  понимания  этого  понятия  чрезвычайно  широк  -  от полного  отрицания  самой  возможности  свободного  выбора  (  в  концепциях бихевиоризма) до обоснования “бегства от  свободы”  (Э.  Фромм)  в  условиях современного цивилизованного общества.

    Представление свободы как “осознанной  необходимости”,  на  мой  взгляд,

ведет к тому, что человек уподобляется физическим  предметам,  подчиняющимся только  неумолимым   законам   природы.   Только   понимание   свободы   как потенциальной способности человека к  свободному  выбору  альтернативы,  как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими  представлениями  и желаниями,  а  не  вследствие  внутреннего  или  внешнего  принуждения  дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком  самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для  меня  первичнее  идеи совершенства, потому что  нельзя  принять  принудительного,  насильственного совершенства”. Возможно именно  поэтому  нам  сегодня  интересна  его  точка зрения как одного из выдающихся русских  философов,  который  еще  в  первой половине нашего века выделил тему свободы личности как центральную  проблему философской мысли и предложил пути ее решения. 

  1. Особенности и характерные  черты русской  религиозной философии.
 

       Философская мысль в России  начинает зарождаться в ХI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский  митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию,  обосновывающую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие  русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным, в этом смысле, является созданное во времена правления Василия III  учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».

       Оригинальные поиски русской  философской  мысли  продолжались  на протяжении ХVI - ХVIII вв. Эти  поиски проходили в атмосфере  противоборства двух тенденций.  Первая акцентировала  внимание  на самобытности русской мысли  и связывала эту самобытность  с неповторимым своеобразием  русской духовной жизни. Вторая  же тенденция выражала стремление  вписать Россию в процесс развития  Европейской культуры. Представители  этой тенденции считали, что  поскольку Россия встала на  путь развития позже других  стран  Европы, то она должна  учиться у Запада и пройти  тот же исторический путь.

Наиболее  четкое теоретическое и  общественно-политическое оформление эти две тенденции  получили в 40 - 60-х гг. ХIХ в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую - западники. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители  и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен .

    Славянофильство как одно из главных направлений  политической и философской мысли  ХIХ в. оставило заметный след в духовной истории страны. Славянофилы создали социологическую и философскую концепции, в которых придали своеобразную форму  русскому  национальному самосознанию. Они поставили проблемы России и Запада, особого пути России, общины и государства,  положили  основание русской религиозно-идеалистической философии второй половины  XIX в.

Главная фокусирующая задача славянофильства  заключена в поисках места  культуры русского народа в системе  культур  Запада  и Востока. В  ответ на нигилизм Чаадаева и космополитизм  западников  славянофилы  утверждали,  что  русская  история,  социальные структуры, быт, национальное сознание, т. е. вся культура, не должны подводиться  под другие, неадекватные ей модели. Она  обладает собственными жизненными ценностями и собственными перспективами.

    Немало  пищи для размышлений русского человека о своем национальном достоинстве  давала и область политических отношений, сложившихся после смерти Петра  I. Превращение дома Романовых в немецкую династию, бироновщина, гольш-тинцы, откровенные симпатии  Петра III и Павла I к пруссачеству, подчинение ими внешней политики династическим интересам, офранцуживание дворянства -  таковы факты свидетельствующие о существовании многих причин, болезненно затрагивающих русское национальное чувство.

    Сильное возбуждение чувства национальности у многих европейских народов  было вызвано наполеоновскими войнами. Для  России  в этом смысле решающее значение имела война 1812 г., которая  всколыхнула народную энергию и заставила передовых людей того времени по-новому взглянуть на историческую роль русского народа и международное значение России. С этого времени понятие  «народность» прочно входит в русскую литературу и общественную мысль.

    Конечно, перечисленные выше факты не могут  толковаться как система или  идеология славянофильского типа. Но они заключают в себе много  моментов, послуживших известной  почвой, на которую опирались славянофилы  при выработке своей  историко-социологической  концепции и особенно своего взгляда  на историю России. Идеология славянофильства  претерпела известную эволюцию. На  30-е и начало 40-х годов падает становление политической и философско-социологической  теории старших представителей  славянофильства - А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, заложивших основы этого  учения. Они сохраняют руководящее  положение в кружке вплоть  до 60-х годов. В 40-е и 50-е годы славянофилы  оформляются в группу единомышленников, ставшую значительной силой в  идейной  борьбе. В это время  вокруг Хомякова и И. Киреевского  объединяются братья Аксаковы, Самарин, П. Киреевский,  Кошелев  и  другие  менее влиятельные лица. После  крестьянской реформы 1861 г., которая  по-новому поставила все  общественные  вопросы,  славянофильство переживает упадок и постепенно утрачивает былую  общественную значимость. В качестве главных деятелей пореформенного славянофильства  наряду с И. Аксаковым, Самариным  и Кошелевым выступают новые  деятели: Ап. Григорьев, П.  Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев. К ним  примыкает Ф. М. Достоевский и  отчасти Вл. Соловьев. 

    Первоначальную  философскую подготовку лидеры славянофильства  Хомяков и И. Киреевский получили в  кружке  московских  любомудров.  Идеализм  Шеллинга соответствовал их образу мышления, сложившемуся в  результате религиозного домашнего  воспитания.  Позже  ими  была  использована «философия откровения»  для обоснования примата веры над знанием и несостоятельности  рационального мышления.  Система  позднего Шеллинга и сочинения византийских богословов составили главные  теоретические  источники  философии  славянофилов. 

    Славянофильство оставило следы не только в консервативных и религиозно-идеалистических учениях  второй половины ХIХ в. По крайней мере, три пункта историко-социологической концепции славянофилов были использованы и получили - иное звучание в  идеологи  и  русской революционной демократии второй половины ХIХ в., а именно: община как социально-эконо-мическая форма  народного  бытия,  особый путь России - идея, возникшая из факта ее отсталости, и отрицание государственности, явившее собой форму протеста против самодержавного деспотизма.

    Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское  направление в общественной мысли  России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и  культурной  самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении  решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот  «русский дух», который создал русскую  землю в ее бесконечном объеме».

    Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) был, по определению  Герцена, «Ильей Муромцем славянофильства».

    Все современники - единомышленники и  противники - отмечали огромные познания Хомякова, редкую начитанность, полемический талант и ведущую  роль  в выработке  славянофильской идеологии. Герцен, не раз имевший случай померяться силами с Хомяковым в жарких  спорах,  происходивших в московских салонах, дал ему следующую характеристику: «Ум сильный, подвижный, богатый  средствами  и  неразборчивый  на них, богатый памятью и быстрым  соображением, он горячо и неутомимо  проспорил всю свою жизнь». Это  был «действительно  опасный противник; закалившийся бретер диалектики, он пользовался  малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие богородицу, спал вооруженный.  Во  всякое  время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете - от  казуистики  византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста. Но главной чертой этой личности была глубокая религиозность. На все он смотрел глазами православного христианина. Ю. Ф. Самарин в предисловии ко второму тому сочинений Хомякова так  и  писал:  «Хомяков жил в церкви». Через призму православной догматики преломлялось у него решение всех коренных практических и теоретических  вопросов.

    Религиозным духом пронизана его историко-социологическая  концепция, которая занимает едва ли не центральное место в работах  Хомякова. Она всецело подчинена  основной для славянофилов проблеме коренного различия исторических путей  России и  Запада и доказательству самобытной исключительности русского народа, что выводилось из неодинаковости внутренних «начал» русской и  западноевропейской жизни. За «начала» принимались формы религиозного мировоззрения: в первом случае - православие  как  истинное христианство, во втором - католицизм, в котором, по его убеждению, учение Христа подверглось искажению. Религия рассматривается не только как движущая сила, но и как фактор, определяющий общественное и государственное  устройство,  народный  быт,  мораль, склад характера и мышление народов.

    Для обоснования своих выводов Хомяков  обращается к теоретическим и  историческим  аргументам, прослеживая  историю западноевропейских, славянских, особенно русского, народов с древнейших времен. При этом истоки современной  жизни он пытается отыскать в библейских легендах о «первой общине», «ноевом  ковчеге», «деяниях Хама» и  т.  д.,  находя еще там зачатки  будущих конфессиональных направлений.

    Первыми древними государствами, принявшими христианское вероучение, были Греция и Рим. В  духовном облике греков, несмотря на многобожие, носившее земной характер, и  отрицательную  роль  философии, которая принимала «все сущее за необходимо сущее», все-таки преобладали «внутренняя духовность» и внутренняя свобода  человека. Поэтому Древняя Греция приняла учение Христа в чистоте, передав его в таком виде Византии. Византия погибла,  но  успела  освятить Русь, в чем и состоит ее великая историческая роль. Другая линия, по которой шло развитие, берет начало от  древних  римлян, которые не знали религии как богопознания. Для них верховным божеством было государство и право, а  христианство,  возведенное в ранг государственной религии, было подчинено земным целям.

    В германском мире  западное  христианство  подверглось  еще большим искажениям в духе юридического формализма и  логического рационализма. Нарушение  символа веры на Западе повело за  собой разделение церквей на католическую и православную и к разъединению путей Востока и Запада.

    В Западной Европе все более  и  более развертывалась внутренняя борьба, ставшая главной чертой ее истории. Начало этой борьбе положила сама католическая  церковь стремлением пап к  светской власти, организацией военно-монашеских орденов, крестовыми похода ми, насильственным насаждением католицизма. Возникшее  протестантство только обострило внутреннюю борьбу, а реформация еще больше усилила односторонне рассудочный  характер западного просвещения, что  привело к полному безбожию. Гегель довел до последней  крайности  логический  рационализм и подготовил материализм, распространение которого  свидетельствует  об  окончательном  падении  Запада  в  социальном  и культурном отношениях. Результатом  духовного краха европейских  народов являются революции конца  ХVIII  и первой  половины  ХIХ столетий. Иначе, по мнению Хомякова, протекала история России, которая подвергается им предельной идеализации. Славян он  выводит от древней иранской народности - вендов, от которых они унаследовали высокую духовность, нравственную чистоту  и  поклонение свободно творящему божеству. Славяне отличались кротостью, жили свободными общинами; им были чужды стремления к захвату и подчинению других народов, жажда власти  и аристократизм. В конце Х в. «мирной проповедью», без насилия на Руси было принято христианство как вера, близкая духовному складу русского народа. 

Информация о работе Религиозная философия