Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
31.Категории диалектики. Категории-всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом(Закон-это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д. Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п. Категории: единичное(отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…) и общее(отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…), особенность-это единство единичного и общего в самом предмете. Ведущим в развитии является общее(например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или иной предмет, науку, изучаем общее);сущность(отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством и природой)и явления(выражает, что лежит на поверхности, внешние связи. Выражают сущность предметов, но зависят также и от внешних условий, несут их черты),категория видимости-это явление противоположное сущности, которая как бы скрывает счущность, но в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяет лучше понять сущность(например, характер человека можно рассматривать как сущность. каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как говорит человек. но по одному поступку нельзя судить о человеке, т.к. явления зависят не только от сущности(характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет о характере. То, чем один поступок отличается от другого, во многом зависит от внешних условий; форма((способ существования содержания. Бывает внешняя(способ внешнего проявления предмета, процесса( его конфигурация, цвет, запах..) и внутренняя(структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания).Форма отвечает на вопрос:как содержится?)
31Наука всегда ищет причины. не найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия(температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов). Повод-это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину. Трудности поиска причины связаны еще с тем, что чаще всего действует несколько причин(противоречий внутри системы взаимодействия). Причины можно классифицировать на главные и неглавные… Детерминизм-признание того, что ничто не происходит без причин(т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью. Метафизическое понимание детерминизма: причина-это тело(а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В резудьтате, весь мир представляется предопределенным(судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственности за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы. А вот диалектический материализм считает, что причина-взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-либо другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит для выбора свободы. Индетерминизм-отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо; необходимость(то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определнных условий произойдет обязательно, неизбежно) и случайность((то, что вытекает из внутренних
31 юг, потому что мы считаем,
что так будет лучше. При этом игнорировалось
то, что у природы есть свои закономерности
и их игнорирование может привестьи к
непредвиденным последствиям. Еще чаще
мы проявляем валюнтаризм в общении друг
с другом, давая советы, настаивая на их
выполнении, не считаясь с психологическими
возможностями человека, его характером
как внутренней его закономерностью, необходимостью;возможность(кат
32. Проблема познаваемости мира.Сам вопрос о познаваемости мира развивается по мере развития человека, его самосознания. С общественным разделением труда развивается личность самосознания. Осознание себя как личности, как «Я», способствует соотнесению «Я» и «не-Я», их сравнению, познанию мира и себя. Теория познания( или гносеология) включает вопросы о степени адекватности(соответствия) результатов познания, т.е. знаний, миру. Это вопрос об истине и ее критериях. Гносеология вкдючает и вопросы об уровнях и формах познания, механизмах и закономерностях познания, его целях и ценностях. Познание-это сложный процесс и потому существует несколько определений познания: 1)это взаимодействие субъекта и объекта(социальное опосредованное, исторически развивающееся отражение субъектом объективного мира); 2) это активнгая творческая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта с целью раскрытия его сущности;3) это диалектически противоречивый процесс, в результате которого мысль человека об объекте все более приближается к нему; это обогащение человека новыми знаниями;4) это деятельность сознания. Познавательная деятельность всегда связана с практической и оценочной деятельностью, влияет на них и сама от них зависит. Когда мы говорим, что познали некий предмет, явление, то что это значит? В каком случае можно говорить о том, что мы «их» знаем? Очевидно в том случае, когда мои знания соответствуют объекту, т.е. имеет место совпадение знаний, как результат познания, и объект. Гегель характеризовал вопрос о познаваемости мира как вопрос о тождестве мышления и бытия. Вопрос: может ли тождество быть 100%.видимо нет. Почему?1)Мир развивается;2)практика человека конкретно-исторически ограничена, хотя и развивается; человек смотрит на мир сквозь призму конкретной культуры, к которой принадлежит;3)мышление и бытие хоть и связаны, но разнокачественны и полностью не совпадают;4)не совпадают такие стороны предметов как сущность и явление, внешнее и внутреннее и др. Вопрос: может ли быть так, что вообще нет тождества между мышлением и бытием, т.е совпадение равно 0%Нет! Ведь все в мире взаимосвязано, все явления несут в той или иной мере информацию друг о друге и о мире, т.е в них есть нечто общее, в том числе между мышлением и бытием
32 Отсюда следует, что мир познаваем. Проблема состоит в степени познания в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе. Итак, всякий, кто утверждает, что мир познаваем, исходит из того, что признает наличие связи и общего между субъектом и объектом. Однако природу этих связей и общего материалисты и объективные идеалисты объясняют по-разному. По ответу на этот вопрос все философы разделились на: гносеологических оптимистов(тех, кто признает познаваемость мира), при этом материалисты считают, что сознание-это свойство материи отражать мир(т.е. сознание и материя связаны, а значит мир познаваем); объективные идеалисты считают, что сознание(Идея, Бог, Дух и т.п.) творит материальный мир и сознание человека связывает их, т.к. Дух присутствует в природе, и в сознании. Значит познание возможно.Познание-это всегда взаимоджействие субъекта и объекта. Агносицизм( не признали познаваемость мира): выделяют 2 линии агносицизма: Линия Юма(я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю, т.е. сомневается в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего); Линия Канта(Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас неопознаваемой. Сущность предметов, вещей Кант пазывает «вещью-в-себе». С его т очки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас». Агнгостики не видят связи субъекта и объекта.). Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика-это источник наших знаний, практика-это цель нашего познания и практика-это критерий(проверка) истинности наших знаний. В своем похзнании мы идем от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объекктивным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-либо черт предметов и явлений. Т.е.наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.
30 Отрицание-это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию. За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются(расширяющаяся спираль, а не круговорот). Черты развития: 1) поступательность;2) наличие относительных круговоротов;3) спиралевидный характер;4) необратимость;5) движение от низшего к высшему. Метафизики( альтернатива диалектике) рассматривают развитие как движение по замкнуому кругу, т.е по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень
31 и содержание(совокупность
элементов, единство свойств, процессов,
связей, противоположностей предмета.
Отвечает на вопрос: что содержится?). ведущим
в развитии является содержание. Так считает
материализм. Содержание активно(материалистическая
диалектика исходит из того, что материи
присуще саморазвитие), поэтому оно и более
изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное
соответствие формы и содержания сменяются
ростом их противоположности, достигает
стадии конфликта и происходит сбрасывание
старой формы и одновременное переделывания
содержания. Новый предмет-это новая форма
и содержание, соответствующие друг другу,
т.е. форма может тормозить развитие содержания,
если перестает ему соответствовать. Отношения
между формой и содержанием не однозначны.
Одно содержание может проявляться в разных
формах, но не в любых, а в тех, которые
соответствуют61)содержанию,2)
31 закономерностей данного
процесса, что обусловлено внешними
явлениями, то, чего могло и
не быть. Случайность возникает
при пересечении
27 (Прогресс-это появление
нового, ведущего к гармонизации
отношений между элементами