13.Материя. Представления
о метерии в истории философии. Современные
подходы к определению понятия материя. Материальный, природный мир
является одной из основных форм бытия.
Поэтому содержательный анализ понятия
"материя"всегда находился в поле
зрения различных философских направлений.
Материя как основное понятие европейской
философии возникает и активно разрабатывается
еще в ранней античности. Натурфилософы
первыми пытались выявить некое "первовещество",
составляющее основу существующего мира.
Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно
утверждают в качестве такового: воду,
воздух, огонь, атомы. Но попытки придать
конкретным видам материального мира
всеобщий характер, возложить на них функцию
абсолютного субстрата всего сущего не
увенчались успехом, ибо не смогли объяснить,
в первую очередь, многообразие действительности.
Собственно термин "материя" впервые
был использован Платоном, который утверждал,
что соединение идей (эйдосов) как подлинного
бытия и противостоящего ему небытия (материи)
образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно
Аристотелю, отвергшему мир платоновских
идей, инертная и косная материя есть лишь
возможность предметного многообразия.
Подлинной же действительностью является
форма – самодавлеющее, активное, творческое
начало: глине необходим гончар – демиург.
Высшая форма мира – Бог–создатель всего
сущего, действительного. Аристотелевская
концепция соотношения формы и материи,
преобразованная в соответствии с принципами
монотеизма, заняла господствующее положение
в философских системах христианства
и мусульманства. В механистическом материализме
Нового времени в основе определения материи
лежит не вещество, а некие всеобщие свойства
(протяженность, непроницаемость, фигура,
тяжесть и другие). Чаще всего, носителем
этих свойств признаются атомы как последние
неделимые элементы мира. В философских
учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется
с природой. Если все вещи определены внешней
причиной, то природа (субстанция) в отличие
от них есть причина самой себя (causa sui).
Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций,
Гольбах и другие) продолжили и развили
далее механистические воззрения на развитие
мира. Материя представлялась им как вечная
и несотворимая, постоянно движущаяся
по законам механики, основа реального
мира. Опираясь на материалистический
сенсуализм, утверждали первичность материи
и вторичность всех форм сознания. Гегель
рассматривал материю в качестве "инобытия"
абсолютной идеи, необходимого периода,
одного из этапов развития бытия мирового
духа. Маркс и Энгельс в понятие материи
включали всю постоянно изменяющуюся
и развивающуюся картину мира. Они считали
содержанием философского понятия материя
не какой-либо "общий признак", а противоречивый
процесс определения сознания бытием
в ходе практической деятельности человека.
Материя понималась как единственно существующая
субстанция. В начале XX века, в связи с
открытием английским физиком Дж.Томсоном
электрона – первой внутриатомной частицы,
некоторыми философами и учеными был сделан
вывод об "исчезновении материи",
так как существование последней связывалось
с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному
представлению о материи приходит гносеологическое,
одним из первых сформулированное В.И.Лениным
в его работе "Материализм и эмпириокритицизм".
Эта концепция получила свое дальнейшее
развитие в рамках марксистского мировоззрения
и прежде всего в СССР. Но оно оказалось
лишь периодом в развитии понятия материи.
Существуют различные аспекты философского
осмысления материи. Достаточно распространенным
определением яыляется: "материя –
это философская категория для обозначения
объективной реальности, данной нам в
ощущениях и существующей независимо
от сознания". Это определение носит
ярко выраженный мировоззренческий характер
и определяет отношение человека к миру,
содержит в себе возможность для индивида
сопоставлять свое существование с существованием
других людей, различными сторонами природного
и социального бытия, познавать и практически
использовать общие понятия, представления,
ценности, знание в целом, общечеловеческий
опыт, регулирующие его отношение с окружающей
реальностью. Одним из опорных понятий
в рассматриваемом определении является
сознание, содержательный анализ которого
позволяет более полно представить противоположное
ему понятие объективной реальности. Абсолютная
противоположность материи и сознания
проявляется в том, что в образах сознания
отсутствуют сами материальные объекты,
хотя имеется информация о них; это особая
субъективная реальность, особый мир,
развивающийся и функционирующий по специфическим
законам. Далее, на основе репродуктивных
образов в результате творческой деятельности
сознания создаются идеальные образы,
не имеющие аналогов в действительности,
но способные приобрести материальный
статус. В онтологическом смысле "материя
– это бесконечное множество всех существующих
в мире объектов и систем, субстрат любых
свойств, связей, отношений и форм движения;
в мире нет ничего кроме движущейся материи".
Подобный подход к определению материи
показывает относительную противоположность
между материей и сознанием, природой
и духом.
14.Движение, пространство,
время и отражение как атрибутивные
свойства материи. В философии под
движением принято понимать всякое изменение
вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое
свойство бытия и атрибут материи.
Системные образования каждого структурного
уровня материальной действительности
находятся в сложном взаимодействии с
другими процессами и явлениями. В связи
с этим каждому структурному уровню материи
присуща своя форма движения. Движение
есть следствие взаимодействия вещей
и явлений между собой: взаимодействие
объектов неизменно вызывает изменения
в каждом из них:Выделяют следующие
виды движения: механическое, физическое,
химическое, биологическое и социальное.
Движение материи:возникает из самой материи
(из заложенных в ней противоположностей,
их единства и борьбы);всеобъемлюще (движется
все: отталкиваются и притягиваются атомы,
микрочастицы; идет постоянная работа
живых организмов – работает сердце, система
пищеварения; осуществляются физические
процессы – движутся химические элементы,
движутся живые организмы, движутся реки,
осуществляется круговорот веществ в
природе; постоянно развивается общество.
Земля, другие небесные тела движутся
вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд);
звездные системы движутся в галактиках,
галактики — во Вселенной; в обществе
тоже наблюдаются изменения на всех его
уровнях: даже мышление человека представляет
собой движение мысли);постоянно (существует
всегда; прекращение одних форм движения
замещается возникновением новых форм
движения). То общее, что
присуще всем формам движения, есть не
что иное, как изменение, понимаемое в
самом широком смысле этого слова, начиная
от простого перемещения и кончая мышлением. Движение – единственный
способ существования материи, ее
атрибутивное качество. Мысль о том, что
движение имеет абсолютный характер,
не отрицает его относительности
в том смысле, что изменение одного объекта
можно зафиксировать лишь относительно
другого объекта и появление новых систем
и свойств объектов можно заметить только
при сравнении с ранее существовавшими
системами и свойствами. Материя имеет
способность к самоорганизации – созданию,
совершенствованию, воспроизводству самой
себя без участия внешних сил. Всеобщей
формой внутренних изменений, на основе
которых происходит самоорганизация,
является так называемая флуктуация –
постоянно присущие материи случайные
колебания и отклонения. В результате
данных спонтанных изменений и отклонений
(флуктуации) существующие связи между
элементами материн изменяются, а также
появляются новые связи – материя приобретает
новое состояние, так называемую «диссипативную
структуру», которая отличается неустойчивостью. Материя имеет
расположение во времени и пространстве.
В том что касается расположенности материи
во времени и пространстве, существует
два основных подхода: субстанциональный; реляционный. Сторонники первого, субстанционального
(Демокрит, Эпикур), считали время и пространство
отдельной реальностью, самостоятельными
субстанциями, наряду с материей, а отношение
между пространством, временем и материей
рассматривали как межсубстанциональные.
Пространство отождествлялось с пустотой
(пустым местом), понимаемой как самостоятельная
субстанция, благодари которой все явления
и процессы получают пространственные
характеристики. Эта идея сыграла существенную
роль в процессе становления классической
физики. Время тоже рассматривалось как
самостоятельная сущность, как «длительность
вообще», как условие всех возможных изменений.
Время имеет свое «течение», независимо
от того, происходит что-либо или не происходит. Сторонники второго, реляционного
подхода (от лат. relatio – отношение) (Аристотель,
Лейбниц, Гегель), воспринимали время и
пространство как отношения, образуемые
взаимодействием материальных объектов.
Реляционная концепция времени исходила
из первичности движения, изменения конкретных
объектов, относительно которых, в зависимости
от характера изменений, формируются временные
отношения. Время выступает как выражение
упорядоченности, последовательности
происходящих изменений. В настоящее время
более достоверной (исходя из достижений
науки) выглядит реляционная теория, согласно
которой: время – форма бытия
материн, которая выражает длительность
существования материальных объектов
и последовательность изменений (смены
состояний) данных объектов в процессе
их развития; пространство – форма бытия
материи, которая характеризует ее протяженность,
структуру, взаимодействие элементов
внутри материальных объектов и взаимодействие
материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены
между собой. То, что совершается в пространстве,
происходит одновременно и во времени,
а то, что происходит во времени, находится
в пространстве. Гегель, соединяя пространство
и время с движением, утверждал, что они
действительны только при наличии движения,
изменения чего-либо. А движение, по Гегелю,
является непосредственным единством
пространства и времени. Категории пространства
и времени носят универсальный характер,
так как применимы для анализа и объективной,
и субъективной реальности, то есть носят
всеобщий характер. Всеобщность обусловлена
единством бытия и абсолютным характером
происходящих в нем изменений. Из реляционной
концепции пространства и времени вытекает
идея качественного многообразия пространственно-временных
структур: развитие материи и появление
новых форм ее движения должно сопровождаться
становлением качественно специфичных
форм пространства и времени. Отражение – способность
материальных систем воспроизводить в
самих себе свойства взаимодействующих
с ними других материальных систем.
Материальным доказательством отражения
является наличие следов одного материального
объекта на другом материальной объекте:
следов человека на грунте, следов действий
человека, царапин, эхо, отражения предметов
в зеркале, на гладкой поверхности водоема. Эти следы, запечатлеваемые
в чем-то другом и используемые самоорганизующимися
системами, называются информацией. Отражение
в неживой природе — это элементарные
формы отражения: механическая, физическая,
химическая. Приведенные примеры как раз
демонстрируют эти формы отражения. Элементарные
формы отражения еще не обладают активностью.
Отображаемая и отображающая системы
здесь выделяются лишь условно. Здесь
еще нет избирательно направленной активности. Особый вид отражения
– биологический,
который включает в себя следующие стадии:
раздражимость, чувствительность, психическое
отражение. Раздражимость
– это биологическое отражение. Она имеется
уже у растений. Раздражимость – это реакция
живых организмов на благоприятные и неблагоприятные
условия среды. Более высокой разновидностью
биологического отражения является чувствительность,
то есть способность отражать отдельные
свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического
отражения присуща активность и целесообразность.
У более высоко развитых животных появляются
способности, которые они активно используют
при добыче пищи. На основе этого происходит
дальнейшее развитие биологической формы
отражения: появляются зачатки психической формы
отражения. Восприятия, представления
обусловлены усложнением самих форм поведения,
а также развитием нервной системы, усложнением
структуры головного мозга. А. Г. Спиркин
называет ощущения и представления ядром
сознания. Психическое отражение, возникающее
у позвоночных животные, – это свойство
живых организмов целесообразно реагировать
на предметно-оформленную среду с целью
приспособительного поведения. Психическое
отражение — систематизация ощущений,
способность живых организмов (животных,
особенно высших) моделировать поведение
в целях приспособления к окружающей среде,
многовариантно реагировать на возникающие
стандартные и нестандартные ситуации. Высшим уровнем
(видом) отражением является сознание. Согласно
материалистической концепции, сознание – это способность
высокоорганизованной материи отражать
материю. Для возникновения
сознания одних биологических предпосылок
недостаточно. Новый способ жизнедеятельности
человека, его предметно-практическая
деятельность, есть необходимое условие
формирования человеческого сознания.
Общественный труд формирует человеческое
сознание. Трудовой способ деятельности
порождает надобность в знании, потребность
в понимании объективных законов вещей
и процессов. Это необходимо человеку
уже для первого акта его трудовой деятельности
– изготовления орудий труда. Сознание
продуцирует продукты «второй природы»,
которыми живет человек и которые удовлетворяют
его многочисленные потребности. Человек
начинает противопоставлять себя природе,
выступая субъектом ее познания и преобразования.
Одновременно с этим и сам человек становится
объектом познания. У человека возникает
самосознание.
15.Развитие: метафизические
и диалектические представления
о развитии. Основные законы
о диалектики. Философы-метафизики,
если они соглашались с идеей развития,
трактуют его крайне односторонне,
многие из них истолковывают
развитие как уменьшение и увеличение,
как повторение того, что было, отвергая
возникновение принципиально
нового. Другие философы (А. Бергсон,
С. Александер, К. Поппер) считали, что развитие
- это цепь случайностей, непредсказуемых
спонтанных скачков, прерывающих всякую
связь со старым. Часто развитие воспринимается
только как прогресс, прямое восхождение от низшего
к высшему. Для иных мыслителей (поэт
древности Гесиод, а в наши дни - теоретик
негативной диалектики Т. Адорно) развитие
видится в неуклонной деградации действительности,
в регрессе от высшего к низшему.
Возводя в ранг философской концепции
развития теоретическое воспроизведение
какого-то одного момента действительности
(круговорота, повторения, скачка, прогресса,
регресса и т.д.), метафизики тем более
оказываются не в состоянии ответить на
вопрос, в чем причина качественного обновления
мира. Ими источник развития переносится
вовне: по отношению к миру вообще – это
Бог (или субъект, или безличный разум,
воля и т.п.); применительно же
к отдельным объектам вопрос о причине
их развития либо игнорируется, либо решается
указанием лишь на внешние воздействия. Целостную
научную концепцию развития построил
марксизм (диалектический материализм).
Развитие понимается здесь как универсальное
свойство материи, как подлинно всеобщий
принцип, служащий также (в форме историзма)
основой объяснения истории общества
и познания. Общей теорией развития выступает
материалистическая диалектика, главная
особенности процессов развития выражает
содержание её основных законов - единства
и борьбы противоположностей, перехода
количественных изменений в качественные,
отрицания отрицания: "Развитие, как
бы повторяющее пройденные уже ступени,
но повторяющее их иначе, на более высокой
базе („отрицание отрицания"), развитие,
так сказать, по спирали, а не по прямой
линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое,
революционное; - „перерывы постепенности";
превращение количества в качество; - внутренние
импульсы к развитию, даваемые противоречием,
столкновением различных сил и тенденций,
действующих на данное тело или в пределах
данного явления или внутри данного общества;
- взаимозависимость и теснейшая, неразрывная
связь всех сторон каждого явления (причем
история открывает все новые и новые стороны),
связь, дающая единый, закономерный мировой
процесс движения, - таковы некоторые черты
диалектики, как более содержательного
(чем обычное) учения о развитии" (Ленин).
Диалектико-материалистическое учение
о развитии составило философско-методологический
фундамент теории революционного преобразования
общества. Перерабатывая и углубляя гегелевскую
диалектику, марксизм показал принципиальное
различие и вместе с тем органическое
единство двух основных типов развития
общества - эволюция и революция (на основе
вышеуказанных законов диалектики). Диалектика — этоучение о движении
и развитии, восходящее к античному философу
Гераклиту, который учил о единстве противоположностей.
Согласно диалектике, источник движения
и развития любого тела может находиться
только в нем самом (идея самодвижения
и саморазвития). Основные законы диалектики: Закон единства и
борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает
взаимоисключающими свойствами, «борьба»
которых приводит к непрерывному изменению
вещи (саморазвитию). Примечание. Человеческий род состоит из
противоположных половин: мужской и женской, «борьба» которых приводит к
постоянному обновлению рода посредством
рождения детей, внешне и внутренне отличающихся
от своих родителей. Альтернативой этому
процессу является почкование, т. е. постоянное воспроизведение
тождественных родителю потомков однополыми
существами. Закон взаимного перехода
количественных изменений в качественные. Всякая вещь, внутренне изменяясь,
должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав
быть самою собой. Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести
к ее превращению в пар; старение человека
рано или поздно приводит к его смерти,
т. е. к превращению в труп; увеличение
денежных накоплений рано или поздно приводит
к их превращению в самовозрастающую
стоимость или в капитал. Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся
вещи, не может вернуть ее в первоначальное
состояние (до исходного изменения), а
переводит ее в новое синтетическое состояние,
предполагающее сочетание свойств, которые
были присущи вещи как до, так и после исходного
изменения.
16.Представление
о человеке в истории философской
мысли.С одной стороны, человек — существо
физическое, телесное; он обуреваем влечениями,
в нем сильны бессознательные импульсы.
С другой стороны, человеческая природа
являет нам сознательность, разумность,
способность ясного понимания и осмысливания
обстоятельств. Сознание, разум и свобода
присущи человеку. Именно эта двойственность
всегда заставляла философов искать сущность
человека. Под проблемой человека в
философии понимается: проблема добра
и зла, души и тела, свободы человека, поиск
места человека в окружающем мире и т.д.
В разное время внимание философов обращалось
к различным аспектам данной проблемы,
они рассматривались с разных точек зрения
в зависимости от преобладающего мировоззрения
данной эпохи. В античной философии сформировался
особый подход в постижении природы и
человека— космоцентризм, суть которого
заключается в том, что исходной отправной
точкой в разработке философских проблем
было понимание космоса как единого соразмерного
целого, обладающего некоторым духовным
началом (душа, мировой разум). Понимание
космоса находится в центре понимания
мира. В соответствии с этим трактуется
и природа человека. Человек— микрокосм,
отсюда и гармония человека, мира, разум
человека, мышление. Начиная с классического
периода (с Сократа), проблема человека
выдвигается на центральное (первое) место.
Для средневековой философии характерным
было решение вопросов в соответствии
с пониманием Бога, его сущности. Аналогично
осуществляется понимание природы и человека,
их сущностей, истолкование принципов
отношения человека и Бога. Философия
Возрождения является гуманистической,
и потому антропоцентричной, т.е. в центре
философии — проблема человека, как самоценного
существа и через призму этого — понимание
мира. Философы связывали свободу человека,
смысл его жизни с его собственной внутренней
активностью, творческой деятельностью,
которая выступала как главный фактор
самореализации личности, индивидуализации.
Западноевропейская философия XVII века
рассматривала главным образом проблему
познания, которая выступила на первый
план. Разработка проблемы привела к возникновению
двух противоположных познавательных
концепций: эмпиризма и рационализма.
Проблема человека, его познавательной
способности и свободы в этот период решалась
с помощью рационалистической установки.
Французская философия XVIII в. рассматривала
ее также с позиций рационализма. Одной
из важнейших философских проблем, связанных
с человеком, является проблема соотношения
природного и социального в его историческом
и индивидуальном развитии. Социоантропогенез
связан с тем, что предчеловек в процессе
трудовой деятельности изменял свои руки,
приспосабливая их к примитивным орудиям
труда, формировал свой язык и речь, предназначенные
прежде всего для общения с людьми. Важными
этапами на пути становления человека
явились приобщение его к огню, добычи
огня, а также приручение животных, увеличившее
его силы в его отношениях с природой.
Окончательно сформировавшийся человек
(человек разумный — Homo sapiens) уже обладал
всеми биологическими и социальными качествами,
необходимыми для осуществлениясвоего
общественно-исторического развития.
Сложились две концепции о природе человека:
социологизаторские — распространились
особенно широко среди сторонников марксистской
философии на основе тезиса о человеке
как совокупности общественных отношений.
Считалось, что никаких особых биолого-генетических
задатков индивидуум не имеет, что социальна
не только личность, но и вся биолого-физиологическая
структура человека; биологизаторские
— общей чертой, является толкование сущности
человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития
является борьба за существование и естественный
отбор. Выживают только сильнейшие (иногда
при этом употребляется понятие «сверхчеловек»),
погибают или должны погибать все слабые
и неприспособленные к среде.
17.Проблема личности.
Соотношение понятий индивид,
человек, личность.Индивид (от лат. individuum — неделимое)
— обозначение единичного в отличие от
совокупности, массы; отдельное живое
существо, особь, отдельный человек —
в отличие от коллектива, социальной группы,
общества в целом.Личность — человеческий
индивид в аспекте его социальных качеств,
формирующихся в процессе исторически
конкретных видов деятельности. Личность
формируется в процессе деятельности,
общения. Иначе говоря, формирование ее
есть в сущности процесс социализации
индивида. Этот процесс требует от человека
продуктивной активности, выраженной
в постоянной корректировке своих действий,
поведений, поступков. Это вызывает необходимость
развития способности самооценки, что
связано с развитием самосознания. Самосознание
и самооценка в совокупности образуют
тот основной стержень личности, вокруг
которого складывается неповторимая специфика
личности. При этом только в деятельности
индивид выступает и самоутверждается
как личность, иначе он остается вещью
в себе. Чел-ловек может строить любые
иллюзии на свой счет, но то, чем он является
в действительности, может быть обнаружено
только в деле. И именно по нему другие
люди могут оценить его личность. Социально-деятельная
сущность лежит в основе социализации
индивида, в процессе которого и формируется
личность. Личность есть совокупность
трех ее основных составляющих: биогенетических
задатков, воздействия социальных факторов
и ее психосоциального ядра — «Я». Это
Я определяет характер психики человека,
сферу мотивации, способ соотнесения своих
интересов с общественными, уровень притязаний,
основу формирования убеждений, ценностных
ориентации, мировоззрения. Оно же является
основой формирования социальных чувств
человека: собственного достоинства, долга,
ответственности, совести, справедливости
и т.д. Субъективно, для индивида, личность
выступает как образ его Я — он то и служит
основой внутренней самооценки и представляет
собой щр, каким индивид видит себя в настоящем,
будущем, каким он хотел бы быть. Человек
как 59 личность есть процесс, требующий
неустанной душевной работы. Главным результирующим
свойством личности является мировоззрение.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я?
в чем смысл моей жизни? Только выработав
то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь
в жизни, получает возможность осознано,
целенаправленно действовать, реализуя
свою сущность.(самореализация). Человека
философия понимает как целостность. Сущность
человека связана с общественными условиями
его функционирования и развития, с деятельностью,
в ходе которой он оказывается и предпосылкой
и продуктом истории. Индивидуальность
не только обладает различными способностями,
но еще и представляет некую их целостность.
Лишение индивида общения и возможности
выбора отрицательно сказывается на развитии
личности. Еще страшнее навязывание чужой
воли. Человек, полностью подчиненный
другому уже не есть личность. Свобода
есть неотъемлемый атрибут личности. Люди
обладают значительной свободой в определении
целей своей деятельности, средств для
ее достижения. Свобода следовательно
не абсолютна и претворяется в жизнь как
осуществление возможности путем выбора
определенной цели и плана действий. Жизнь
прекрасна сама по себе. Уже сознание этого
наполняет нашу жизнь смыслом. Радость,
надежда, любовь, совесть, мужество, добро,
верность в дружбе, уважение к старшим,
способность бороться с собственными
недостатками и пороками — все эти духовные
ценности наполняют нашу жизнь смыслом,
выступая в совокупности. Проблема личности
в философии - это прежде всего вопрос
о том, какое место занимает человек в
мире, чем он фактически является и чем
он может стать, каковы границы его свободного
выбора и социальной ответственности.
Хотя отдельный человек не властен над
результатами совокупной общественной
деятельности, он всегда обладает свободой
выбора и именно этот выбор конституирует
его как личность. В своём первонач. значении
слово "личность" обозначало маску,
роль, исполнявшуюся актером в греческом
театре (лат. persona; ср. рус. "личина").
Личность вне общины или полиса (города-государства)
для древнегреческой философии так же
нереальна, как биологический орган, оторванный
от целого организма ("человек - политическое
животное", Аристотель). Однако уже в
античности возникает проблема несовпадения
реального поведения человека и его "сущности",
какой он сам ее видит, и связанные с этим
мотивы вины и ответственности. Разные
религиозно-философские системы выделяют
разные стороны этой проблемы. Если в античной
философии личность выступала преимущественно
как отношение, то в христианстве она понимается
как особая сущность, "индивидуальная
субстанция" рационального характера
(Боэции), синоним нематериальной души.
В философии Нового времени, начиная с
Декарта, распространяется дуалистическое
понимание личности (тело и дух), на первый
план выдвигается проблема самосознания
как отношения человека к самому себе;
понятие "личности" практически сливается
с понятием "Я", тождество личности
усматривается в ее сознании. По Канту,
человек становится личностью благодаря
самосознанию, которое отличает его от
животных и позволяет ему свободно подчинять
свое "Я" нравственному закону (категорическому
императиву: "…поступай так, чтобы ты
всегда относился к человечеству и в своём
лице, и в лице всякого другого также как
к цели и никогда не относился к нему только
как к средству"). В ходе развития философского
мышления уточнялись и дифференцировались
отдельные проблемы исследования личности,
ее биологические и социальные детерминанты,
степени свободы личности по отношению
к природе, обществу и самой себе. Личность
и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись
как равные, однопорядковые величины.
Отсюда, с одной стороны, свойственное
метафизическому материализму принижение
личности, рассмотрение её главным образом
как продукта социальной или биологической
среды, а с другой - волюнтаристское понимание
личной свободы как произвола, отрицающего
естественную и историческую необходимость.
При этом личность оказывается либо абсолютным
демиургом (творцом), либо трагически страдающим
началом, гибнущим под натиском внечеловеческих
безличных сил (романтики). Диалектико-материалистическая
философия снимает эти противоположности.
Если "сущность человека", не "...
абстракт, присущий отдельному индивиду",
а "... совокупность всех общественных
отношений" (Маркс), то абсолютное противопоставление
индивида обществу лишается смысла. Мир
перестает быть простой совокупностью
"внешних" вещей, становится человеческим
миром, а человеческий индивид обретает
социальную природу. Основа формирования
личности как в фило-, так и в онтогенезе
(в родовом и индивидуальном развитии)
- общественная производственная деятельность,
всегда предполагающая взаимодействие
с другими. Учение об общественно - исторической
природе человека не снимает проблемы
личности. Безличные общественные отношения,
противостоящие индивиду как нечто внешнее,
объективное, от его воли не зависящее,
суть объективизации деятельности прошлых
поколений, т.е. опять-таки "живых личностей".
Бессильный в качестве абстрактного, изолированного
индивида, человек становится творцом
истории совместно с другими, в составе
классов и социальных групп. В ходе исторического
развития меняются не только преобладающие
социальные типы личности, их ценностные
ориентации, но и сами взаимоотношения
личности и общества. В первобытном обществе
отдельный человек не был самостоятельным
пo отношению к общине. Лишь усложнение
и дифференциация общественной деятельности
создают предпосылки для автономии личности.
Однако процесс этот глубоко противоречив.
"... В ходе исторического развития, -
и как раз вследствие того, что при разделении
труда общественные отношения неизбежно
превращаются в нечто самостоятельное,
- появляется различие между жизнью каждого
индивида, поскольку она является личной,
и его жизнью, поскольку она подчинена
той или другой отрасли труда и связанным
с ней условиям" (Маркс).