Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 13:26, реферат
В биографии многих русских людей XVIII века есть сходные внешние
черты : всюду поразительно раннее созревание, быстрое овладение всем
значительным в западной культуре. В качестве примера возьмём молодую
княгиню Дашкову, ставшую позже президентом Академии наук: она была широко
образована, знала несколько языков, во время пребывания в Западной Европе
была в самых дружественных отношениях с выдающимися писателями того
времени... Быстрота, с какой русские люди овладевали важнейшими
результатами западной культуры, с какой они выходят один за другим на путь
самостоятельного творчества,— поразительна
Радищев хорошо знал Bonnet, который, следуя лейбницианцу Robinet, отвергал
чистый динамизм Лейбница (что мы находим и у Радищева), косвенно
подтверждает знакомство Радищева с Лейбницем.
Из немецких мыслителей
которого не раз встречается в философском трактате Радищева. Но особенно по
душе приходились Радищеву французские мыслители. О прямом интересе его к
Гельвецию мы знаем из его отрывка, посвященного его другу Ушакову. С
Гельвецием Радищев часто полемизирует, но с ним всегда в то же время
считается. Французский сенсуализм XVIII века в разных его оттенках был
хорошо знаком Радищеву, который вообще имел вкус к тем мыслителям, которые
признавали полную реальность материального мира. Это одно, конечно, не дает
еще права считать Радищева материалистом, как это тщетно стремится доказать
Бетяев. Занятия естествознанием укрепили в Радищеве реализм (а не
материализм), и это как раз и отделяло Радищева от Лейбница (в его
метафизике). Упомянем, наконец, что Радищев внимательно изучал некоторые
произведения английской философии (Локк, Пристли).
Как ни значительна и даже
велика роль Радищева в
политической мысли в России, было бы очень неверно весь интерес к Радищеву
связывать лишь с этой стороной его деятельности. Тяжелая судьба Радищева
дает ему, конечно, право на исключительное внимание историков русского
национального движения в XVIII веке — он, бесспорно, является вершиной
этого движения, как яркий и горячий представитель радикализма.
Секуляризация мысли шла в России XVIII века очень быстро и вела к светскому
радикализму потомков тех, кто раньше стоял за церковный радикализм. Радищев
ярче других, как-то целостнее других опирался на идеи естественного права,
которые в XVIII веке срастались с руссоизмом, с критикой современной
неправды. Но, конечно, Радищев в этом не одинок — он лишь ярче других
выражал новую идеологию, полнее других утверждал примат социальной и
моральной темы в построении новой идеологии. Но Радищева надо ставить
прежде всего в связь именно с последней задачей — с выработкой свободной,
внецерковной, секуляризованной идеологии. Философское обоснование этой
идеологии было на очереди — и Радищев первый пробует дать самостоятельное
ее обоснование (конечно, опираясь на мыслителей Запада, но по-своему их
синтезируя). Развиваясь в границах национализма и гуманизма, Радищев
проникнут горячим
пафосом свободы и
вещей. Радищев, конечно, не эклектик, как его иногда представляют, но у
него были зачатки собственного синтеза руководящих идей XVIII века:
базируясь на Лейбнице в теории познания, Радищев прокладывал дорогу для
будущих построений в этой области (Герцен, Пирогов и др.). Но в онтологии
Радищев — горячий защитник реализма, и это склоняет его симпатии к
французским мысли. В Радищеве очень сильна тенденция к смелым, радикальным
решениям философских вопросов, но в нем велико и философское раздумье. Весь
его трактат о бессмертии свидетельствует о философской добросовестности в
постановке таких трудных вопросов, как тема бессмертия... Во всяком случае,
чтение философского трактата Радищева убеждает в близости философской
зрелости в России и в возможности самостоятельного философского
творчества...
От этого течения в
к третьему крупному течению, имеющему религиозно-философский характер. И
это течение идет по линии секуляризации — не отделяясь от христианства, оно
отделяется и отдаляется от Церкви. Первые проявления свободной религиозно -
философской мысли
мы находим в замечательном
Ломоносове, о котором было верно сказано, что с ним связан «первый русский
теоретический опыт объединения принципов науки и религии».
Ломоносов был гениальным
(например, закон о сохранении материи) далеко опередили его время, но не
были оценены его современниками. Ломоносов был в то же время и поэт,
влюбленный в красоты природы, что он выразил в ряде замечательных
стихотворений.
Получив строгое научное
(1711-1765) хорошо познакомился с философией у знаменитого Вольфа, но он
знал хорошо и сочинения Лейбница. Философски Ломоносов ориентировался
именно на Лейбница и постоянно защищал мысль, что закон опыта нужно
восполнять «философским познанием». Ломоносов хорошо знал Декарта и
следовал ему в определении материи; между прочим, однажды он высказал
мысль, что «Декарту мы особливо благодарны за то, что он ободрил ученых
людей против Аристотеля и прочих философов — в их праве спорить и тем
открыл дорогу к вольному философствованию». Для Ломоносова свобода мысли и
исследования настолько уже «естественна», что он даже не защищает этой
свободы, а просто ее осуществляет. Будучи религиозным по своей натуре,
Ломоносов отвергает стеснение одной сферы другой и настойчиво проводит идею
мира между наукой и религией. «Неверно рассуждает математик,— замечает он,—
если хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он
думает, что на
Псалтирье можно научиться
были чужды и даже противны наскоки на религию со стороны французских
писателей, и, наоборот, он относится с чрезвычайным уважением к тем ученым
(например, Ньютону),
которые признавали бытие
«Испытание натуры трудно, однако, приятно, полезно, свято». В этом
признании «святости» свободного научного исследования и заключается
основной тезис секуляризованной мысли: здесь работа мысли сама по себе
признается «святой». Это есть принцип «автономии» мысли как таковой, вне ее
связи с другими силами духа.
Религиозный мир Ломоносова тоже очень интересен. В тщательном этюде,
написанном на тему «О заимствованиях Ломоносова из Библии», очень ясно
показано, что в многочисленных поэтических произведениях Ломоносова на
религиозные темы он следует исключительно Ветхому Завету,— у него нигде не
встречается новозаветных мотивов. Это, конечно, вовсе не случайно и связано
с общей внецерковной установкой даже у религиозных людей XVIII века в
России. Любопытно отметить у Ломоносова религиозное отталкивание от ссылок
на случайность:
О вы, которые все...
Обыкли случаю приписывать
Уверьтесь...
Что Промысел Вышнего
Вообще, у Ломоносова есть склонность к идее «предустановленной
гармонии». Природа для него полна жизни — и здесь Ломоносов всецело
примыкает к Лейбницу. Очень ярко и сильно выражает Ломоносов свое
эстетическое любование природой — оно неотделимо для него и от научного
исследования, и от религиозного размышления. Из всех естественных наук
больше всего любя химию, Ломоносов ценил ее за то, что она «открывает
завесу внутреннейшего святилища натуры». Здесь Ломоносов предвосхищает
философское понимание химии у другого, более позднего русского гениального
химика — Д. И. Менделеева.
В лице Ломоносова мы имеем дело с новой для русских людей
религиозно-философской позицией, в которой свобода мысли не мешает
искреннему религиозному чувству,— но уже, по существу, внецерковному.
Несколько иной является позиция тех русских религиозных людей, которые
искали удовлетворения своих исканий в масонстве, которое в XVIII веке с
необычайной силой
захватило большие круги
Русское масонство XVIII и начала XIX веков сыграло громадную роль в
духовной мобилизации творческих сил России. С одной стороны, оно привлекало
к себе людей, искавших противовеса атеистическим течениям XVIII века, и
было в этом смысле выражением религиозных запросов русских людей этого
времени. С другой стороны, масонство, увлекая своим идеализмом и
благородными мечтами о служении человечеству, само было явлением
внецерковной религиозности, свободной от всякого церковного авторитета. С
одной стороны, масонство уводило от «вольтерианства», а с другой стороны —
от Церкви; именно поэтому масонство на Руси служило основному процессу
секуляризации, происходившему в XVIII веке в России. Захватывая
значительные слои русского общества, масонство, несомненно, подымало
творческие движения в душе, было школой гуманизма, но в то же время
пробуждало и умственные интересы. Давая простор вольным исканиям духа,
масонство освобождало от поверхностного и пошлого русского вольтерианства.
Гуманизм, питавшийся от масонства, нам уже знаком по фигуре Н. И.
Новикова. В основе этого гуманизма лежала реакция против одностороннего
интеллектуализма эпохи. Любимой формулой здесь была мысль, что «просвещение
без нравственного идеала несет в себе отраву». Здесь, конечно, есть
близость к проповеди Руссо, к воспеванию чувств,— но есть отзвуки и того
течения в Западной Европе, которое было связано с английскими моралистами,
с формированием «эстетического человека» (особенно в Англии и Германии) ,
т. е. со всем, что предваряло появление романтизма в Европе. Но здесь,
конечно, влияли и различные оккультные течения, поднявшие голову как раз в
разгар европейского просвещения.
Информация о работе Русское философское движение в России в XVIII веке