Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
9.Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества С15века начинается эпоха Возрождения в Западной Европе.На фоне распада феодальных отношений создается блестящая культура, развиваются богатейшие города-республики Италии, следуют открытия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в европе. Возникают первые парламенты. Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения. Возрождение-это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. в обществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров этой эпохи(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Гуттен, Боккачо)воспевают идеи гуманизма и неприемлемости старой средневековой идеологии. гуманизм эпохи Возрождения выступает как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм-есть воззрение, основывающееся на ценности человека, как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важное политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление.
10.Основные идеи
философии 17века(Ф.Бэкон, Р.
24.Проблема сознания
в философии и основные
Таким образом, сознание-сложное
системное образование, совокупность
разнообразных идеальных
20.Понятия бытия
и субстанции. Основные формы
бытия. Понятие « бытие»в5в до н.э. ввел
Парменид(представитель элейской школы).
Он говорит, что бытие есть, а небытия нет.
Но если нет небытия, то ничто не может
возникнуть и исчезнуть. Отсюда он делает
вывод, что движения нет, бытие неподвижно.
Мир бытия у Парменида-абстрактная конструкция,
мало способная служить пониманию мира.
А сегодня под бытием понимают все существующее.
Фалес в6в до н.э вводит понятие «субстанция»(некая
первооснова, первопричина всего существующего,
делающая мир единым. Субстанция опрделяет
все существующее, она причина всего. У
субстанции нет причины, она сама себе
причина. в качестве субстанции Фалес
предлагает воду. Для материалистов субстанция-материя,
для объективных идеалистов-сверхъестественное
создание(Бог..), для субъективных идеалистов-ощущения.
Субстанция-это сущность бытия. Бытие-противоречивое
единство материального и идеального,
прерывного и непрерывного. Ему характерно
движение, развитие, целостность. Для мира
в целом нет небытия, по отношению к отдельным
предметам, явлениям, можно говорить о
бытие и небытие. Формы бытия: 1)бытие 4)природы,
2)бытие общества, 3)бытие человека, бытие
идеального(сознание):
22.Движение и
развитие как атрибуты материи.
23.Пространственная
и временная организация бытия.
26.Структура сознания. Сознание и самосознание. Работа сознания обеспечивается действием его элементов.1)В структуру сознания входят чувственное, психическое восприятие и абстрактное мышление(их функция-получение и переработка информации);2)Большую роль в функционировании сознания имеют такие общие психические процессы как эмоции, воля, память, внимание(Так в выборе и оценке информации ведущая роль принадлежит эмоциям. Эмоции выражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру и сбе самому и т.д);3)основными формами психики являются ощущения, восприятия, представления;4)главный элемент сознания-знания(Они идеальны, являются продуктом материальной и духовной деятельности людей. Онги получаются на уровне абстрактного мышления. Существуют в виде таких форм, как понятия, суждения, умазаключения. Бывают обыденные и научные знания. выражаются в знаках естественных и искусственных языков. Уровень абстрактного мышления базируется на психике);5)Сознание включает в себя не только осознанные знания, но и бессознательное(Фрейд). Не все психические процессы осознаются. Сознательное бессознательное взаимосвязаны;6) Информация перерабатывается человеком не только на уровне осохнанного, но и на уровне бессознательного. И результаты этой работы всплывают в сознании как бы вдруг. Это называется интуицией;7)Самосознание-это отражение отражения( Сначало было родовое самосознание, позже с общественным разделением труда-индивидуальное самосознание. Развивается рефлексия(мышление о мышлении).
11.Основные идеи философии 18века(французские материалисты, Вольтер, Руссо, Юм). Идейной формой свободомыслия в Европе 18в становится деизм, который утверждает, что после акта творения бог не вмешивается в природу. Значит, теперь к природе возможен материалистический подход и над «обезбоженной» природой возможен эксперимент(ученые называют себя естествоиспытателями, т.е пытателями природы, Отсюда лозунг: Не ждать милости от природы). Кроме того, господствует метафизический подход: явления рассматриваются вне связи друг с другом, вот и субъект и объект, на которые разделил мир Декарт еще в 17в, не связаны друг с другом, т.е можем делать с природой все, что захотим. Материализм также характеризуется механичностью, т.е считали, что все-и неживая, и живая природа и общество-подчиняются законам механики. Итак, тепрь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой. Всем представителям эпохи Просвещения был характерен материалистический взгляд на природу и идеалистический взгляд на общество(жизнь общества зависить от человеческого сознания, т.е в обществе первично сознание, поэтому, чтобы жить лучше, людей надо просвещать) Во Франции в русле демократического просвещения зарождается идея создания « Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств, ремесел».Основателями выступает Дидро и Д-Аламбер. Французские материалисты создают научную картину мира, где нет места богу. В своих работах они утверждали вечность и несотворимость всего материального мира, свойством материи они рассматривали движение. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации. Руссо считал, что все люди равны от рождения. Неравенсмтва связывал с разделением труда и появлением частной собственности. Он выступал против только крупной частной собственности. Но отстаивал значение мелкой частной собственности. Он выдвинул идею природосообразного воспитания. Естественным состоянием человека является природное состояние, которое было до разделения труда и появления частной собственности.
12Немецкая классичекая философия(Кант, Гегель, Фейербах). Немецкая классическая философия второй половины 18-перв. половины 19в была апофеозом рационализма. Классическая-имеется в виду высочайший уровень ее представителей и уровень поставленных задач, которые они решали. Представители: Кант( Его творчество условно делят на2периода: докритический и критический. Сначала он интерисовался вопросами, связанными с естественными науками и параллельно с Лапласом выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из газово-пылевого облака благодаря законам притяжения и отталкивания(опираясь на механику Ньютона). Здесь можно усмотреть элементы эволюционизма, диалектики и материализма, ибо допускается существование мира независимо от человека. Во втором периоде своего творчества он занялся проблемами познания критически их рассмотрев. Его интересует проблема соотношения и познания «явлений» и «вещей в себе», т.е возможности познания внешних проявлений и познания внутренних закономерностей, т.е сущности предметов и явлений. Кант считал, что мир существует, и мы можем знать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем(сущность, закономерности в принципе не познаваемы)Это –агностицизм. Гегель-объективный идеалист( Мировое развитие-это развитие Духа(Абсолютной идеи). Дух первичен и находится в состоянии развития. Гегель разработал систему идеалистической диалектики, ее законов и категорий. По Гегелю развивается Дух и мышление, а природа, которую отчуждает от себя Дух в процессе своего развития, не развивается.Вывод-его диалектика носила непоследовательный характер. Система Гегеля состоит из 3 частей: в работе «Наука логики» Гегель говорит о том, что Дух-основатель бытия, в работе «Философия природы»-Дух отчуждает материальный мир, природу(природа не развивается во времени, а лишь распространяется в пространстве(учение Гегеля носит натурфилософский х-р); в3 части « Философия духа» рассматривается возвращение Духа из своего творения в человеческом духе, его проявление во всемирной истории и общественном сосзнании, происходит самопознание духа. Вывод Гегеля-все действительное-разумно, разумное-действительно»)
26.Самосознание способствует тому, что человек начинает себя и мир познавать и оценивать, т.е человека отличает гносеологическое и ценностное(аксиологическое) отношение к миру. В этом проявляется активность, избирательность и возможность тврчества. Творчество связано также с общественной, трудовой природой человека, с языковой, знаковой деятельностью. Познание и оценка делают возможным мировоззрение. Самосознание-аспект любого сознательного акта. Самосознание-способность человека одновременно отражать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.Впервые проблему самосознания выдвинул Сократ(познай самого себя), в средние века самосознание развивалось в связи с практикой исповеди(Августин), в философии Нового времени самосознание понималось как возможность знать о своих собственных способностях.Экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. Современная философия сосредоточилась на проблеме принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных. Самосознание-это и знания и переживания по поводу своей субъективной реальности. Самосознание-это любое самоотображение, равноценное отображению внешнего мира. Мы сознаем мышление, эмоции, волевые процессы.. Основа самосознания-чувство «Я»(Я-сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром. В сознательной сфере действует принцип реальности).