Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка
Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.
Вопрос 37. Сущность и природа техникиСущность техники - техника призвана усиливать “органы” и потенции человека, в том числе и интеллектуальные. Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий действие (техника письма, техника плавания, техника вопросов и т.д.). Сущностные характеристики техники (по Розину):– Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт. Через эту характеристику техники естественно вводится и такой план, как организация деятельности (аспект технологии в узком смысле слова). Создание технических устройств помимо замыслов, знаковых средств предполагает и особую организацию деятельности. Сначала это просто индивидуальная деятельность мастера (группы, цеха мастеров), затем сложные организации коллективной деятельности (Мегамашины, по Мэмфорду), проходящие долгий исторический путь развития.– Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность. – Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Первое осознание самостоятельной роли техники относится к античности, где было введено и обсуждалось понятие "технэ", следующее – к Новому времени, но основной этап падает на конец ХIХ–начало ХХ столетия, когда были созданы технические науки и особая рефлексия техники – философия техники.– Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. Конечно, любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку.– Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т.д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.В вопросе о природе техники можно выделить, по крайней мере, четыре разнообразных подхода – эпистемологический, антропологический, социально-исторический и методологический. Представители эпистемологического подхода (Г.Склимовски, И.Джарви, М.Бунге и др.) проводят анализ техники прежде всего как специфической формы знания, определяемой логикой научно-технического творчества и относительно независимой от социально-исторических потребностей. Сторонники антропологического подхода (Л.Мэмфорд, К.Хэфнер, Т.Роззак и др.) представление о природе техники черпают на основе анализа техники в связи с природой человека, исходя из сущности человека. Согласно этому подходу, техника возникает в процессе активной, преобразующей деятельности человека. Представители социально-исторического подхода (Ж.Эллюль, М.Хайдеггер, Д.Бернхем и др.) обращаются к анализу реального функционирования техники в современном обществе на фоне социально-исторического контекста, подвергают исследованию процесс технизации всех сторон деятельности человека и его социальных и личностных проявлений. Наконец, сторонники методологического подхода (Ф.Рапп, С.Мозер, Х.Ленк и др.) ориентированы преимущественно на анализ методологических проблем инженерного проектирования и научно-технического познания и ратуют за междисциплинарное кооперирование ученых, причастных к анализу функционирования современной техники, без которого невозможно осмысление научно-технического прогресса и его последствий. |
Вопрос № 38. Технология, ее связь с техникой Техника – это совокупность
умений для осуществления частных,
конкретных действий. Технология представляет
собой систематическую |
Вопрос 16
4Позитивистская и постпозитивистская философия науки: основные аспекты. Первый позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания". Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ-"Курс позитивной философии". Основная идея позитивизма - эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы , то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. "Закон трех стадий"-определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия – теологическая, все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Вторая-метафизическая, стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но объяснение явлений мира - выдуманные первосущности опыта, скрывающиеся позади мира явлений. Третья-позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. Конт отвергает бэконовский принцип классификации от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает идею:все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания. Образцом науки для позитивизма является естествознание. Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается-подверглось критике. Второй позитивизм -" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера. Эрнст Мах- основателем второго. Т. О., основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом. Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом. Сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Важнейшим составным элементом - является программа "очищения опыта". Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости, в каком отношении их расм |
Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида. Неопозитивизм сложился в 20-х годах 20 века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Логический позитивизм - исторически первая форма неопозитивизма (основатели Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна) Людвиг Витгенштейн -Логико-философский трактат "( 1921 г.), которая с предисловием Рассела (1922 г.) оказала значительное влияние на группу философов, разработавших основы логического позитивизма - так называемый Венский кружок (основатель Мориц ШЛИК), где сложился и развивался логический позитивизм. Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки". Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные. Осмысленные высказывания они делят на: аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации, синтетические. Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук. Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами: путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам, через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта. |
Дополнение вопрос 16 Позитивизм
возникает в середине 19 в , как стремление
науки стать самостоятельной силой в познании
и в об-ве. П. - это направление Ф., выступающие
за то, чтобы Ф. была освобождена от научных
черт и опиралась только на достоверные
научные знания. Ф должна исследовать
только факты и опираться на научный метод.
П. означает отказ от метафизики Основоположником
П. является О. Кант (1798-1857). По первой стадии люди объясняют
мир с помощью |
2) Стадия связана с именами Э.Маха, Р. Авенариуса. Отличие
данной стадии от предшествующей – основная
задача ф-фии не в построении всеобъемлющей
системы научного знания, а в создании
теории научного знания. 3) Третий этап эволюции
позитивизма – неопозитивизм, или логический
позитивизм. Логический позитивизм провозгласил
основной своей задачей борьбу с метафизикой,
традиционно понимая под ней философию
в целом, стремясь поставить себя над борьбой
с материализмом и идеализмом. Теоретическим
источником его послужило реальное развитие
физики, логики, математики, языкознания. |
Вопрос 17
Родоначальник постпозитивизма К.Поппер выступил с резкой критикой логического позитивизма. Основные понятия постпозитивизма: Основными понятиями концепции научного знания, развитой К.Поппером, являются следующие: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. |
|
Вопрос 9
10. Основные виды познания (практическое, обыденное, художественное). Особенности научного познания. ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер Художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д. Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Особенности научного познания: 1. Основная задача научного
познания – обнаружение 2. На основе знания законов
функционирования и развития
исследуемых объектов наука |
3. Непосредственная цель и 4. Существенным признаком 5. Для науки характерна 6. Научному познанию присуща
строгая доказательность, 7. Научное познание есть сложный, 8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов. 9. В процессе научного познания
применяются такие 10. Специфическими |
Дополнение к вопросу 9
17. Структура познавательной деятельности, её особенности в научном познании. Для философии, познание окружающего
мира человеком является одной из
важнейших мировоззренческих Основные особенности научного познания: Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. 1.На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 2. Системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов.3.Методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 4. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. |
5.Научного -противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке.6.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование; идеальных средств и методов, как современная логика, мат. методы, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы. 7.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов,опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. Структура н.позн. м.б. представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов. Рассматривая основную С т.зр. взаимодействия объекта и субъекта нау.позн., последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. 2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п. 3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов. 4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.). При ином срезе научного познания в нем следует различать такие эл-ты его структуры: 1.фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта,2.результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях,3.основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы),4.«вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира,5.философские установки, 6.социокультурные ценностные и мировоззренческие основы,7.метод, идеалы и нормы научного познания, эталоны, регулятивы и императивы, 8.стиль мышления и некоторые другие элементы (напр., внерациональные). |
ДОПОЛНЕНИЕ К 9 ВОПРОСУ
Хотя исчерпывающее знание и Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой. Целью научного познания В результате научного познани Научное познание Предметом научного познания Субъектом научного познания Обобщая приведенные выше признаки научного познания Непосредственной целью науки
является описание, объяснение и Одной из важнейших особенностей научно |
Функции научной теории: 1) объяснительная; 2) систематизирующая; 3) предсказательная; 4) методологическая. 1. Объяснить факт – значит, подвести
его под эмпирический или 2. В процессе систематизации факт (в результате объяснения ) включается в более широкий контекст знаний, тем самым происходит установление связей факта с другими фактами и , таким образом, факты приобретают определенную целостность. 3. Предсказание реализуется в
способности теории к дальним
и точным прогнозам. 4. Методологическая функция Научное познание — особый вид познавательной
деятельности, направленный на выработку
объективных, системно организованных
и обоснованных знаний о природе, человеке
и обществе. |