Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
36(б) 3. Постнеклассическая наука. Постнеклассический тип научной рациональности (сер. 20 – наст.время). Научное знание и познание исходят из следующих принципов:
- антропный принцип, из
которого следует
- принцип глобального эволюционизма;
- коэволюция общества и природы (идея ноосферы);
- принципы синергетики как общенаучного подхода;
- признается нелинейность развития систем, их неустойчивость (отсюда идея «общества риска» У.Бека и др.). Постнеклассической науке характерен другой тип рассуждения: «что произойдет, если…», какой ценой будет установлен порядок из хаоса? И т.п. Принимается отказ от беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над сложными системами. Раз нет однозначности в развитии сложных систем, то используется метод проигрывания возможных вариантов развития системы и анализ причин ее неустойчивости. На основе системного подхода и синергетики уделяется внимание взаимодействию системы и среды, процессам кооперативного взаимодействия и самоорганизации.
Вот на такой основе стараются решать и экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека. Надо отметить и еще один немаловажный аспект развития и организации науки.. Первоначально наука была организована как предметная. Этот принцип сохраняется и сегодня. Но все большую роль играет проблемная организация науки. Развиваются общенаучные, комплексные, межпредметные знания (например социальная экология …).
37.Наука в системе
социальных ценностей. Этос
- не лги;
- не укради;
- бескорыстный поиск истины, ее отстаивание;
- обоснованность знаний;
- организованный скептицизм;
- универсализм (убеждение,
что изучаемые явления
- общность (научные знания становятся общим достоянием);
- социальная ответственность ученого.
Современные исследования в области нанотехнологий, ядерных исследований, генной инженерии, климатологии, психологии и других могут затрагивать благополучие природной окружающей среды, здоровье человека. Результаты научных открытий могут недобросовестными политиками или террористами использоваться в корыстных целях. Кроме того, в процесс самих исследований может быть опасен. Невозможно проконтролировать работу каждой лаборатории, поэтому так важна ответственность каждого ученого за последствия своей деятельности. Ученый должен быть нравственным человеком. Наука является важнейшей ценностью в системе ценностей
36(а) На рубеже 19-20 вв. стали образовываться крупные научные институты с лабораториями, хорошо технически оснащенными. Что приблизило науку к формам современного индустриального труда. Наука становится мощным фактором социально-экономического развития. До 19 в. наука играла вспомогательную роль в производстве. Теперь же она опережает производство. Новые производства строятся на базе научных достижений. Сегодня говорят не просто о научных или технических революциях, а о НТР и о НТП. Но нельзя разделить научный и технический прогресс и общий социальный прогресс. Наука становится производительной силой общества.
Философия жизни еще в конце 19 в. обвиняла науку в том, что она, будучи аналитичной, все членит, омертвляет живое. Бердяев говорил о технике как средстве господства и власти, о том, что человек создает науку, чтобы облегчить себе труд, а в итоге сам становится придатком машины… Классификация наук:1. по предмету и методу: естественные, общественные, технические;
2. по направленности
и отношению к практике: фундаментальные
и прикладные. Для описания науки используются
такие понятия как «научная рациональность»
и «типы рациональности». Активно их исследовал
В.С.Степин.1. Классическая
наука. Классический тип
научной рациональности (18-сер.19 вв.)
характеризуется изучением объекта как
существующего «сам по себе» (Декарт делил
мир на субъект – чистый разум – и объект).
Доминирует механистическая НКМ. Господствующей
схемой научного знания становится каузально-классическая схема
«если …то», задающая строгую однозначность,
определенность, линейность, детерминированность
обосновываемых знаний, где случайности
и гипотезам не было места. 2. Неклассическая
наука. Неклассический тип
научной рациональности (19-сер.20 вв.)
связан с неклассическим этапом развития
науки. Характерно высказывание Н.Бора:
«мы является не только зрителями, но и
актерами на сцене природы». Т.е. признается
влияние субъекта на познание, зависимость
полученных данных от используемых приборов
(Н.Бор: электрон одними приборами фиксируется
как поле, другими – как частица. Отсюда
принцип корпускулярно-волнового дуализма).
37. в системе ценностей современной культуры, но еще более значимыми ценностями являются жизнь, природа, здоровье человека, мирное развитие общества, культуры.Функции науки:
1. культурно-мировоззренческая;2.
производительная сила
5. научное познание; предмет
его – общие и необходимые
закономерности; носит понятийный,
рационально-логический
6. философское познание; предмет
его – всеобщее. Оно всегда
является мировоззрением и
7. художественное познание; имеет образный и наглядный характер (как и обыденное), но отражает типическое (общее) как и наука и имеет ценностный характер, как философия.
35(а) Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму. 4) Знания действительно всегда относительны. Однако в любом нашем знании есть то, что проверено практикой на предмет их соответствия действительности и опровергнуто быть не может («все вещи состоят из атомов», «люди смертны»). Это значит, что любое наше знание включает в себя момент абсолютности (точного, конкретного и объективного отражения какой-либо черты объекта), т.е. включает в себя черно абсолютной истины. В этом смысле все истины абсолютны. Существуют философы, преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками. Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина-это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание-идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание-это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания-источник его развития. Существует вопрос: «Сколько может быть истин об объекте?» Ответ – одна! Но это целостное, многогранное знание о предмете, о ситуации. Оно характеризуется объективностью, конкретностью, абсолютность и относительностью. Оно развивается. Гегель говорил, что «истина есть процесс».Концепции истиныВ классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины. 1) Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику. 2) Когерентная концепция истины. Критерием истины считает непротиворечивость знаний.
35(в) преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика – это вся совокупная общественно-историческая деятельность людей, осуществляемая ими сообща и обеспечивающая их существование и развитие (в отличие от опыта, который всегда индивидуален).1.Роль практики в познания:1) практика – основа познания;2) практика – цель познания;3) практика – критерий истины. Как критерий истины практика сама противоречива, т.е. и абсолютна (единственный критерий истины) и относительна (т.к сама развивается.
В структуру практики входит:1)
субъект практики (деятельности); 2)
цель деятельности; 3) средства деятельности;
4) объект деятельности.Основные виды практики:1)
материально-производственная;
33 (Пример из романа В.Пелевина «Ампир-В»: «объяснение есть функция существующих представлений. В Средние века считали, что чума передается сквозь поры тела, поэтому для профилактики людям запрещали посещать баню. Сейчас наука считает, что чуму переносят блохи, и для профилактики, людям советуют чаще ходить в баню». Т.е. знание всегда ограничено эпохой, уровнем развития практики и т.д.). И если в естественных науках субъект еще может проявлять, хоть и относительную, но объективность, то в социально-гуманитарных науках интересы, ценности субъекта заметно влияют на его научные выводы. Отсюда, важно задаваться вопросом: «Кто сказал? Почему и зачем?» «К какой социальной группе, классу принадлежит данный человек? Каковы его убеждения, ценности, цели?». (Можно вспомнить Фрейда с его пониманием супер-эго и его влиянием на сознание-Я).1. Диалектический материализм считает, что между субъектом и объектом имеет место взаимосвязь, взаимовлияние; 2.метафизический материализм понимал познание как пассивное созерцание, отражение субъектом объекта, не понимал роли практики в познании; 3. Идеализм рассматривает субъекта как активное начало, но причину активности не объясняет. Объективный идеализм под субъектом понимает Абсолютную Идею (Гегель); 4. Агностики вообще не видят связи между субъектом и объектом, познание невозможно.О соотношении субъекта и объекта:1) Классическая теория познания мира-знания можно убрать все, что привносит в знание субъект познания и исключить зависимость знаний от приборов и используемых теорий и методов и получим чистое объективное знание!2) Постклассическая теория- знание-единство субъективного и объективного(отказ от принципа противопоставления, оппозиции субъекта и объека, отказ от бинаризма, как говорят постмодернисты). Т.е. знания противоречивы. Следует это учитывать, используя знания. Но стремление к объективному знанию-это идеал познания!