Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка
Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.
ВОПРОС 15
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ Нередко весь комплекс наук о науке первостепенный интерес, поскольку
она также выступает как знание
о мире, но приобретенное особыми
способами и сформулированное в
особой форме. Задавая вопросы: что
такое мир, каковы принципы его бытия,
основания и перспективы |
|
ДОПОЛНЕНИЕ К
15 ВОПРОСУ Философия науки – раздел философии ,
преимущественным предметом которого
является целостное и ценностное осмысление науки как
специфической области Философия науки появилась в середине 20 века. Ее возникновение напрямую связано с научно-техническими революциями и процессом НТП происходившими в то время. Наука в тот период стояла за всеми «прорывами» человечества. Философия же изучает явление в зрелом виде. Сам термин « философия науки » появляется
в середине 19 века, однако как область науки Предметом философии науки Философия видит науку : 1. как особый вид деятельности. 2. как совокупность знаний. 3. как социальный институт. Основными объектами философии науки Философия это рефлексия над наукой . Изучается методология рационального познания. Философия науки возникает из необходимости изучить науку извне и понять её как особую сферу жизнедеятельности общества. |
Способы
определения науки : тренсцедентально-аналитический
и эмпирический. Философия при помощи 1-го
способа формирует науку . Этот способ был
господствующим в истории философии вплоть
до начала 19 века, однако наиболее четкую
формулировку получил у И.Канта. Поэтому
данный способ философского исследования « Эмпирический способ (синтетически-обобщающий)
впервые был заявлен в работах
О.Конта и может называться «контовским». Философия Если рассматривать «науку» через философский метод, то он предполагает конструирование всеобщего содержания «науки» в качестве особого теоретического объекта («категории»), который имеет основания во всеобщих характеристиках сознания. Наука: во-первых, результат деятельности рациональной сферы сознания. Во-вторых, это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В третьих, наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Научное знание характеризуется: объективностью, проверяемостью, рациональностью, доказательностью, системностью. Философия науки позволяет систематизировать
и анализировать все характеристики науки ( Функции философии науки : 1. Разработка различных моделей
реальности (онтологии), а онтология
является одним из оснований 2. Исследует общие 3. Философия дает науке 4. Методологическая. Философские знания
выступают в роли предельно
общего метода научного 5. В рамках философии |
2 ЧАСТЬ ВОПРОСА 15
Становление философии науки На сегодняшний день философия
науки является отдельным направлением
философии, самостоятельной философской
дисциплиной. Философия науки является
как направлением исследований природы
науки, так и предметом высшего
профессионального образования. Этому
современному состоянию предшествовал
процесс его становления, понимание
которого, является условием возможности
свободного и целесообразного формирования
стратегий образования в Становление философии науки Таким образом, основным предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания, взятого в его историческом развитии и рассматриваемого в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Начиная с XVII в. развитие науки поставило
перед западной философией ряд таких
проблем, на которые традиционная схоластическая
мысль не в состоянии была ответить.
Специфическая особенность Первый шаг на этом пути был сделан Фр. Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению «метафизических» проблем. Специфическая проблематика западноевропейской философии XVII—XVIII вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной «метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального, отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру, — все это стало возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем, что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания, и приписывания всему остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с математически оформленной теорией привела к необходимости поставить вопрос об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим — к делению философов на эмпириков и рационалистов. Д. Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии XVII—XVIII вв., но и решительно порывала с современным ей естествознанием. Французский материализм вел борьбу с рационалистической философией XVII в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако, будучи механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования, французский материализм не смог логически последовательно решить философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и широко обсуждавшиеся в философии XVIII в. Гегель противопоставил « На
основании изученной научной
и учебной литературы перейдем к
рассмотрению и анализу основных
этапов развития философии науки, которая
формируется в контексте |
Основные этапы развития философии науки Позитивизм Позитивизм представляет собой философское учение, обосновывающее фундаментальную ценность эмпирического научного знания, эмпирических методов исследования, предлагающее инструментальное истолкование статуса теоретического знания. Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым, вторым и третьим позитивизмом. Для всех перечисленных стадий характерны такие общие черты как эмпиризм, восходящий к Ф. Бэкону и с борьба с метафизикой. Представители позитивизма считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. У истоков возникновения философии науки стояли первые позитивисты – О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер. Основоположником первого позитивизма является французский философ Огюст Конт. Он сделал вывод о том, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. В свою очередь, он не исключает существование некоторой общей науки, которая осуществляет синтез научного знания и за которой можно сохранить название философия. Следующим этапом в развитии науки является постозитивизм, как попытка преодоления недостатков позитивизма. В отличии от предшествующих направлений, для которых было характерно ориентация на исследование только формально-логических конструкций научного знания, представители постпозитивизма обращались к истории науки, к анализу ее движущих сил. Взамен
разработки идеальной модели познания
постпозитивизм использует факты реальной
истории развития науки, демонстрируя
зависимость познавательного Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. Вместо резких противопоставлений науки и философии, постпозитивисты ищут связи между составляющими науки, между наукой и философией, наукой и ненаукой. Они вводят понятие «состояния революции» в науке и нормального ее развития.
|
Родиной
науки явл. Западная культура. В историческом
аспекте наука связана только
с западной цивилизацией. Началом
зарождения науки является 17 в., т.е.
зарождение произошло в соврем. цивилизации.
В основе развития соврем. Цивилизации
лежит наука и все связанные с ней процессы.
Родоначальник философии Ф. Бэкон (предполагается,
что и родоначальник философии науки).
|
в первую очередь, м/у науками и
м/у философией и науками, устанавливает
отношения м/у наукой, философией
и иными формами знания (искусство,
религия). |
ВОПРОС 13 – ТОЧНО ВЕРНО
Эмпирический уровень научного знания и его методы. 1) Уровни научного познания.
Традиционно принято различать
два уровня научного познания:
эмпирический и теоретический. .
|
Измерение. Процедура которая
фиксирует не только качественные характеристики
объектов и явлений, но и количественные
аспекты. При этом предполагается наличие
некоторого масштаба, алгоритма процесса
измерения и измирительного устроиства.
Измерение есть процедура установления
одной величины с помощью другой, принятой
за эталон. Измерение можно понимать как
процедуру сравнения двух величин, в результате
которой экспериментально устанавливается
отношение между величиной измеряемой
и принятой за единицу измерения. Эксперимент.
Ставится в тех случаях когда необходимо
изучить некоторое состояние предмета,
которое не всегда наблюдается в естественных
условиях. Исследователь воздействует
на предмет исследования в специально
подобранных условиях, а затем изучает
его. В отличие от наблюдения, при постановке
эксперимента возникает сначала необходимость
достижения нужного состояния предмета,лишь затем,
наблюдения за предметом. Следует выделять
два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский
эксперимент, который связан с поиском
некоторых зависимостей между некоторыми
параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент,
который применяется в случаях, когда
требуется подтвердить или опровергнуть
некоторое положение теории. Абстрагирование.
Отвлечение частного, выделение общего.
Идея метода, как особой формы познавательной
активности ума, принадлежит Аристотелю.
Он предполагает существование, например,
кривизны как объективной универсалии",
однако общее существует не вне чувственно воспренимаемых |
ВОПРОС 14 ТОЧНО ВЕРНО
Теоретический уровень научного познания и его методы: абстрагирование, формализация, аксиоматизация и др. Теоретический
уровень – высший уровень научного познания.
Включает факты, добытые эмпирическим
путём, предшествующие развитию науки,
а также логические выводы, добытые рассудком
и разумом человека. Объект теоретическог
|
ВОПРОС 7
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания ). ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ — условное деление, которое становится
необходимым в ходе рефлексии познания , обсуждения его предельных оснований
и сравнения с другими формами постижения
действительности. В одном отношении Г.
п. задаются теми онтологическими, логическими
и методологическими принципами, которые
делают познание эффективным. Напр., Аристотель задавал границы античного по В другом отношении Г. п. задаются опытом
мышления, за которым, в конце концов,
стоит опыт социальный, опыт культуры.
Впервые на это указал И. Кант: разум впадает
в антиномии, когда выходит за пределы опыта. Примером
обнаружения Г. п. в конкретной науке (физике)
в ходе становления нового опыта является
кризис представлений о теплоте как невесомом
тепловом веществе («теплороде»). Опыты
с выделением тепла при трении двух тел,
опыты Б. Томпсона с выделением больших
количеств тепла при сверлении пушек,
опыты Г. Дэви с трением двух кусков льда
— все они показали, что теория теплорода
совершенно неправильна, и позволили Дэви
выдвинуть теорию, объясняющую тепловые
явления в рамках демокритовской концепции
с помощью гипотезы о колебательном движении
частиц материи. В данном случае практика
работы с тепловыми явлениями, практика
естественнонаучных экспериментов, демокритовская
традиция объяснения — все это, как новый
опыт, позволило увидеть границы существующег Установление Г. п. предполагает особые
формы философской или научной
|
Возможности и границы познания . Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Одна из центральных проблем Скептики сомневаются в Впервые отчетливо выразили эту позицию софисты (Протагор, Горгий, Продик). Они выражали крайнее сомнение по поводу получения достоверного знания. Агностицизм – такая гносеологическая
позиция, представители которой
отрицают (полностью или частично)
принципиальную возможность достоверного Скептицизм является важным моментом всякого серьезного анализа знания: никакой из видов человеческого знания не является столь совершенным, чтобы его достоверность нельзя было поставить под сомнение. Агностицизм нельзя представлять как концепцию, отрицающую сам факт существования познания . Мир слишком сложен для человеческого понимания, в нем всегда остаются загадки, нерешенные проблемы . ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ |
Границы возможностей _Из всех видов познавательной
активности человека (обыденной,
игровой, художественной, Проблемы границ научного познания в философии И. Канта Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Его философское творчество традиционно делят на два приода: докритический и критический. В наиболее значимой работе докритического
периода “Всеобщая естественная
история и теория неба” (1775) Кант
сформулировал мысль, которая позднее
в западноевропейской науке оформилась
в некую “коллективную” теорию
— гипотезу Канта-Лапласа. Это была
мысль о естественном происхождении
Вселенной под действием Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии. Основные идеи критического периода, помимо “Критики чистого разума” (1781) изложены в таких трудах, как “Критика практического разума” (1786), “Основы метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790) и ряде других. Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия. Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Всеобщие утверждения о мире в целом, о Боге, о свободе Кант сформулировал в антиномичной форме тезисов и антитезисов в своей работе “Критика чистого разума” [4. C. 405 — 420]. Формулируя и решая эти Антиномии разума решаются Кантом путем
различения мира явлений и мира вещей
в себе. Кант предлагает метод двойственного
рассмотрения, который он назвал экспериментальным
методом в философии. Каждый предмет
нужно рассматривать Согласно Канту, вещь в себе, или
абсолют, спонтанная сила, действующая
в человеке, не может быть прямым
объектом познания, поскольку человеческое
познание не связано с задачей
познания абсолюта. Человек познает
не вещи в себе, а явления. Именно
это утверждение Канта Кант в “Критике чистого разума” сформулировал свой знаменитый вопрос “Что я могу знать?” и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания. В своей теории познания он разрешает
проблему: как, исходя из субъективности,
из человеческого сознания, можно
прийти к объективному знанию. Кант
делает предположение о том, что
существует какая-то соразмерность
между сознанием и миром. Он связывает
размерность космических Прежде, чем познавать что-то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у Канта выступают априорные формы познания, т. е. не зависящие ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира. Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. “Эти две способности, — пишет Кант, — не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание” [4. C. 155]. Знание никогда не носит хаотический характер, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка. Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта выступают пространство и время, служащие формой организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не смог бы ориентироваться в нем. Априорными формами рассудка выступают
наиболее общие понятия — категории
(единства, множества, цельности, реальности,
причинности др.), которые представляют
собой всеобщую и необходимую
форму мыслимости каких бы-то ни
было предметов, их свойств и отношений.
Таким образом, человек, познавая мир,
конструирует его, строит порядок из
хаоса своих чувственных Следует иметь в виду, что Кант трактовал восприятие природы на основе теоретического разума. Поэтому его теория познания делится на три части: чувства, рассудок, разум. Учение Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. “Поэтому, — пишет Кант, — мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере” [4. C. 95]. Критическая философия требовала осознания ограниченности человеческого знания, которое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а “моральный закон внутри нас” служат у Канта основанием нравственности. “Критика практического разума” Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали. Моральное действие, как показал
Кант, не относится к миру явлений.
Кант выявил вневременный, т. е. независимый
от знания, от развития общества, характер
морали. Мораль, по Канту, — самая
бытийственная основа человеческого
существования, то, что делает человека
человеком. В сфере нравственности
действует вещь в себе, или свободная
причинность. Нравственность, по Канту,
ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается,
а наоборот, является единственным
оправданием разумного В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали: “категорический императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы” [5. C. 273]. Кант хочет найти высший принцип моральности, т. е. принцип выявления самого морального содержания и дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом” [5. C. 260]. Кант различал социально одобряемые
нормы поведения и нормы |
Познание , его возможности и границы 1. Познание как объект философского анализа.
Для философии Нового времени характерна борьба двух гносеологических концепций: рационализма и эмпиризма. Одно из направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и ряд других мыслителей. Другое философское направление
- эмпиризм (от греч. empiria - опыт) утверждает,
что все знания возникают из опыта
и наблюдений. При этом остается
неясным, как возникают научные
теории, законы и понятия, которые
нельзя получить непосредственно из
опыта и наблюдений. Наиболее яркими
представителями этого Кант разрешил спор рационалистов
и сенсуалистов, доказав, что источником
человеческих утверждений о мире
не является ни разум, ни чувства. По И.
Канту, источником знаний является активный
познающий субъект, синтезирующий
чувственное содержание ощущений с
рассудочными формами. Человек познает
не вещь саму по себе, а лишь явления,
описывая их на основе опыта и частных
наук. Естествоиспытатели поняли, что
разум видит лишь то, что создает
по своему собственному плану. Таким
образом, - заключает И. Кант, - не субъект
вращается вокруг объекта, а объект
вокруг субъекта. И не метафизика (учение
о принципах бытия) есть основание
всех наук, а критическая теория 2. Многообразие способов постижения мираГрандиозный авторитет науки способствовал тому, что в XIX веке все иные способы познания мира (философский, художественно-эстетический, религиозно-мистический, обыденно-практический) отошли на второй план. Сциентисты подвергли сомнению достоверность любого вида знания за исключением научного . Так в средневековом обществе
авторитет религии был Девиз «Знание - сила» дополняется
идеей научного Крайней формой сциентизма является
утопическое проектирование. Например,
Николай Федоров проектировал воскрешение
мертвых методами медицины, а его
последователь Константин Циолковский
надеялся заменить всю дикую природу
новейшими достижениями селекции. Ботаники
и зоологи должны были усовершенствовать
все несовершенное, т.е. устранить
все «ошибки природы». Человек
также должен быть «улучшен» медиками
с помощью искусственного процесса
его воспроизводства. Иногда утопические
проекты, например, в сфере социальных
преобразований, пытались воплотить
в жизнь, что приводило к Объект познания - это фрагмент (часть, аспект, уровень) объективной реальности (социальной, природной, культурной и т.д.), который включен в человеческую деятельность и познание . Посредники познания - это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т.п.), так и идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы и т.д.). Теория познания Таким образом, познание - это активный процесс. Но что заставляет человека интересоваться новыми, ранее не известными ему явлениями? Считается, что главной движущей силой познания является практика.Практика - это материальная чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества. Практика является основой всего человеческого бытия, согласовывает и определяет все формы деятельности. Важнейшие виды человеческой деятельности следующие: материально-производственная, общественно-политическая и научно-экспериментальная . Практика существует в единстве с познанием . Если практика - это материально-предметная деятельность, то познание - это идеально-образная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание . По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика - это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание - это производство идей, знаний, моральных норм и т.д. 4. Диалектика познания . Как движется познающий субъект
от явления к сущности? Сложность
объекта познания требует создания с ответствующей
полиструктурной системы познания . В связи
с этим, различают чувственное и рациональное познание .
Чувственное познание Многократное восприятие
вещи может удерживаться в сознании
индивида и при ее отсутствии. Это
уже будет более высокая Однако, чувства отражают то, что «лежит» на поверхности явлений. Они не в состоянии проникнуть в суть. Формы рационального познания - понятие, суждение и умозаключение. Исходной формой рационального познания Чтобы выразить связь и
взаимозависимость явлений, понятия
должны быть связаны между собой.
Такая связь создает другую форму
абстрактного мышления - суждения. Суждение
- это форма логического Объединение нескольких суждений создает
третью форму абстрактного мышления
- умозаключение. Умозаключение - это
такой логический процесс, в ходе
которого из нескольких суждений на основе
закономерных, существенных и необходимых
связей выводится новое суждение,
имеющее своим содержанием |