Религиозная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание

Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности и характерные черты русской религиозной философии..4

2. Философия всеединства В.С. Соловьева. Учение о Софии и Богочеловечестве……………………………………………………………….18

3. Проблема свободы, личности и творчества в философии Н.А. Бердяева…………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………………..31

Задание............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 59.12 Кб (Скачать документ)

    Его   отход   от   “легального   марксизма”    совершился    достаточно

безболезненно: Бердяев, по впечатлениям его  современников,  вообще  никогда не  был  фанатиком  какой-либо  одной  идеи,  одного  культа.  Его  отличала “безумная  расточительность”  ума,  вызывавшая   нередко   самые   серьезные нарекания. Шестов, например, иронизирует по  поводу  стремительной  эволюции его взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового,  он уже  в  своем  прежнем  идейном  богатстве  не  находит  ничего   достойного внимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал  христианином прежде, чем выучился четко выговаривать все  слова  символа  веры”.  (9(  Но даже встав на позиции христианства, он искал не  веры,  а  знания,  он  и  в религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества.

    В 1908 году Бердяев переехал  в Москву, где принимал участие  в различных сборниках. Поиск  собственного  философского  обоснования  “неохристианства” завершился книгами “Философия  свободы”  (1911)  и,  в  особенности,  “Смысл творчества. Опыт оправдания человека” (1916), которую он  ценил  как  первое выражение самостоятельности своей религиозной философии. 1-я  мировая  война была воспринята Бердяевым как завершение гуманистического периода истории  с доминированием  западноевропейских  культур  и  начало  преобладания   новых исторических сил, прежде  всего  России,  исполняющей  миссию  христианского соединения человечества (о чем он писал в сборнике “Судьба  России”,  1918).

Бердяев приветствовал народный характер Февральской  революции и вел  большую пропагандистскую работу  по  предотвращению  “большевизации”  революционного процесса,  с  тем  чтобы  направить  его  в  “русло   социально-политической эволюции”. Октябрьскую революцию расценил  как  национальную  катастрофу.  В советский период жизни Бердяев создал в  Москве  Вольную  академию  духовной культуры,  где  читал  лекции  по  философии,  в  том  числе  по   проблемам религиозной  философии  истории,  которые  составили  основу  книги   “Смысл истории”.

    В 1922 году Бердяев наряду с  другими видными деятелями русской  культуры был насильственно выдворен за пределы страны. В 1922  -  1924  годах  жил  в Берлине. Выход в свет его эссе “Новое средневековье.  Размышление  о  судьбе России и Европы” (1924) принес Бердяеву европейскую известность. В  1924  г. Бердяев переехал в Кламар под Парижем, где прожил до  конца  своих  дней.  В условиях  эмиграции  основными  в  его  творчестве  становятся  темы  этики, религии, философии истории  и  философии  личности.  Писатель  вел  активную творческую,  общественно-культурную   и   редакционно-издательскую   работу, включался  в  различные  общественно-политические  и   общественно-церковные дискуссии  в  эмигрантской  среде,  осуществлял  в  своем  творчестве  связь русской и  западноевропейской  философской  мысли.  Он  отстаивает  в  своих трудах первенство личности  над  обществом,  “примат  свободы  над  бытием”. Резко критикуя - за антидемократизм и тоталитаризм -  идеологию  и  практику большевизма, Бердяев не считал “русский коммунизм” случайным  явлением.  Его истоки и смысл  он  видел  в  глубинах  национальной  истории,  в  стихии  и “вольнице” российской  жизни,  в  конечном  счете  -  в  мессианской  судьбе России, ищущей, он не обретшей еще “Царства Божьего”, призванной  к  великим жертвам во имя подлинного единения человечества.

    В годы 2-й мировой войны Бердяев  занял ясно  выраженную  патриотическую позицию, а после победы над Германией надеялся на  некоторую  демократизацию духовной  жизни  в  СССР,  что  вызвало  негативную   реакцию   со   стороны непримиримой эмиграции. В 1947 году Бердяеву было присуждено звание  доктора Кембриджского университета.

    В “Самопознании” Бердяев отмечает  связь  его  творчества,  философских

взглядов  с жизненными событиями, так как, по мнению  писателя,  “творческая мысль никогда не может быть отвлеченной; она неразрывно  связана  с  жизнью, она жизнью определяется”. Он пишет: “Я пережил три  войны,  две  из  которых могут быть названы мировыми, две  революции  в  России...  пережил  духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой  культуры, переворот в Германии, крах Франции... я пережил изгнание,  и  изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну  против  России.  И  я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения.  Для  философа  было  слишком много событий. ...И вместе с тем я никогда не  был  человеком  политическим. Ко многому я имел отношение... но ничему не  принадлежал  до  глубины...  за

исключением своего творчества. Я всегда был  анархистом на духовной  почве  и “индивидуалистом”.

    Находясь в  вынужденной   эмиграции,  Бердяев  продолжает  считать  себя

русским философом. Он  пишет:  “Несмотря  на  западный  во  мне  элемент,  я чувствую себя принадлежащим к  русской  интеллигенции,  искавшей  правду.  Я наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена  и Белинского,  даже   Бакунина   и   Чернышевского,   несмотря   на   различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л.  Толстого,  Вл. Соловьева  и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.”

    Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека  и  с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может  быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из  человека  и  через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле  собственного  существования.

Осмысленное  существование  -  это  существование   в   истине,   достижимое человеком на путях спасения (бегства  от  мира)  или  творчества  (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

    По мнению русского философа  Г.П.  Федотова,  “четыре  понятия,  взаимно связанных, в сущности разные  аспекты  одной  идеи,  определяют  религиозную тему Бердяева: Личность, Дух, Свобода и Творчество”. (2(

    Философия Бердяева  носит   персоналистический  характер;  он  сторонник

ценностей индивидуализма. “Истинное решение  проблемы  реальности,  проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для всякой  философии”, - считает он. Н.О. Лосский пишет: “В  особенности же  Бердяев интересуется проблемами личности... она не часть общества, напротив,  общество  -  только часть или аспект личности. Личность - не часть космоса, напротив,  космос  - часть человеческой личности.”  (6(  Бердяев  был  поглощен  экзистенциальным интересом к человеку, в  “Самопознании”  он  отмечает:  “...экзистенциальная философия ... понимает философию как познание человеческого существования  и познание мира через человеческое существование...” (2( Однако, в отличие  от других    философов-экзистенциалистов,    писатель    не     удовлетворяется сопереживанием,   его   волнует   не    столько    трагедия    человеческого

существования,  сколько  свобода  человеческой  личности   и   человеческого

творчества.  “Свобода  для   меня   первичнее   бытия.   Своеобразие   моего

философского  типа прежде всего в том, что я  положил  в  основание  философии не бытие, а свободу.” “Свобода, личность, творчество лежат  в  основе  моего мироощущения  и  миросозерцания”,-  пишет  Бердяев.  (2(  Он  онтологизирует свободу,  выводит  за  рамки  обычных  проблем  философии.  Cвобода,  своими корнями уходящая в иррациональную и трансцендентную безосновность,  является для него исходной и определяющей  реальностью  человеческого  существования. Бердяев пишет: “Свободу  нельзя  ни  из  чего  вывести,  в  ней  можно  лишь изначально пребывать.”

    Человеческая иррациональная свобода  коренится из  “ничто”,  но  это  не

пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.  Бердяев  пишет:

“Где-то несоизмеримо большей глубине есть Ungrund, безосновность, к  которой неприменимы не только категории добра и  зла,  но  неприменимы  и  категории бытия и небытия”.   Термин  “Ungrund”  Бердяев  заимствовал  у  немецкого мистика конца XVI - начала XVII века Я. Беме из его учения “о темном  начале в Боге”.

  Философа  волнует  проблема  теодицеи,  то  есть  примирения   зла   мира

(объективации) с существованием Бога, которая   для  него  также  связана   с

проблемой свободы. Бердяев считает,  что  “трудно  примирить  существование всемогущего и всеблагого Бога со злом и страданиями мира”.  Таким  образом, он приходит “к неизбежности допустить существование несотворенной свободы”. “Свобода не создана Богом, но он сам рождается... из свободы и из  этой  же свободы, из Ничто, которое потенциально содержит  в  себе  Все,  от  творит мир.” “Есть какой-то первоначальный исток, ключ  бытия,  из  которого  бьет вечный поток... в нем совершается акт Богорождения”.  “Бог  присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу”,- вот  мысль  писателя.  Эта идея несет  у  Бердяева  двойную  службу:  объясняет  наличие  зла  в  мире (“несотворенная  свобода объясняет...  возникновение зла”)  и определяет свободу человека не только  по  отношению  к  миру,  но  и  к  Богу.  Такая концепция  свободы  трудно  примирима  с  пониманием  Бога   как   существа Абсолютного. Так как свобода не создана Богом, он не обладает  властью  над свободой. Свобода первична по отношению к добру и  злу,  она  обусловливает возможность как добра, так и зла. Поэтому Бог-Творец всесилен  над  бытием, но не обладает никакой властью над небытием,  над  несотворенной  свободой.

Эта бездна первичной  свободы,  изначально  предшествующей  Богу,  является источником   зла.   Бердяев   не   мог,   подобно   Соловьеву,    возложить ответственность за зло в мире на Бога (“Возложить на Творца ответственность за зло творения есть величайший из соблазнов духа зла...”).  Но  он  в равной мере  не  принимал  христианскую  схему,  укоренявшую  зло  в  самом человеке. Он предпочитал абсолютизировать свободу, отделить ее  от  Бога  и человека,  чтобы  тем  самым  онтологизировать   зло,   погрузить   его   в добытийственный хаос. Это открывало  путь  к  гармонизации  бытия,  которая осуществлялась с помощью творчества. Но поскольку творчество, по  убеждению философа, также проистекает из свободы,  то  именно  противоборство  зла  и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи  -  эпохи  "третьего откровения", ожиданием которой наполнено большинство произведений Бердяева. 

Заключение. 

Благодаря гуманизму своей философской  позиции и таким отличительным  ее чертам, как “восстание против любых форм  тоталитаризма,  неустанная  защита свободы, отстаивание  первичности  духовных  ценностей,  антропоцентрический подход к  проблемам,  персонализм,  искания  смысла  жизни  и  истории”  (Ф. Коплстон) Бердяев  сумел  возвыситься  до  подлинной  самобытности,  открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.

    Понятие “личность” понимается  Бердяевым  как  неповторимая,  уникальная субъективность.  Через  присущую  ей  свободу   и   возможность   свободного творчества она направлена на созидание  нового  мира.  История  человечества предстает в виде процесса развития личностного начала  человека,  а  сам  он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом  акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты  и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.

    Приверженность “философии органического  духа” позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”.  Дух  присутствует в человеке как бесконечная  свобода  и  неограниченное  творчество,  человек является “Божьей  идеей”.  Каждый  человек,  по  мнению  Бердяева,  должен отгадать  “Божью  идею  о  себе”,  самореализоваться  и  “помогать  Богу   в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует  в царстве свободы, а не в  царстве  необходимости,  именно  в  духе,  а  не  в детерминированной природе.

    Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость  свободы к  необходимости,  ее

неприкосновенность  перед  лицом  экспансии  детерминизма.  Возможно  именно поэтому, относимый в исторической хронологии  к  первой  половине  XX  века, Н.А. Бердяев  остается  во  многом  нашим  современником,  призывающим   при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.:  “Книга”,
  3. 1991.
  4. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.
  5. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.
  6. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: “Правда”, 1982.
  7. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.
  8. Русская философия. Словарь.  Под  ред.  Маслина  М.А.  М.:  “Республика”,
  9. 1995.
  10. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского  В.П.
  11. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
  12. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской  философии.  С.-П.:  Издательство
  13. С.-Петербургского университета, 1995.
  14. Шрейдер  Ю.А.  Свобода  как  творческая  ориентация  в  мире.  
  15. "Вопросы философии", 1994, № 1.
  16. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. "Вопросы философии",  1994,  № 11.

Информация о работе Религиозная философия