Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
34(а)Еще одна важная вещь. Обобщая, отвлекаясь от чего-то, мы на место забытого можем поставить другие образы, ведь образов в голове у нас много. Так появляется возможность комбинировать образы, возможность фантазии, воображения. Иначе говоря, уже на этом уровне проявляются творческие способности человека.
Человек вместе со своими органами чувств формируется не только в определенной природной, но и в социокультурной среде. Чувственное восприятие мира зависит не только от врожденных особенностей нервной системы, но формируется в определенной культуре и зависит также и от нее (особенно эмоциональная оценка, что прилично-неприлично, хорошо-плохо и др.). Чувственное отражение несет отпечаток личности, хотя и отражает черты объективного мира. Момент с субъективности здесь сильно выражен и играет большую роль.Итак, появляется возможность перехода к следующей ступени познания. Рациональное познание и его формы.Оно стремится за явлениями увидеть их сущность, за единичными событиями – их общие черты, за случайностями – закономерность. Подобное «видение» носит уже не чувственно-конкретный, наглядный характер, а отвлеченный, абстрактный характер, наглядной образностью не обладает (например, видели грушу, вишню, но не плод; плод – это понятие), а потому нуждается в материальном носителе – слове. Язык – это система материальных знаков. Процессы познания доступны исследованию только в языковой форме.Переход от чувственного к рациональному осуществляется с помощью таких методов как абстрагирование, обобщение, идеализация и др. Три основные формы рационального познания1). Понятия. Это слово или словосочетание, фиксирующее общие, существенные черты предметов и явлений.2). Суждения. Это предложения, в которых что-то утверждается или отрицается, это связь понятий.3). Умозаключения. Это связь между суждениями, выводы. Умозаключения, выводы делаются на основе двух или нескольких суждений и представляют собой новое суждения-умозаключение (например: 1.Иванов студент; 2. все студенты сдают экзамены. Вывод: Иванов должен сдавать экзамены). В основном умозаключения делаются с использованием методов индукции и дедукции.
Системой умозаключений
является мировоззрение. На уровне
уже не обыденного, а научного познания
умозаключения приобретают
34(в) разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности. Другие элементы структуры познавательного процесса: 1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. Представляет собой единство процессов бессознательного и сознательного. Сознательно мы ставим задачи, пытаемся решить их. Затем переключаемся на что-то другое. А подсознание продолжает работу, и результат часто всплывает как бы «вдруг». Но кто не работает умственно, у того и интуиции нет. Интуиция играет большую роль в познании, в его творческом характере. 2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания.
Интуиция и вера – иррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью.
3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Этот элемент познавательного процесса также важен для развития творческих способностей нашего познания. Французский философ Мишель Фуко
38.Уровни, методы и формы научного познания. Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено.Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования:1. эмпирический;2. теоретический;3. метатеоретический. Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь.«Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия.Классификация методов:
1. частнонаучные;2. общенаучные;3. философские. Эмпирический уровень научного познания: Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание При этом формируются эмпирические методы:
1. наблюдение;
2. эксперимент;
а также измерение и сравнение.
Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне. В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений.
Устойчивые и повторяющиеся связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного познания.Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному(Объект(абстрактные понятия, фиксирующие отдельные свойства, черты( например, человек или животное, биологические и социальные характеристики и т.п.;-конкретное, т.е. точное воспроизведение предмета в мышлении(например, теория человека).
38(б) Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.
Их можно разделить на 3 группы:1. идеалы и нормы описания и объяснения;2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;3. идеалы и нормы организации знаний. Пример идеалов научного объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения. Врач Парацельс объяснял, почему настойка грецкого ореха на винном уксусе помогает от головной боли тем, что есть симпатия между грецким орехом и мозгом, что выражено в их внешнем сходстве, подобии. Сегодня действие этой настойки объясняют тем. Что в ней содержатся вещества, снижающие давление. Альдрованди за сто лет до Бюффона описывая змей, отмечал особенности их анатомии, образа жизни и далее перечислял, мифы и легенды про змей, на гербах каких знатных особ и какие змеи встречаются, включая трехглавых, огнедышаших драконов и т.п. Бюффон (18 в.) читая Альдрованди, возмущался – «зачем все это?». Т.е. прошло немного времени, а НКМ изменилась – деизм… Анализом такого рода изменений в НКМ занимается философия. Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке и функцию мировоззренческой интерпретации знаний. Философия вписывает теоретические и эмпирические знания той или иной науки в культуру и НКМ начинает восприниматься как естественная.
В последнее время развивается и такая общенаучная отрасль как науковедение… Развитие научных знаний Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Так и называлась книга К.Поппера «Рост научного знания». Необходимость роста научного знания появляется тогда, когда использование теории не дает эффекта. Возникает проблема. Выдвигаются новые гипотезы, идеи. Они подвергаются верификации и фальсификации. В развитии науки наступает такой момент, когда новое знание не вписывается в рамки старой теории. Теория не может объяснить факты. Они противоречат и НКМ. Физик Томас Кун (США, 20 в.) охарактеризовал это как этап научной революции, который следует за эволюционным этапом. Научная революция связана со сменой научных парадигм.
3.Философия,как
феномен культуры.Предмет философии.Филос-я возник.тогда,когда человек
начин.осознавать факт того,что кроме
мира очев.вещей(данных в ощущениях),есть
мир неочев.вещей(скрытых).За тем,что видит
глаз,есть еще разум.Филосовствывать чел.начин.тогда,
когда сталк.с проблем,котор.не может решить
на уровне обыден.сознан.Треб.теорет.
2.Исторические
типы мировоззрения.По мере развития человечества
менялись его взгляды на мир и свое место
в мире.Все эти взгляды можно разделить
на3группы, внутри которых обнаруживается
тоже большое разнообразие. Мифологический
тип мировоззрения Возник в первобытном обществе.
Его элементы присутствуют и в мировоззрение
современного человека.Характеризуется
некритичностью, непосредственностью,
преобладанием наглядно-образного, чувственного
отражения мира.Абстрактное(понятийное,
рациональное) мышление развито слабо.
Осн.черты: анимизм(или одушивление предметов,
явлений).Наприм:Солнце всходит, как будто
у него есть ноги; антропоморфизация(предм.
и явлен приписан.челов.свойства).
12. 12. емецкая классическая философия(Кант, Гегель, Фейербах). Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение Канта, Гегеля, Фейербаха. И. КАНТ (1724-1804 гг.)Его творчество условно делят на два периода: докритический и критический. Сначала он интересовался вопросами, связанными с естественными науками и параллельно с Лапласом выдвинул, опираясь на механику И.Ньютона, гипотезу о происхождении Солнечной системы из газо-пылевого облака благодаря законам притяжения и отталкивания. Здесь можно усмотреть элементы эволюционизма, диалектики и материализма, ибо допускается существование мира независимо от человека.Во втором периоде своего творчества он занялся проблемами познания критически их рассмотрев. Его интересует проблема соотношения и познания «явлений» и «вещей в себе», т.е. возможности познания внешних проявлений и познания внутренних закономерностей, т.е. сущности предметов и явлений. Кант считал, что мир существует, и мы можем знать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, закономерности в принципе непознаваемы. Это – агностицизм. (На самом деле мы, конечно, много го не знаем, но считаем, что то, чего мы не знаем, в принципе может быть познано – это гносеологический оптимизм). Он считает, что внешние стороны предметов, иначе говоря, мир явлений, мы можем знать, он познается с помощью ощущений. То есть у нас есть чувственный уровень познания. Этому уровню присущи априорные (доопытные) формы чувственности: пространство и время, а также субстанция, причинность… С их помощью непосредственные хаотические чувственные впечатления группируются, находятся их связи. И то, что многие считают законами природы, есть только связь, которую вносит в мир рассудок. Рассудок – это способность к понятиям и суждениям. Иначе говоря, человек познает то, что сам конструирует. Это мы можем оценить как субъективный идеализм. Получается, что мы не знаем, каков мир на самом деле, а только создаем модели более или менее подходящие для нашего общения с миром.
12(б) ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)
Объективный идеалист. Мировое развитие – это развитие Духа (Абсолютной идеи). Дух первичен и находится в состоянии развития. Гегель разработал систему идеалистической диалектики, ее законов и категорий. По Гегелю, развиваются Дух и мышление, а природа, которую отчуждает от себя Дух в процессе своего развития (как свое инобытие, свое иное), не развивается. Можно сделать вывод, что его диалектика носила непоследовательный характер.
Общество проходит свои стадии развития (в истории реализуется Дух) пока не достигает конечной стадии и это – Прусская монархия во времена которой жил Гегель. И тут мы видим, что развитие имеет конец. Итак, система Гегеля состоит из трех частей.1. В работе «Наука логики» он рассматривает бытие Духа. Дух – основа бытия. Размышляя о Духе, Гегель размышляет о бытии. Т.е. с точки зрения Гегеля, «Наука логики» - это онтологическая работа. Дух находится в неразвитом состоянии до сотворения мира. В общем первая часть – это логика. В ней Гегель рассматривает диалектику как онтологию (т.е. он отмечает, что диалектическое развитие присуще Духу как основе мира).
12(г) ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804-1872)
Главный интерес Фейербаха – критика религии, а значит, и идеализма. По Фейербаху, не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его чертами, которые мы бы хотели видеть в людях.
Человек есть родовое (природное) существо. Он един в своей телесной и духовной сущности. В нем нет ничего сверхприродного. Даже социальное – это более высокая ступень развития природы, а не новый уровень организации материи. Ну, а раз нет движения от низшего уровня к высшему, то это - метафизический подход, а не диалектический к происхождению человека, общества и сознания (мышления). Итак, в человеке представлено и духовное и телесное (материальное), поэтому предметом философии должен стать человек, а философия должна стать антропологией. Отсюда, философию Фейербаха характеризуют как антропологический материализм.
Следует иметь в виду, что люди у него связаны лишь природными связями (любовь). Классовая, национальная и др. социальные характеристики человека значения не имеют. Подчеркивая любовь как основу отношений в обществе, он остается на позициях идеализма по отношению к обществу.
13. Социально-экономические
и идейные предпосылки