Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка
Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.
ДОПОЛНЕНИЕ К ВОПРОСУ 9
Многообразие форм
знания и специфика научного знания. Каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии,
политике, религии и т. д. соответствуют специфические
формы знания. Обыденно-практическое |
Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное зна |
2 ЧАСТЬ ВОПРОСА 9 ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Существует Два вида познания: познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука. На ранних этапах развития истории человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основу данной формы познания составляли опыт повседневной жизни, практика людей. Исторически первая форма - Игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло Мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д. Также в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты. Древнейшими формами познания являются Философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании соединяется эмоциональное отношение к миру с верой в сверхъестественное. Говоря о многообразии форм познавательной
деятельности, нельзя обойти вниманием
достаточно известную концепцию Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т. д. |
Современная
философия постепенно преодолевает
традицию отождествления познания с
наукой. Сегодня в качестве относительно
самостоятельных способов познания
наряду с наукой рассматриваются
и другие формы духовной деятельности.
В соответствии с этим помимо науки
выделяются такие виды знания как
обыденное, художественно-образное, мифологическое,
религиозное, философское. Итого: |
Познание не
ограничено сферой науки, каждой форме
общественного сознания: науке, философии,
мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют
свои специфические формы знания, но в
отличие от всех многообразных форм знания научное познание —
это процесс получения объективного, истинного
знания, направленного на отражение закономерностей
действительности. Научное |
Вопрос 3
Природа научного знания и его основные характеристики: научное знание как продукт рациональной деятельности, доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. В западноевропейской культуре наука является не просто одной из форм общественного сознания наряду с религией, мифом, искусством, философией..., но ядром культуры. Она есть "фактор всех факторов" современной цивилизации. Человечество обрело инструмент науки и поставило его на службу прогрессивного развития общества в своем овладении природой. И несмотря на современные антисциентистские ("sciencia" - лат. "знание") движения и постмодернистские выпады против науки, вряд ли можно предположить, что человечество по собственной воле откажется от этого инструмента. Наука в западноевропейском мире, в отличие от восточной культуры, является ядром, цементирующим стержнем, вокруг которого группируется все остальное. Подчеркивая особую значимость науки в западноевропейской культуре, сциентистский уклон развития западного общества, один из критиков сциентизма заметил, что наука стала подобна сеансу массового гипноза. Вердикта "научно" или "ненаучно" зачастую оказывается вполне достаточно для того, чтобы решить судьбу какого-то проекта, какой-то концепции, поскольку в сциентистской культуре право на существование имеет то, что научно обосновано. В то же время нельзя не признать факт современного кризиса научности. Внешним проявлением его выступает рост интереса к мистицизму, оккультизму, магии, религии, теософии. На уровне обыденного сознания наука
отождествляется с Наука является, прежде всего, системой знаний и, как любая система, может быть рассмотрена в разных срезах и ипостасях. В своих различных измерениях наука предстает и как определенный тип деятельности, и как теория, как социальный институт, и как метод, и в других аспектах. В рамках деятельностного подхода акцент переносился на вид познавательной деятельности, характеризующий науку. Это может быть наблюдение, измерение, эксперимент. Анализируя структуру науки, ее функции, выделяют основную единицу научного знания, клеточку организма науки. Так, в позитивистской философии это - теория. Историки науки предлагали в качестве функционирующей структурной единицы рассматривать научное понятие (С. Тулмин), исследовательскую программу (И. Лакатос), парадигму (Т. Кун). Парадигма - образец (греч.) решения тех или иных проблем. Представление о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего, с философией, религией, искусством, с обыденным познанием. Объединяет науку и философию опора на установленные и обоснованные разумом знания, а также системность и теоретичность знания. Но если ученый на все смотрит как на объект, стремясь элиминировать субъективное и из результатов, и из условий познания, то философа, напротив, интересует не сам по себе мир, а мир глазами человека. Можно сказать, что наука смотрит на мир как бы через стекло, а философия - через зеркало, в котором отражается человек, то есть через человека. Наука стремится к позитивному знанию, а философия всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного. Научное мышление теоретично. Теория
формируется как отражение Более всего, на первый взгляд, отличается наука от религии, постигающей мир не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Догма и критичность - две противоположные установки мышления. Следование религиозной догме как высшей истине есть такая же доблесть, как в науке сохранение свободы мышления. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия - на постижение символического, интелигибельного (сверхчувственного, сверхестественного) мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного. И наука, и религия формируют обобщенное представление о мире и о человеке, но идут к этому разными, хотя и пересекающимися путями. Рассматривая соотношение В отличие от обыденного познания
объектами науки могут быть фрагменты
реальности, еще не включенные в
практику, так называемые, абстрактные
объекты. Кроме того, при доказательстве
своих утверждений наука Несмотря на многообразие представлений о науке, можно выделить относительно устойчивые ее характеристики. Объективность. В идеальной модели научного знания не допускается, чтобы научное знание зависело от личностных характеристик и пристрастий субъекта, оно должно обладать общеобязательным, объективным, устойчивым характером, содержать определенные критерии его оценки и степени соответствия реальности. К любому явлению, будь то механизм, живой организм, человек, текст и т.д., наука подходит как к объекту, функционирующему по своим собственным законам, открыть которые пытаются ученые. Науку можно определить как теоретическое знание об объекте, как особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
|
Совокупность критериев
научности определяет вполне конкретную
модель науки, которую обозначают терминомклассическая наука.
Система выделенных критериев научности
может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность Вторая
особенность науки - опытный ха Третий
постулат классической модели
науки, касающийся общезначимости, достоверности
и универсальности научного знания, носит
название принципа интерсубъективности.
Согласно последнему, научное высказывание
будет тем достоверней, чем меньше содержит
субъективных привнесений. Классическая
наука стремилась элиминировать (от лат
eliminare - изгонять), исключить субъекта из
контекста внутринаучных построений.
Наука должна давать совершенно достоверное
знание, окончательно обоснованное. Это
требование связывают с фундаментализмом научного
знания, его обозначают Совокупность критериев
научности определяет вполне конкретную
модель науки, которую обозначают терминомклассическая наука.
Система выделенных критериев научности
может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность Вторая
особенность науки - опытный ха Третий постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare - изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать совершенно достоверное знание, окончательно обоснованное. Это требование связывают с фундаментализмом научного знания, его обозначают также как критерий универсализма. Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления. Критерии научности знанияОсновные особенности научного познания (критерии научности): 1.Основная задача научного 2.Непосредственная цель и 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами.. 4.Научное познание есть 5.В процессе научного 6.Для научного познания 7.Для науки характерна также как критерий универсализма. Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления. Критерии научности знанияОсновные особенности научного познания (критерии научности): 1.Основная задача научного Каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии,
политике, религии и т.д. соответствуют
специфические формы знания. Различают
также формы знания, имеющие понятийную,
символическую или Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Специфические формы знания Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным пластом всякого познания. Народная наука Поскольку разномастная совокупность
внерационального знания не поддается
строгой и исчерпывающей |
14 вопрос
Методы теоретического исследования
Анализ и синтез. Анализ – процедура реального или мысленного расчленения объекта. Синтез – соединение различных объектов в единую целостную систему. Индукция и дедукция. Индукция – это метод обобщения, путь от частного знания к общему. Индукция бывает: полная (перечисляются все свойства и признаки объектов), неполная (перечисляются не все свойства и признаки объектов, т. е. в даже в единичном факте есть общее). Индукция бывает: популярной (простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев; применяется на ранних этапах исследования) и научной (выяснить причину основных явлений). Дедукция – это метод Моделирование – это процесс построения моделей и исследование с их помощью каких-либо свойств изучаемого объекта. Модель – это любой заместитель объекта. Она выступает в качестве объекта и средства познания. Признаки модели: 1) сходство с оригиналом; 2) она играет роль заместителя оригинала. По сходству с оригиналом модели делятся на материальные и мысленные. Мысленные модели делятся на образные, знаковые и смешанные. Последние помогают понять сложные процессы, отвлечься от несуществующих сторон объекта, позволяют упростить и увидеть объект в его идеализированной форме. Классификация – это распределение объектов на группы по каким-либо общим признакам. Классификация систематизирует факты, фиксирует закономерные связи между классами объектов, подытоживает результаты предшествующего изучения, позволяет делать научные прогнозы. Для классификации характерны: особая строгость распределения, относительная сложность, стабильность. Классификация делится на естественную и искусственную. Недостатками классификации |
ВОПРОС 3
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать вполне определенные правила научного познания действительности: - ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым; - трудные вопросы
делить на столько частей, сколько
нужно для их разрешения; начинать
исследование с самых простых
и удобных для познания вещей
и восходить постепенно к - останавливаться
на всех подробностях, на все
обращать внимание, чтобы быть
уверенным, что ничего не Многие авторитетные ученые видят важную роль именно естественнонаучных знаний, естественных наук в познании действительности. Среди ученых всегда возникал и возникает вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т.е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Приходится констатировать, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами Ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым и что все естественно – научные экспериментальные результаты сопровождаются вполне определенной абсолютной ошибкой, а в гораздо более простом смысле, когда ошибочные формулы, неверные доказательства, несоответствие фундаментальным законам естествознания и т.п. приводят к неправильным результатам. Для проверки качества
научной продукции проводится ее
контроль: экспертиза, рецензирование
и оппонирование. Каждый из данных видов
контроля направлен на определение
достоверности научных |
ВОПРОС 10
Наука выполняет в обществе ряд
функций. Под функцией науки понимается
внешнее проявление ее одного или
нескольких существенных свойств. В
функциях обнаруживаются возможности
и способности науки Познавательная функция
Познавательная ( Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность предсказывать будущее) и др. Прогнозирование — есть форма
предвидения, выражающаяся в целеполагании,
программировании и управлении планируемым
процессом явления на
Социальное прогнозирование —
социальная теория и практика познания В основе методологии прогностического исследования лежат следующие принципы: 1) целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта; 2) четкого определения статуса, особенностей объекта; З) ясности, определенности построения выводов. Непосредственным результатом Прогноз - это многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта. Типология прогнозов может строиться
по различным критериям в Методы прогнозирования : - анализ; - индексация; - экстраполяция; - интерполяция; - опрос экспертов; - прогнозные сценарии; - моделирования, др. Вообще в литературе насчитывается
около 200 методов социального прогнозир 1 - трендовое моделирование ( 2 - аналитическое моделирование
(часто употребляется, 3 - индивидуальный и коллективный
опрос экспертов (индивид В настоящее время социальное пр |
Объяснение – важнейшая
функция чел познания , в частности научного Что же дает нам процесс объяснения . Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. О. может быть атрибутивным, субстанцинальным,
генетическим (в частности причинным),
контрагенитическим (в частности
функциональным), структурным и т.д.
По своему механизму О. делят на О.
через собственный закон и
О. с помощью моделирование. О. тесно
связано с описанием , как правило
основывается на нем и, в свою очередь,
состовляет базу для научного предвидения. Н Объяснение – функция научного познания , раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. Черты. По существу объяснение В структуре объяснения , как познавательной процедуры, различают следующие элементы [5, c. 47]: – исходное знание об объекте; – знание, используемое в качестве условия и средства объяснен – познавательные действия, связанные
с применением знания, оснований объяснения ,
к объясняемому объекту. Наиболее развитая
форма научного объяснения Основанием в таких объяснения Раскрывая сущность объекта, объяснения также
способствует уточнению и развитию
знаний, которые используются в качестве
основания объяснения . Процессы объяснения .
в науке не сводятся к простому подведению
объекта под ту или иную концептуальную
схему, а предполагают введение промежуточных
компонентов знания и уточнение
условий и предпосылок объясн ОПИСАНИЕОписание должно осуществляться на основе строгого научного языка в терминах той науки, в которой оно используется. Научные наблюдения всегда сопровождаются
описанием объекта познания. Эмпирическое описание — это |