Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа
Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Особенности и характерные черты русской религиозной философии..4
2. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве……………………………………………………………….18
3. Проблема свободы, личности и творчества в философии Н.А. Бердяева…………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………..31
Задание............................................................................................................
Задание:
Как Вы понимаете утверждение Н. Бердяева: «Свобода не может быть создана»?
Ответ:
Творчество
есть освобождение от рабства. Человек
свободен, когда, он находится в состоянии
творческого подъема. Творчество вводит
в экстаз мгновения. Продукты творчества
находятся во времени, самый же творческий
акт находится вне времени. Также
и всякий героический акт выводит
из времени. Героический акт может
не быть подчинен никакой цели и
быть экстазом мгновения. Но чистый героизм
может быть прельщением, гордыней и
самоутверждением. Так понимал чистый
героизм Ницше. Так понимает его
Мальро. Человек может переживать
разные формы освобождающего экстаза.
Может быть экстаз борьбы, экстаз эротический,
может быть даже экстаз гнева, в котором
человек чувствует себя способным
разрушить мир. Есть экстаз принятого
на себя жертвенного служения, экстаз
креста. Это есть христианский экстаз.
Экстаз есть всегда выход из состояния
скованности и порабощенности, выход
в мгновение вольности. Но экстаз
может давать призрачное освобождение
и вновь ещё более порабощать
человека. Есть экстазы, снимающие границы
личности и погружающие личность
в безликую космическую стихию. Духовный
экстаз характеризуется тем, что
в нем не разрушается, а укрепляется
личность. Личность должна в экстазе
выходить из себя, но, выходя из себя, оставаться
собой. Одинаковая порабощенность есть
в том, чтобы быть закупоренным в
себе, и в том, чтобы раствориться
в безликой стихии мира. Это есть
соблазн индивидуализма и противоположный
соблазн космического и социального
коллективизма. В духовном освобождении
человека есть направленность к свободе,
к истине и к любви. Свобода
не может быть беспредметной и
пустой. Познайте истину, и истина сделает
вас свободными. Но узнание истины
предполагает свободу. Несвободное
узнание истины не только не имеет цены,
но и невозможно. Но и свобода предполагает
существование истины, смысла, Бога. Истина,
смысл освобождают. Освобождение ведет
к истине и смыслу. Свобода должна быть
любовной, и любовь свободной. Только сочетание
свободы и любви реализует личность, свободную
и творческую личность. Исключительное
утверждение одного начала всегда вносит
искажение и ранит человеческую личность;
каждое из начал само по себе может быть
источником прельщения и рабства. Свобода,
ложно направленная, может быть источником
рабства. В объективации духа высшее притягивается
вниз и приспособляется; в творческом
воплощении духа низшее, материя мира,
поднимается, и происходит изменение мировой
данности.
Человеческое
сознание подвержено разнообразным
иллюзиям в понимании отношения
между этим миром, в котором человек
чувствует себя порабощенным, и иным
миром, в котором он ждет освобождения.
Человек есть точка пересечения
двух миров. Одна из иллюзий заключается
в понимании различия двух миров,
как различия субстанций. В действительности,
это есть различие по модусу существования.
Человек переходит от рабства
к свободе, от раздробленности к
целостности, от безличности к личности,
от пассивности к творчеству, то
есть переходит к духовности. Этот
мир есть мир объективации, детерминизма,
отчужденности и вражды, закона.
«Иной» мир есть мир духовности,
свободы, любви, родственности. Другая
иллюзия сознания заключается в
том, что отношения между двумя
мирами понимаются, как абсолютная
объективированная