Религиозная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности и характерные черты русской религиозной философии..4

2. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве……………………………………………………………….18

3. Проблема свободы, личности и творчества в философии Н.А. Бердяева…………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..31

Задание............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 59.12 Кб (Скачать документ)

    Собственная философская концепция Хомякова немногосложна. Творцом и источником мира утверждается им  разумная  воля,  или, иначе, «волящий разум». Мыслящий разум потому наделяется атрибутом  воли, что, по мнению Хомякова, разумность еще  не  содержит в себе необходимости; мыслимость - это только возможность; для ее реализации в действительность нужна воля, которая  воплощает  мысли бога в действительность. «Воля, - писал он, - это последнее слово  для сознания, так же как оно  первое  для  действительности». Воля абсолютно свободна. Свобода - понятие отрицательное, возникающее  путем отрицания внешнего принуждения. Положительна только воля, в своем  движении творящая мир. Она исключает  всякую  необходимость  и  воплощает  мысли  бога  в действительность. Следовательно, «волящий разум» творит мир предметный и человека. Предметы и явления сами для себя  случайны, но разумны в отношении к «волящему  разуму» и существуют по его законам. Разумность мира, выводимая из бога,  совершенно  сближает философию  Хомякова с религиозным догматом о промысле божием.

    В таком же духе выдержан взгляд Хомякова на человека.

В его  сочинениях прямо утверждается, что  человек создан по образу и подобию  самого бога, а смысл его жизни -  в  стремлении к божеству путем  познания и самосовершенствования. Человек изначально наделен волей, рассудком и верой, что в совокупности составляет так называемый «целостный» разум. Воля как одна из функций человеческого разума составляет только частицу  божественной воли. Поэтому человек остается существом ограниченным и в своих действиях подчинен верховной силе. В рассудке  сосредоточена логическая способность, которая необходима для обработки познавательного материала, но истина открывается только «целостному разуму» внутри себя. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в  познаваемую  истину.  Поэтому  главная задача, стоящая перед философией, как формулирует ее Хомяков, состоит в том, чтобы разум поднять до уровня веры, хотя вполне они не могут сравняться по значимости.  Однако  индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и интуицией, не может постигнуть бога, как сущность мира. Для  этого  необходим коллективный «соборный» разум, соединенный в церкви на основе нравственной любви.

    Бог, как сущность мира,  коллективный «соборный» разум народа, его микроаналог - индивидуальный "целостный" разум  составляют стержень онтологии и  гносеологии, антропологии и социологии Хомякова.  
 

  1. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о  Софии и Богочеловечестве.
 

    В. С. Соловьев (1853 - 1900) - крупнейший русский  философ, заложивший основы русской  религиозной философии. В. С. Соловьев попытался создать целостную  мировоззренческую систему, которая  связала бы воедино запросы религиозной  и социальной  жизни  человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители и до, и  после  Соловьева не раз высказывали  эту идею, но они, как правило, говоря о христианстве как  основе  мировоззрения,  подразумевали  какую то одну христианскую конфессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева  заключается  в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит не узко направленный, а  меж конфессиональный, экуменический характер. Другой, важной особенностью философии В. С. Соловьева, является то, что  он  попытался  включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать  синтез  религии  и  науки.

    Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи  Соловьев  отталкивается  от  славянофильской  идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. По его учению, сущее  есть единое, всеобъемлющее. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее - "вбирает в себя"  низшее.  Онтологической основой  всеединства выступает у Соловьева  божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с  человеком. Основной принцип всеединства: "Все едино  в Боге". Всеединство - это, прежде всего, единство  творца  и  творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфильных  черт. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо  сверхличное», "особую организующую силу, действующую в мире".

    Окружающий  нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не может рассматриваться как совершенное  создание, непосредственно исходящее  из творческой воли одного божественного  художника. Для правильного понимания  Бога  мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо принять его  внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть  всем,  требует многого". Поэтому Соловьев, следуя неоплатонической традиции, вводит в свою систему  понятие "идеи" и "мировой душил. "Божественный ум, «органическая  сила», по умению Соловьева, распадается  на множество элементарных сущностей  или вечных  и  неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет  атомами,  которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые эманации Божества, «живые  элементарные существа" или идеи. Края идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное существо.

    Соловьев  был сторонником диалектического  подхода к действительности. По его  мнению, действительность нельзя рассматривать  в  застывших  формах. Самый общий  признак всего живущего состоит  в последовательности изменений. Для  того, чтобы обосновать непрерывную  динамику бытия, он, наряду с активными  сущностями идеями, вводит такое активное начало как мировая душа. И непосредственным субъектом всех изменений в  мире  выступает  у Соловьева именно мировая душа. Основным признаком  ее является особая энергия, которая  одухотворяет все существующее. Однако,  мировая душа, по учению Соловьева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуждается в  божественном  импульсе.  Этот  импульс проявляется  в том, что Бог дает мировой  душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

    Эта вечная божественная идея в системе  Соловьева получила название Софии - мудрости. София - ключевое  понятие  системы Соловьева. Поэтому его  учение носит также название софилогия. Понятие Софии заимствовано Соловьевым  из  неоплатонизма.  Но  он придает  этому понятию своеобразную интерпретацию. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что  мир  -  это  не только творение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и существом  мира является "душа мира" - София,  которую  следует  рассматривать  как связующее звено между  творцом и творением, придающее  общность Богу, миру и человечеству.

    Механизм  сближения  Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию богочеловечества. Реальным и  совершенным воплощением  богочеловечества, по Соловьеву, выступает  Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и  полным  Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но  и  высшей  целью развития всего исторического процесса.

    На  этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического  процесса  является  одухотворение  человечества, соединение человека с  богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение  божественного с человеческим произошло  только в лице Иисуса Христа, т. е. через  посредство "божественного слова". Необходимо, чтобы соединение состоялось реально - практически и, притом, не  в  отдельных людях (в "святых"), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства. Природный  человек, то есть человек не просветленный  божественной  истиной, противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные  ценности,  создал  условия для его нравственного  совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего  одухотворения.  Этот  процесс  занимает весь исторический период жизни  человечества. Человечество придет к  торжеству мира и справедливости, правды и  добродетели, когда его  объединяющим началом станет воплощенный  в человеке Бог, переместившийся  из центра вечности в центр исторического  процесса. Современное общественное устройство предполагает, с точки  зрения Соловьева, единство "вселенской церкви"  и  монархического государства, слияние которых должно привести к образованию «свободной теократии».

    В гносеологическом аспекте принцип  все единства реализуется через  концепцию цельного знания, представляющего  собой неразрывную взаимосвязь  трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего  принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного  начала - Бога. Цельное знание, по Соловьеву, не может быть получено только эмпирическими и рациональными средствами.  Эмпирическое  знание способно раскрыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное - особенности самого мышления. Однако, истина или сущее  не  даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Таким образом, В. С. Соловьев в  своей концепции цельного знания попытался совместить принцип автономии разума, на котором основывается рационализм,  с  принципом  бого-откровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия.

    С точки зрения Соловьева, отвлеченное  знание -  необходимый момент как  в жизни каждого конкретного  индивида, так и в жизни всего  человечества. Без него невозможно достичь логически связанной  мысли. Однако, считает Соловьев, односторонняя  абсолютизация этого момента, превращение  его в самостоятельный и само подавляющий принцип заводит  философию в тупик. Выход из этого  тупика находится, по его мнению, в  осмыслении познания на основе идеи как  формы существования цельной  мысли. Идею нельзя  рассматривать  как  продукт  мышления.  Мышление  не  способно проникнуть в идею. Идеи доступны лишь интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции. "Если  явления,  пишет  Соловьев, сами по себе не представляют нам универсальных  истин, или идей, то эти последние, хотя материально связанные  с  явлениями, должны формально от них  различаться, иметь свое собственное, независимое от явлений бытие  и, следовательно, для познания их необходима особенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими  прежними  философами  называем  умственным созерцанием или интуицией и  которая составляет настоящую первичную  форму цельного знания. (Соловьев  В.С.  Собр.  соч. СПб. 1901 - 1910. Т. 1. С. 290). Однако отвлеченное мышление, - и  даже интеллектуальная интуиция, с  точки зрения православного философа, не дают знания всего богатства реальности. Для проникновения в сокровенные  глубины бытия необходима особая познавательная способность, обеспечивающая прорыв в сферу потустороннего, запредельного, трансцендентного. Эта способность есть состояние одержимости, определяемое возможностями  трансцендентного существа. Соловьев называет это состояние экстазом, эросом, вдохновением.

    Утверждение Соловьева об истинном знании как  синтезе эмпирического, рационального  и мистического познания является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство, которое он называет «свободной теософией», позволяет рассматривать  мир  как  завершенную  систему, обусловленную всеединством или  Богом. 
 

  1. Проблема  свободы, личности и  творчества в философии  Н.А. Бердяева.
 

Духовная  эволюция  Николая  Александровича  Бердяева  прошла  путь  от

“легального марксизма”, когда он (наряду  с  другими  марксистами)  выступал против идеологии народничества, к религиозному миросозерцанию.

    Николай  Александрович  Бердяев   родился  в  Киеве  в   1874   году   в

аристократической семье. Учился в Киевском кадетском  корпусе,  в  1894  году поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел  на юридический.  Систематические  занятия  философией   Бердяева   начались   в университете под руководством  Г.И.  Челпанова.  Тогда  же  он  включился  в социал-демократическую работу, став пропагандистом  марксизма,  за  что  при разгроме киевского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса” в 1898  г.

был арестован  и исключен из университета. В опубликованной в 1901 г.  Работе “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический  этюд  о Н.К. Михайловском” наметился  поворот  к  идеализму,  закрепленный  участием Бердяева в сборнике “Проблемы идеализма”  в  1902  г.  С  1901  по  1903  г. писатель  находился  в  административной  ссылке,  где  отошел  от   социал-демократии и примкнул к либеральному “Союзу освобождения”. Причиной  разрыва с марксизмом для Бердяева было неприятие им идеи диктатуры и  революционного насилия, несогласие с тем, что  историческая  истина  зависит  от  классовой идеологии, от чьих  бы  то  ни  было  интересов.  В  противоположность  этим утверждениям  он   подчеркивает,   что   объективная   (абсолютная)   истина существует независимо от классового (эмпирического) сознания и может лишь  в той или иной мере открываться человеку - в  зависимости  от  его  жизненного опыта и ценностных установок. Но, не приняв марксистской философии  истории,

постулируя  априорную систему  логических  условий  познания  и  нравственных норм, он не отрицал социологической значимости марксизма.

Информация о работе Религиозная философия