Шпаргалка по "Философии и истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка

Описание

Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 272.35 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1

 Возникновение философии науки  и ее предмет.    Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.). Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. Простой пример - атом, доступный нам только через наблюдение его свойств. С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке. Дальше начинается "триумфальный процесс развития науки" - производится большое количество открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой. Наука - социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.Вообще философия науки тесно связана с историей науки. Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. Таким образом, история науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. Так, Ф. Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер утверждает, что центральная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям:К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки, используя концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции.Ко второму — группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. Здесь тесно переплетены специфические проблемы познавательной деятельности, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. История науки убедительно свидетельствует, какую огромную роль играет философия в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи научных революций.


 

 

2 Вопрос

11.Функции науки в  жизни общества. Роль науки в  современном образовании и формировании  личности.

Меняются от эпохи к эпохе  и функции науки в жизни  общества. Уже в XVII в. возникающее  естествознание заявило свои претензии  на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Во второй пол XIX стол наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества.ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. - различных сферах управления социальными процессами. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. +Культурная функция науки не сводима только к оценке результатов научной деятельности, но обнаруживает себя в процессе формирования человека как субъекта деятельности и познания.+Функции науки как фактора социальной регуляции проявляются в воздействии на потребности общества и как условие рационального управления. +Регулятивная функция науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения к исследовательской работе.

+Социальная функция науки и в том, что научные методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. +Проективно-конструктивная функция науки – создание качественно новых технологий.

 Современные исследователи  выделяют две общие для науки  и образования функции:  неогуманистическая ориентация – акцент на выживание человечества (трансляция последующим поколениям не только совокупного знания, но и императивов на будущее);экологическая ориентация на сохранение природы вообще.

Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности.

 Изменения в науке и технике  диктуют необходимость изменений  в образовательной системе и  внедрение новых образовательных  технологий.

 Влияние науки на  образовательный процесс ведет  к выделению следующих уровней:

 – операционального (освоение  логики учебного предмета); –  межоперационального (совокупность  дисциплин данного учебного курса); – тактического (отвечает за формирование  содержания знания на основании  пройденных дисциплин);

 – стратегического (ставит  задачи интегрирования содержательного  потенциала знания во внутреннюю  смысловую структуру личности); –  глобального (свидетельствует о  сущностном ядре личности как  результата интегративного и  направленного образовательного  процесса).

 Роль науки в формировании личности

 Личность, общество и государство  связаны сложными взаимоотношениями,  которые по-разному проявляются  в традиционном и техногенном  обществах.В традиционном обществе личности не свойственна автономия и реализовать себя, человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира. Только в 20в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника. Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей. Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.


ДОПОЛЕНИЕ К ВОПРОСУ 2

Наука – Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных  знаний о мире и их теоретическую  систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Наука выступает в 3 основных ипостасях:

1.Форма  деятельности. Наука предстает как  особый способ деятельности, направленный  на фактически выверенное и  логически упорядоченное познание  предметов и процессов окружающей  действительности.

2.Система  или совокупность дисциплинарных  знаний, отвечающих критериям объективности,  адекватности, истинности, научное  знание пытается обеспечить себе  зону автономии и быть нейтральным  по отношению к идеологическим  и политическим приоритетам.

3. Социальный  институт. Это понимание науки  подчеркиваетее социальную природу  и объективирует ее бытие в  качестве формы общественного  сознания. Наука как социальный  институт или форма общественного  сознания, связанная с производством  научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Роль науки и философии в объяснении социальных процессов. Взаимодействие науки и общества.

В качестве главных же критериев выделения  функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная  функция задана самой сутью  науки, главное назначение которой  - как раз познание природы,  общества и человека, рационально-теоретическое  постижение мира,  открытие его  законов и закономерностей, объяснение  самых различных явлений и  процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

2) мировоззренческая  функция,  безусловно, тесно связана  с первой, главная цель ее - разработка  научного мировоззрения и научной  картины мира, исследование рационалистических  аспектов отношения человека  к миру,  обоснование научного  миропонимания: ученые призваны  разрабатывать мировоззренческие  универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в  этом деле играет философия;

    3) производственная,    технико-технологическая  функция     призвана для  внедрения в производство нововведений  инноваций, новых технологий,   форм организации и др.   Исследователи говорят и пишут  о превращении науки в непосредственную  производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых  к производительным работникам, а все это как раз и характеризует  данную функцию науки;

    4) культурная, образовательная функция  заключается главным  образом  в том, что наука является  феноменом культуры, заметным фактором  культурного развития людей и  образования. Ей достижения идеи  и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный  процесс,  на содержание программ  планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная  функция науки осуществляется  через культурную деятельность  и политику, систему образования  и средств массовой информации, просветительскую деятельность  ученых и др. Не забудем и  того, что наука является культурным  феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного  производства.

Оценка науки в обществе:

Сциентизм – преувеличенная мировоззренческая оценка                         науки, а также ее роли в обществе. В основе такой позиции лежит некритические принятия ее сторонниками:

научное познание дает объективную и несомненную  истину

только  науч. познание дает объективное знание

наукаявл. безусловным средством соц. процесса

только  на основе науки могут решаться все  существующие в обществе практич., соц. – политич., духовно – мировоззренческие  проблемы.

Антисциентизм – оппозиция сциентизма в мировоззренческой оценке познаваемых и др. возможностей науки и ее роли в жизни общества.

Формы антисциентизма: (по степени проявления)

1) радикальный  – делает упор на когнитивных  ограничениях и неизбежных отрицательных  последствий испол-ия науч. достижений. Это идеологическая основа общественных  движений: некоторые течения в  христианстве, соврем. буддизм, антиглоболизм.

2) умеренный – против сциентической абсолютизации позн-х, соц. и практич. Возможностей науки, но подчеркиваетнеобх. (незаменимую) роль науки в обеспечении дальнейшего прогресса общества в решении глобальных проблем.

 


 

 

ДОПОЛНЕНИК  ВОПРОСУ 2

Вопрос 1. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как  сфера деятельности, как социальный институт. Философский метод для  ответа на вопрос, что такое наука. С точки зрения философского метода наука во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания, во-вторых наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В-третьих, наука в равной степени относится как к познавательной,  так и к оценочной сфере рационального сознания.Таким образом, с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое  понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам  наук.К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением науки как рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особый социальный институтВсе аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.Наука как специфический тип знания.Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность. Однако действительная наука не подчиняется единым правилам, но если научный идеал знания недостижим следует ли от него отказываться. Наука как познавательная деятельность.Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель- получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.Известны три основные модели изображения процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.Наука как социальный институт.Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность, организованный скептицизм. Позднее Барбер добавил еще 2 рационализм и эмоциональную нейтральность. Универсализм - внеличностный, объективный характер научного знанияКоллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом.Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине.Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум.Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.Современная наука- это мощная самоорганизующаяся система, двумя главными контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.Таким образом, наука может быть определена, как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность.

Сциентизм и антисциентизм .

В современной культуре отчетливо  проявила себя дилемма: сциентизм-антисциентизм, что имеет непосредственное отношение  к проблеме соотношения науки  и искусства.Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т.к. наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества. Противоположным сциентизму направлением мировоззренческой ориентации является антисциентизм, основанный на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 вв. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Сюда же примыкает А.Бергсон с его учением о художественной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия. Кроме М.Хайдеггера и К.Ясперса, антисциентистские взгляды на основе экзистенциализма развивали также Ж.-П.Сартр и А.Камю, считавшие, что именно искусство, особенно такая форма литературы как роман, позволяет проникнуть в сущность экзистенции. В этом же направлении разрабатывали свои концепции и некоторые представители Франкфуртской школы, например: Т.Адорно, В.Беньямин и М.Хоркхаймер . Раскол между сциентизмом и антисциентизмом имеет определенную объективную основу: существенное различие предметов и методов познания у естественных и социально-гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе. Уже в конце 18-го века, как реакция на крайний рационализм, появилась неудовлетворенность научными методами изучения человека и его духовного мира. Это выразилось впоследствии в появлении соответствующих философских концепций - романтических, антропологических, феноменологических, ''философии жизни'', герменевтических, экзистенциалистских, ориентировавшихся на иные формы и методы познания, нежели наука. В философской традиции эта переориентация была названа ''поворотом к человеку'', хотя подлинной поворотной точкой в этом смысле явилось мировоззрение И.Канта. В 20-ом веке наиболее ярко выразил ''переоценку ценностей '' в области познания А.Камю, считавший, что задача состоит не в том, чтобы познать окружающий мир, а в том, чтобы разъяснить человеку, как ему выжить в этом мире. Следовательно, наивысшей ценностью, по мнению Камю, обладают те формы познания, которые способны ответить на этот вопрос: искусство, миф, интуиция вообще. В конце 19-го века в русле неокантиантства была предпринята попытка (и довольно успешная) разграничить ''науки о природе'' (естествознание) и ''науки о духе'' (''науки о культуре''). Рассматриваемая проблема стала и предметом исследований Э. Гуссерля, который считал, что традиционная наука является знанием о фактах природной действительности, но далека от наиболее важных вопросов жизни человека. Поэтому он предложил новое понимание рациональности, которое должно быть основано на всеобщей науке, включающей в себя и вопросы бытия, и проблемы человеческого существования.


 

Сциентисты  делают акцент на положительные свойства науки, определяя её как доминирующую форму культуры, которая исчерпывающим  образом способна обеспечить выживание  человечества. Наука удовлетворяет  все базовые потребности человека.

А. Маслоу выделил 5 потребностей человека:

1 Витальные  –сон, вода и т. д.

2 Безопасность

3 Любовь, дружба, социальная активность

4 Уважение  и самоуважение

5 Творчество

 Основные  тезисы сциентистов:

  1. наука в принципе способна решать любые проблемы, препятствующие выживанию человека
  2. Наука обладает монополией на истину
  3. Все прочие виды познания должны быть онаучены, только тогда они будут практически полезными
  4. Власть в обществе должна принадлежать научной этике.

Антисциентисты обращают внимание на негативные последствия развития науки:

1 Именно наука поставила человечество на грань жизни и смерти (ядерное оружие)

2 Значительную угрозу обществу  представляет диспаритет развития  культуры и цивилизации

3 Наука превращает человека  в одномерного, заставляет быть узким специалистом, лишает его времени на полноценную жизнь.

 

Эти позиции являются крайностями, правильный вариант решения их противоречие- это превращение науки в способ саморазвития человечества, который  имеет альтернативы, а человечество четко осознаёт его границы, достоинства  и недостатки.

Наука и паранаука

Актуальной является проблема демаркации научного и вненаучного знания (разграничение)

Выделяют  3 комлексных критерия разграничения  научного и ненаучного знания:

  1. Универсальный критерий - к нему относят такие признаки, как:
  • рациональность
  • верифицируемость
  • фальсифицируемость

2 Исторический - соответствие знания принятому стилю мышления

3 Частнонаучный – соответствие  доминирующей парадигме или НИП  (научно-исследовательской программе  конкретной науки.)

 

В конце 20 в обострился интерес к вненаучному знанию, что связывают со следующим причинами:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии и истории"